Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа
В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.
1. Введение 3
2. Что такое мышление, его задача и функция 4
3. Стадии мышления: 5
- допонятийное 5
- понятийное 5
4. Виды мышления: 6
- наглядно-действенное 6
- наглядно-образное 6
- словесно-логическое 6
5. Операции мыслительной деятельности 7
- сравнение 7
- анализ 7
- синтез 7
- абстракция 7
- обобщение 7
6. Понятие памяти 8
7. Структура памяти: 9
- сенсорная 9
- кратковременная 9
- долговременная 10
8. Процессы памяти: 11
- запоминание 12
- сохранение 12
- воспроизведение 13
9. Виды памяти: 14
- непроизвольная 14
- произвольная 14
10. Что такое забывание 15
11. Факторы, влияющие на забывание: 16
- возраст 16
- неиспользование информации и ее характер 16
- интерференция 16
- подавление 17
12. Заключение 18
13. Документы 19
14. Список литературы
Содержание
1. Введение | 3 |
2. Что такое мышление, его задача и функция | 4 |
3. Стадии мышления: | 5 |
- допонятийное | 5 |
- понятийное | 5 |
4. Виды мышления: | 6 |
- наглядно-действенное | 6 |
- наглядно-образное | 6 |
- словесно-логическое | 6 |
5. Операции мыслительной деятельности | 7 |
- сравнение | 7 |
- анализ | 7 |
- синтез | 7 |
- абстракция | 7 |
- обобщение | 7 |
6. Понятие памяти | 8 |
7. Структура памяти: | 9 |
- сенсорная | 9 |
- кратковременная | 9 |
- долговременная | 10 |
8. Процессы памяти: | 11 |
- запоминание | 12 |
- сохранение | 12 |
- воспроизведение | 13 |
9. Виды памяти: | 14 |
- непроизвольная | 14 |
- произвольная | 14 |
10. Что такое забывание | 15 |
11. Факторы, влияющие на забывание: | 16 |
- возраст | 16 |
- неиспользование информации и ее характер | 16 |
- интерференция | 16 |
- подавление | 17 |
12. Заключение | 18 |
13. Документы | 19 |
14. Список литературы | 29 |
1. Введение
Памяти и мышлению посвящено множество специальных исследований, о них написаны сотни научных и популярных книг и статей. С незапамятных времен в их тайны пытаются проникнуть философы и физиологи, генетики и химики, психологи и психиатры.
В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.
2. Что такое мышление, его задача и функция
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
3. Стадии мышления
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
1) нечувствительность к противоречиям,
2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),
3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
4) отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
Так, Л. С. Выгодский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий.
Первый — ребенку 2—3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — это синкретизм детского мышления. На II этапе — дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. III этап проявляется в 6—8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9—12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на V этапе, в юношеском возрасте 14—18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
4. Виды мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
5. Операции мыслительной деятельности.
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция
и обобщение являются двумя взаимосвязанными
сторонами единого
6. Понятие памяти
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
7. Структура памяти
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Сенсорная память
Как следует из ее названия, сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами (см. документ 1.1).
Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя (см. документ 1.2).
Кратковременная память
В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
Длительность. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.
Информация о работе Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности