Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа
В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.
1. Введение 3
2. Что такое мышление, его задача и функция 4
3. Стадии мышления: 5
- допонятийное 5
- понятийное 5
4. Виды мышления: 6
- наглядно-действенное 6
- наглядно-образное 6
- словесно-логическое 6
5. Операции мыслительной деятельности 7
- сравнение 7
- анализ 7
- синтез 7
- абстракция 7
- обобщение 7
6. Понятие памяти 8
7. Структура памяти: 9
- сенсорная 9
- кратковременная 9
- долговременная 10
8. Процессы памяти: 11
- запоминание 12
- сохранение 12
- воспроизведение 13
9. Виды памяти: 14
- непроизвольная 14
- произвольная 14
10. Что такое забывание 15
11. Факторы, влияющие на забывание: 16
- возраст 16
- неиспользование информации и ее характер 16
- интерференция 16
- подавление 17
12. Заключение 18
13. Документы 19
14. Список литературы
В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим Себе, например, что мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а линия оказалась занятой. Если при этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут нам придется искать его снова.
Емкость. С 1885 года Эббингауз (рис. 1.1) ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, десять).
Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память – в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма (см. документ 1.3).
Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножить 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.
Долговременная память
Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.
Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.
8. Процессы памяти
Память состоит из ряда психических процессов, каждый из которых для нас представляет интерес.
Соотношение этих процессов у разных людей может быть различным.
Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Обратимся к существующим классификациям процесса запоминания.
Различные критерии, положенные в основу этих классификаций, позволяют выделить преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (или непроизвольное), механическое и логическое запоминание.
|
Временной критерий, положенный в основу классификации, дает возможность выделить виды запоминания
|
Прочность запоминания достигается во многом благодаря повторению. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Однако не всякое повторение продуктивно. Однообразное, механическое, «в один прием» повторение, например, требует большого терпения, значительных временных затрат и не отличается прочностью.
Гораздо эффективнее использовать активное, разнообразное по форме, распределенное во времени повторение. Работая с запоминаемым материалом, выделяйте в нем главное, определить логическую последовательность информации, составить схемы, находить примеры, подобрать иллюстрирующий материал.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Существуют следующие уровни хранения информации:
Кратковременная память обеспечивает возможность более длительного, по сравнению с предыдущим уровнем, хранения (использования) информации: например, если мы хотим узнать номер телефона (которым должны воспользоваться однократно), наша память будет удерживать его лишь до тех пор, пока мы совершаем его набор. Вероятнее всего, при первых звуках голоса интересующего нас абонента номер исчезнет из нашей памяти бесследно. Если же информация обладает для нас ценностью, то велика вероятность перехода ее из уровня кратковременной памяти на уровень долговременной.
Непосредственную связь памяти и ощущений можно проследить в существующей традиционной классификации видов образной памяти. Основной сенсорный канал поступления информации и определяет возможные 5 видов
Зрительная
память
Осязательная
память Обонятельная
память
Вкусовая память
Как правило, у разных людей эти виды памяти развиты в разной степени: у кого-то преобладает зрительная память, у кого-то ведущим является слуховой тип памяти.
Воспроизведение — весьма интересный для изучения и своеобразный процесс. Если разобраться, то окажется: именно ради того, чтобы в нужном месте и в нужное время воспроизвести информацию, и «работают» запоминание и сохранение, т. Е. по сути, запоминание и сохранение «обслуживают» воспроизведение, обеспечивая конечный результат памяти. Своеобразие заключено в одной его особенности: воспроизводится чаще всего не буквально то, что увидено, услышано и т. Д. (т. Е. то, что воспринято раньше), а некий результат, сложнейшее сочетание объективных фактов, наших мыслей о них, испытанных чувств, предыдущего жизненного опыта, наконец. Ко всему этому следует прибавить наши желания и образы фантазии, дополняющие объективную реальность. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, например, почему изобилуют явно «фантазийными» подробностями воспоминания детей; почему люди с разным жизненным опытом, припоминая одну и ту же информацию или событие жизни, по-разному его излагают.
9. Виды памяти
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.
10. Что такое забывание
Но нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. К ним относится, например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей (см. документ 1.4).
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.
11. Факторы, влияющие на забывание
Информация о работе Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности