Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа
В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.
1. Введение 3
2. Что такое мышление, его задача и функция 4
3. Стадии мышления: 5
- допонятийное 5
- понятийное 5
4. Виды мышления: 6
- наглядно-действенное 6
- наглядно-образное 6
- словесно-логическое 6
5. Операции мыслительной деятельности 7
- сравнение 7
- анализ 7
- синтез 7
- абстракция 7
- обобщение 7
6. Понятие памяти 8
7. Структура памяти: 9
- сенсорная 9
- кратковременная 9
- долговременная 10
8. Процессы памяти: 11
- запоминание 12
- сохранение 12
- воспроизведение 13
9. Виды памяти: 14
- непроизвольная 14
- произвольная 14
10. Что такое забывание 15
11. Факторы, влияющие на забывание: 16
- возраст 16
- неиспользование информации и ее характер 16
- интерференция 16
- подавление 17
12. Заключение 18
13. Документы 19
14. Список литературы
Афазии (расстройства речи)
У словесного общения есть две стороны: экспрессивная (передача информации путем устной или письменной речи) и рецептивная (восприятие и расшифровка устной или письменной информации). При любом повреждении нервных центров, ответственных за речевые функции (а тем самым и за механизмы общения), какая-либо из этих функций может существенно нарушаться.
Гудгласс рассматривает такого рода расстройства, называемые афазиями, как нарушение способности пользоваться языком или «вспоминать» его. В зависимости от того, какие именно области мозга поражены (см. рис. 1.4), у больного может быть нарушено либо произнесение слов (при повреждениях в лобных долях), либо письмо (в теменных долях), либо понимание речи - устной (в височных долях) или письменной (в затылочных долях). Важно отметить, что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария.
Расстройства активной речи (устной или письменной)
Нарушения артикуляции (афазия Брока). Если повреждение локализовано в лобной доле в области центра устной речи, то у больных возникают серьезные расстройства, связанные с невозможностью называть буквы или числа и, особенно с колоссальными затруднениями при попытках произнести слово, которое они, тем не менее, хорошо узнают.
Нарушения письма (аграфии). Практически такое состояние представляет собой апраксию, затрагивающую письменную речь, и выражается в том, что мозг не может «вспомнить», как надо программировать и координировать движения руки при письме. Так бывает при повреждениях в верхней части лобной доли или в задней части теменной доли.
Рис. 1.4. Локализация в коре головного мозга зон, ответственных за восприятие (1, 2, 3), программирование движений (I и I') и речь (А, В, С, D). При повреждениях этих участков может возникнуть зрительная агнозия (1), слуховая агнозия (2), тактильная агнозия (3), апраксия (I и I'), нарушения устной речи (А), письма (О и I'), понимания устной речи (В) или чтения (C).
Нарушения восприятия речи
Расстройства понимания устной речи (афазия Вернике). Они возникают при повреждениях слуховой коры в задних отделах височной доли. При этом больной говорит более или менее нормально, если не считать того, что, порой, он начинает заговариваться, подменять слова или составлять новые слова из различных «кусочков»: Однако главная особенность такой афазии-то, что больной слышит почти все обращенные к нему слова, однако испытывает неимоверные затруднения в их понимании: он не может правильно расшифровать услышанное. Такое расстройство - частный случай слуховой агнозии - может доходить до полной «речевой глухоты».
Нарушения чтения (алексия). При повреждении в области зрительной коры (затылочная доля) у некоторых больных возникают затруднения в распознавании букв и слов, хотя они их видят. Если при этом чтение становится совершенно невозможным, то говорят о полной алексии. При этом больные чувствуют себя перед письменным текстом так, как чувствовал бы себя абсолютно не знающий французского языка немец перед французской книжкой. Однако разница между таким больным и иностранцем, не знающим того или иного языка, состоит в том, что у больного утрачивается восприятие текста на родном языке, на котором он говорил с самого раннего детства.
Описанные выше нарушения редко встречаются «в чистом виде», затрагивающем лишь какую-то одну сторону языкового общения. Трудности понимания и четкого описания афазии связаны именно с тем, что при повреждениях мозга эта аномалия обычно возникает не изолированно - она чаще всего сопровождается другими нарушениями двигательных функций или восприятия типа агнозий или апраксий, частным случаем которых по существу и являются афазии.
14. Список литературы
1. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007 г.
2. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 г.
3. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное, Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996 г.
Информация о работе Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности