Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание

В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти и мышления, их тайна до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о них все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы.

Содержание

1. Введение 3
2. Что такое мышление, его задача и функция 4
3. Стадии мышления: 5
- допонятийное 5
- понятийное 5
4. Виды мышления: 6
- наглядно-действенное 6
- наглядно-образное 6
- словесно-логическое 6
5. Операции мыслительной деятельности 7
- сравнение 7
- анализ 7
- синтез 7
- абстракция 7
- обобщение 7
6. Понятие памяти 8
7. Структура памяти: 9
- сенсорная 9
- кратковременная 9
- долговременная 10
8. Процессы памяти: 11
- запоминание 12
- сохранение 12
- воспроизведение 13
9. Виды памяти: 14
- непроизвольная 14
- произвольная 14
10. Что такое забывание 15
11. Факторы, влияющие на забывание: 16
- возраст 16
- неиспользование информации и ее характер 16
- интерференция 16
- подавление 17
12. Заключение 18
13. Документы 19
14. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Физиология и психология труда (2).doc

— 1,001.00 Кб (Скачать документ)

      В самых различных ситуациях - надо ли нам вспомнить дорогу, по которой  мы в детстве ходили в школу, или решить в уме уравнение в нашем сознании встают такие образы, и мы развиваем их по мере движения нашей мысли.

      Мы  уже знаем, что в конце прошлого века структуралисты пытались, хотя и  без особого успеха, очертить содержание мысли. Для этого они пробовали  методом интроспекции исследовать, как происходит объединение одних образов с другими.

      Несколько позднее Дэвис просил испытуемых, научившихся находить дорогу в лабиринте с завязанными глазами, нарисовать на бумаге проходимый путь. Оказалось, что даже если большинство из них могли воспроизвести эти «когнитивные карты», то некоторые испытуемые были неспособны это сделать, а лишь запоминали путь с помощью словесных ориентиров («здесь я поворачиваю направо, затем налево, затем опять направо» и т.д.). Значит, мысленные образы не у всех формируются одинаково.

      Пиаже и Инхельдер показали, что первые внутренние образы формируются у  ребенка в возрасте от полутора до двух лет. Но только к 7-8 годам они  становятся достаточно гибкими для  того, чтобы с их помощью находить решения задач, требующих конкретной оперативной мысли, например задач на изменение формы или объема (подробнее см. ниже в настоящей главе).

      Главная проблема заключается в том, чтобы  узнать, как же формируются такие  образы в нашем мозгу. Формируются  ли они раз и навсегда, подобно фотографическому изображению? Или они реконструируются по мере надобности? Учитываются ли в них истинные размеры предмета, или же только относительные масштабы по сравнению с другими предметами?

      Косслин просил испытуемых представить себе животное, например собаку или кролика. Затем он предлагал «поместить» рядом с этим животным слона. Испытуемые сообщали, что слон при этом занимал все «изображение». Если же рядом с кроликом надо было представить себе муху, то внезапно все «место» начинал занимать кролик. Кроме того, если кролик находился рядом со слоном, то для того, чтобы «рассмотреть» его нос, требовалось гораздо больше времени, чем, если рядом с ним была муха.

      Косслин просил также своих испытуемых мысленно пройти к какому-то воображаемому предмету или животному и остановиться, когда этот предмет или животное начнет полностью заслонять горизонт. Оказалось, что испытуемый «останавливается» раньше, если предметом будет дом, а не шалаш, или дуб, а не цветок.

      Из  таких наблюдений следует, что мы можем мысленно организовывать хранящуюся в памяти информацию, для того чтобы реконструировать образы, связанные с какими-то воспоминаниями или понятиями.

      Однако  это лишь первые шаги в изучении нашего внутреннего мира, наполненного миллионами элементов информации, собирающихся в новые структуры по мере необходимости. Одна из главных задач когнитивной психологии - раскрыть, как с помощью подобных механизмов память и мышление организуют наше внутреннее отображение мира.

      Документ  1.3. Мнемотехнические приемы

      Иногда  бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное  содержание главы какой-то книги  или доклада. Человек во все времена  пытался найти способы, позволяющие  запоминать подобную информацию. Для  этого были разработаны мнемотехнические (мнемонические) приемы от песенок до очень сложных методик. Ясно, что использование таких приемов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме. Здесь мы рассмотрим некоторые из таких приемов.

      Методы  группировки

      В этой главе мы уже писали о том, что номер телефона или банковского  счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. То же самое касается, например, списка необходимых покупок. Например, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше будет разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.

      Методы  рифм и ритма

      Этот  пример хорошо знаком детям, заучивающим  цифры. Он лежит в основе считалок, например:

      «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять» и т. д. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.

      Метод акронимов и акростихов

      Метод акронимов - это очень распространенный (может быть, даже слишком распространенный) прием, состоящий в том, чтобы  составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет и т. п. Этот метод, в частности, используют в названиях множества организаций, институтов и проч., которые мы теперь часто знаем уже только по их акрониму: СЭВ, ООН, НАТО и т. п. Действительно, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается ЮНЕСКО?

      Что касается акростихов, то это такие  стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для  запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок: «Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет». Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов (I пара - ольфакториус (обонятельный), 12-я пара - хипоглоссус (подъязычный))

      Цепной  метод

      Это более сложный метод, при котором  элементы какого-то списка стараются  ассоциировать друг с другом в  цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные  для каждой пары ее звеньев. Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна; этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.

      Метод «мест»

      При подготовке своих речей древние  греческие и римские ораторы  использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой  они ежедневно ходили в городе («места»). Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй-урне на углу улицы, третий - фонтану на площади и т.п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.

      Можно использовать этот прием и для  решения более приземленных задач - например, для запоминания уже  приведенного выше списка продуктов. Для  этого можно, например, мысленно пройти по дому и «разместить» в каждой части дома один из продуктов - хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т.д. (рис. 1.3).

        

      Рис. 1.3. «Метод мест» может быть использован для самых практичных целей - например, для запоминания списка покупок в продовольственном магазине.

      Метод парных ассоциаций

      В этом методе используются одновременно рифмы и мысленные образы. Сначала  нужно срифмовать десять (а при  желании и 20) чисел с какими-то словами, например: один - магазин, два - трава, три - пузыри, четыре - в квартире, пять - кровать, шесть - жесть, семь - тень, восемь - осень, девять - деверь, десять - месяц. Теперь вернемся опять к нашему списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т. д. Потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.

      Все эти приемы на первый взгляд кажутся  детской игрой. Однако при хорошей  организации материала и удачном  ассоциировании мысленные образы, создаваемые  в результате таких ассоциаций, могут  быть надежным средством запоминания списка элементов, имеющих друг с другом мало общего.

      Даже  в том случае, если усилия на составление  мнемонических схем покажутся вам  чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно «стоит свеч»: требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.

      Документ  1.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова

      Мозг - очень хрупкий орган. Он состоит  из сотен миллиардов нейронных цепей, в каждую из которых входят сотни синапсов. Все эти цепи повреждаются при сотрясениях, травмах или кровоизлияниях. Работа их может также серьезно нарушаться при злоупотреблении некоторыми лекарственными препаратами или просто из-за ускоренного старения нервной системы.

      Одним из первых признаков таких нарушений  часто бывает более или менее  глубокое и специфическое забывание  какого-то приобретенного опыта. При  амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. При агнозиях нарушается зрительное, слуховое или тактильное восприятие и человек не узнаёт предметы или людей. При апраксиях больной не может воспроизводить определенные действия. Наконец, при афазиях затрагивается одна из областей мозга, ответственных за речь.

      Амнезии (нарушения памяти на события)

      Как мы уже знаем, для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Если в этот период у человека произойдет, например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествовавших сотрясению, могут не запомниться.

      Невозможность вспомнить события, предшествующие травме, называется ретроградной амнезией. Как правило, при этом страдает та информация, которая уже закреплена в долговременной памяти. Однако в ряде случаев хронической алкогольной интоксикации или маразма, обусловленного преждевременным старением нервной системы, разрушаются целые блоки памяти, и человек иногда не может даже вспомнить свое имя или способ обращения с таким привычным предметом, как, например, вилка.

      Напротив, при антероградной амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную. Такие больные не могут усваивать новую информацию или новые формы поведения. Подобные нарушения тоже могут быть связаны с травмами мозга или сенильными психозами.

      Агнозии (нарушения восприятия)

      При агнозиях - нарушениях восприятия - рецепторы не затрагиваются, и информация нормально поступает в область мозга, ответственную за ее переработку. Однако вследствие повреждения этой области информация не расшифровывается или расшифровывается плохо.

      При зрительной агнозии больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его распознать. Например, он зрительно не узнаёт вилку, но если его попросить принести эту вещь, то он тут же выполняет приказание (так как слуховое восприятие остается нормальным).

      Напротив, при слуховой агнозии выдающийся музыкант, например, может после травмы не узнать мелодию, которую он много раз слышал и играл, однако при чтении партитуры он будет ее прекрасно узнавать.

      Больные с тактильной агнозией не могут на ощупь с завязанными глазами узнать предметы, которые они раньше много раз держали в руках. Но стоит снять повязку с глаз, и предмет тотчас же узнается.

      Апраксин (нарушения программирования движений)

      Невозможность выполнять какие-то движения иногда может быть обусловлена повреждением тех зон мозга, где в норме эти движения программируются или координируются. Однако некоторые симптомы позволяют отнести подобную патологию к нарушениям памяти.

      При апраксии больные порой не могут  осуществлять такие простые действия, как одевание, или же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких больных пытался зажечь свечку, чиркая ею по спичечной коробке.

Информация о работе Мышление, память и их характеристики в трудовой деятельности