Мышление в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
2. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
3. Исследовать основные психологические теории мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6
1.1.Характеристика мышления как психологического процесса……………...6
1.2. Виды мышления в психологическом процессе…………………………...10
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА……………………………………………………………………….18
2.1. Основные понятия в исследовании мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18
2.2.Сравнительный анализ теорий мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мышление.docx

— 70.35 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6

1.1.Характеристика мышления  как психологического процесса……………...6

1.2. Виды мышления в  психологическом процессе…………………………...10

ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО 

ПОДХОДА……………………………………………………………………….18

2.1. Основные понятия в  исследовании мышления с позиции  деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18

2.2.Сравнительный анализ  теорий мышления с позиции  деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Обучать надо не мыслям, а мышлению»- эти слова известного философа Иммануила Канта, вполне актуальны для наших дней. С середины XX века в зарубежной педагогике разворачивается новое направление «обучение мышлению», организатором которого становится американский психолог Джером Брунер. Идея развития мышления - становится одной из приоритетных и в нашей отечественной психологии.

Мышление - процесс познания, который связан с открытием субъективно  нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается  и изучается как психический  процесс и как процесс решения  задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми  личностей особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями  и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический  процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

На протяжении XX века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели. Среди них — Дж. Уотсон, Ж. Пиаже, Вертгеймер, О. Зельц, З. Фрейд и др. Среди отечественных ученых можно назвать С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. В. и др.

Исследованиями мышления в настоящее  время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они  обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти  науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Актуальность  темы заключается в том, что виды мышления развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере. Распространённым примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях не достаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.

Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:

  1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
  2. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
  3. Исследовать основные психологические теории мышления.
  4. Рассмотреть мышление с позиции деятельностного подхода.
  5. Провести сравнительный анализ теорий мышления различных деятелей.
  6. Сделать выводы.

Объектом исследования является мышление как познавательный процесс.

Предметом исследования является изучение мышления с позиции деятельностного подхода.

Методологическая  основа исследования: ведущие положения психолого-педагогической науки об объективном развитии личности, о гуманизации и индивидуализации обучения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); учение о закономерностях и движущих силах психического развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); принципы системного и деятельностного подходов к исследованию процесса познания и формированию личности (A.B. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.).

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в нем обобщен и систематизирован материал по проблеме мышления в психолого-педагогической литературе с позиции деятельностного подхода.

Практическая  значимость: результаты исследование могут быть полезными для студентов как педагогических, так и психологических ВУЗаз, учителям и психологам начальной школы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС

1.1.Характеристика  мышления как психологического  процесса

 

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления[2,с.89].

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через  другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные  теоретические знания. Косвенное  познание и есть познание опосредованное[17,с.194].

Вторая особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом[12,с.207].

Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком  ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению[17,с.199].

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие  отношений между предметами, выявление  связей и отделение их от случайных  совпадений. Мышление оперирует понятиями  и принимает на себя функции обобщения  и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи  и отношения между познаваемыми объектами[2,с.86].

Мышление - высшая форма активного  отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном отражении субъектом  существенных связей и отношений  действительности, в творческом созидании  новых идей, прогнозировании событий  и действий (говоря языком философии); функция высшей нервной деятельности (говоря языком физиологии); понятийная (в системе языка психологии) форма  психического отражения, свойственного  только человеку, устанавливающая с  помощью понятий связи и отношения  между познаваемыми феноменами. Мышление имеет ряд форм - от суждений и умозаключений до творческого и диалектического мышления и индивидуальные особенности как проявление ума с использованием имеющихся знаний, запаса слов и индивидуального субъективного тезауруса, т.е. [17,с.207]:

  1. словарь языка с полной смысловой информацией;
  2. полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку - с греч. thesauros - запас).

Структура мыслительного  процесса.

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности  понять. При этом решение задачи является естественным завершением  мыслительного процесса, а прекращение  его при недостигнутой цели будет  воспринято субъектом как срыв или  неудача. С динамикой мыслительного  процесса связано эмоциональное  самочувствие субъекта, напряженное  в начале и удовлетворенное в  конце.

Начальной фазой мыслительного  процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует  большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она  есть. Возникновение вопросов (что  характерно для детей) есть признак  развивающейся работы мысли. Человек  видит тем больше проблем, чем  шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний[12,с.208].

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными  способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта) для решения которых  достаточно лишь по-новому соотнести  исходные данные и переосмыслить  ситуацию.

В большинстве случаев  для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов  решения.

Применение правила включает две мыслительные операции[2,с.87]:

  • определить, какое именно правило необходимо привлечь для решения;
  • применение общего правил к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы  действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется  очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который  осознается как гипотеза. Осознание  гипотезы порождает потребность  в проверке. Критичность - признак  зрелого ума. Некритический ум легко  принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит  к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия  задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями  и образами и который завершается  каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Мышление человека, направленное на понимание предметов и явлений  объективного мира, его закономерностей, требует того, чтобы в этом процессе учитывались и выполнялись все  психологические условия, от которых  зависит вся продуктивность.

 

 

 

 

1.2. Виды мышления  в психологическом процессе

 

Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Информация о работе Мышление в психологии