Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
2. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
3. Исследовать основные психологические теории мышления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6
1.1.Характеристика мышления как психологического процесса……………...6
1.2. Виды мышления в психологическом процессе…………………………...10
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА……………………………………………………………………….18
2.1. Основные понятия в исследовании мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18
2.2.Сравнительный анализ теорий мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
Процесс переноса внешнего действия
во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается
поэтапно, проходя строго определенные
стадии. На каждом этапе происходит
преобразование заданного действия
по ряду параметров. В этой теории утверждается,
что полноценное действие, т.е. действие
высшего интеллектуального
Четыре параметра, по которым преобразуется
действие при его переходе извне
внутрь, суть следующие: уровень выполнения,
мера обобщения, полнота фактически
выполняемых операций и мера освоения.
По первому из указанных параметров
действие может находиться на трех
подуровнях: действие с материальными
предметами, действие в плане громкой
речи и действие в уме. Три остальных
параметра характеризуют
Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом[5,с.256].
I. Выявление ориентировочной
II. Происходит формирование
На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. Осуществляется выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, по мнению П.Я.Гальперина, означает не только выражение действия в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного действия.
IV. Этап формирования действий
во внешней речи про себя. Здесь
осуществляется перенесение
V. Формирование действий во
Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход “из вне во внутрь”.
В заключении подведем итог проделанной работе, представив таблицу сравнительной характеристики теории мышления двух деятелей П.Я.Гальперина и О.К.Тихомирова.
Таблица 1-Сравнительная характеристика теории мышления двух деятелей П.Я.Гальперина и О.К.Тихомирова
О. К. Тихомиров |
П.Я. Гальперин | |
Этапы |
различия между условиями развития мышления в онтогенезе, в филогенезе |
действие должно пройти следующие этапы формирования умственных действий: 1. Мотивационный этап. |
Виды мышления |
мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое |
концепция планомерного формирования умственных действий |
Работы по мышлению |
мышление в области интеллектуальной деятельности и автоматизации деятельности |
концепция планомерного формирования умственных действий |
Воспитание мышления |
психология компьютеризации и психология принятия решений, развитие представлений о «новом мышлении» (как мышлении в условиях неопределенности и новых аксиологических координатах) |
воспитание через решение малых творческих задач (головоломок). |
Определение мышления |
мышление рассматривается как основа обучаемости; рассматривал мышление как опосредованное обобщенное познание объективной реальности |
мышление рассматривается как процесс решения задач, в которых нужно найти скрытое от непосредственного восприятия решение; рассматривал мышление как опосредованное обобщенное познание объективной реальности |
Позиция изучения мышления |
ориентировочная деятельность |
ориентировочная деятельность |
Мышление в теории деятельности понимали как |
прижизненно
формирующуюся способность к
решению разнообразных задач
и целесообразному |
прижизненно
формирующуюся способность к
решению разнообразных задач
и целесообразному |
Таким образом, в данной главе
мы рассмотрели исследования мышления
с позиции деятельностного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического исследования была достигнута цель и решены задачи курсовой работы.
Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная.
Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.
Определенный вклад в
развитие психологии мышления внес и
психоанализ, в котором большое
внимание уделялось проблеме бессознательных
форм мышления, а также изучению
зависимости мышления от мотивов
и потребностей человека. Именно благодаря
поиску бессознательных форм мышления
в психоанализе было сформировано понятие
«защитных психологических
В отечественной психологии
проблема мышления развивалась в
рамках психологической теории деятельности.
Разработка этой проблемы связана с
именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева
и др. Следует отметить, что деятельностная
теория мышления способствовала решению
многих практических задач, связанных
с обучением и умственным развитием
детей. На ее основе были построены
известные теории обучения и развития,
среди которых теории П. Я. Гальперина,
Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в
последнее время, с развитием
математики и кибернетики, появилась
возможность создать новую
Следует отметить, что, несмотря
на многочисленные теоретические поиски
и экспериментальные
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ