Мышление в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
2. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
3. Исследовать основные психологические теории мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6
1.1.Характеристика мышления как психологического процесса……………...6
1.2. Виды мышления в психологическом процессе…………………………...10
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА……………………………………………………………………….18
2.1. Основные понятия в исследовании мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18
2.2.Сравнительный анализ теорий мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мышление.docx

— 70.35 Кб (Скачать документ)

Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается  поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование заданного действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры  на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

Четыре параметра, по которым преобразуется  действие при его переходе извне  внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. По первому из указанных параметров действие может находиться на трех подуровнях: действие с материальными  предметами, действие в плане громкой  речи и действие в уме. Три остальных  параметра характеризуют качество сформированного на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность  и освоенность.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом[5,с.256].

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. Осуществляется ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

II. Происходит формирование действия в материальном виде. Осуществляется выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки на каждом.

На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. Осуществляется выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, по мнению П.Я.Гальперина, означает не только выражение действия в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного действия.

IV. Этап формирования действий  во внешней речи про себя. Здесь  осуществляется перенесение громкоречевого  действия во внутренний план. Становится свободное проговаривание  действия целиком “про себя”.

V. Формирование действий во внутренней  речи. Происходит выполнение действия  в плане внутренней речи с  соответствующими его преобразованиями  и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения  из сферы сознательного контроля  и переходом на уровень интеллектуальных  умений и навыков.

Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой  последовательную интериоризацию действий. Это переход “из вне во внутрь”.

В заключении подведем итог проделанной  работе, представив таблицу сравнительной  характеристики теории мышления двух деятелей П.Я.Гальперина и О.К.Тихомирова.

 

 

 

Таблица 1-Сравнительная характеристика теории мышления двух деятелей П.Я.Гальперина и О.К.Тихомирова

 

О. К. Тихомиров

П.Я. Гальперин

Этапы

различия  между условиями развития мышления в онтогенезе, в филогенезе

действие  должно пройти следующие этапы формирования умственных действий:

1. Мотивационный этап.  
2. Создание предварительного представления о действии. 
3. Материальная или материализованная форма действия 
4. Внешне речевая форма действия (громкая речь), или письменная речь. 
5. Этап громкой речи про себя. 
6. Внутренняя речь (действие в умственной форме).

Виды  мышления

мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое

концепция планомерного формирования умственных действий

Работы  по мышлению

мышление в области интеллектуальной деятельности и автоматизации деятельности

концепция планомерного формирования умственных действий

Воспитание  мышления

психология компьютеризации и психология принятия решений, развитие представлений о «новом мышлении» (как мышлении в условиях неопределенности и новых аксиологических координатах)

воспитание через решение малых творческих задач (головоломок).

Определение мышления

мышление  рассматривается как основа обучаемости; рассматривал мышление как опосредованное обобщенное познание объективной реальности

мышление рассматривается как процесс решения задач, в которых нужно найти скрытое от непосредственного восприятия решение; рассматривал мышление как опосредованное обобщенное познание объективной реальности

Позиция изучения мышления

ориентировочная деятельность

ориентировочная деятельность

Мышление  в теории деятельности понимали как

прижизненно формирующуюся способность к  решению разнообразных задач  и целесообразному преобразованию действительности

прижизненно формирующуюся способность к  решению разнообразных задач  и целесообразному преобразованию действительности

     

 

Таким образом, в данной главе  мы рассмотрели исследования мышления с позиции деятельностного подхода  на примере теорий П.Я.Гальперина и  О.К.Тихомирова и провели сравнительную  характеристику данных теорий.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате теоретического исследования была достигнута цель и  решены задачи курсовой работы.

Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его  вида, подлежащего изучению, рассматривалось  понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась  врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Позднее, с появление ассоциативной  психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматривалась  связь следов прошлого опыта и  впечатлений, полученных в настоящем  опыте. Способность к мышлению рассматривалась  как врожденная.

Мышление широко исследовалось  и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс  формирования сложных связей между  стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения  задач. Благодаря данному направлению  психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.

Определенный вклад в  развитие психологии мышления внес и  психоанализ, в котором большое  внимание уделялось проблеме бессознательных  форм мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивов  и потребностей человека. Именно благодаря  поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие  «защитных психологических механизмов».

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в  рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с  именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева  и др. Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала решению  многих практических задач, связанных  с обучением и умственным развитием  детей. На ее основе были построены  известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в  последнее время, с развитием  математики и кибернетики, появилась  возможность создать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые  в программах машинной обработки  информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность  изучить операции человеческого  мышления с использованием кибернетики  и машинных моделей интеллекта. В  настоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного  интеллекта».

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и  природе мышления нет. Бесспорным в  настоящее время является то, что  мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий  существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в  структуре мышления можно выделить определенные умственные операции.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21- 30.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  3. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) Журнал практического психолога. - 1996. - № 5. – С. 15-21.
  4. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 1008 с.
  5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий Хрестоматия. Познавательные психические процессы Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
  6. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
  8. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320с.
  9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 2006. - 223с.
  10. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.
  12. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  14. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
  16. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М. : ВЛАДОС, 2005. -576с.
  17. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
  18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 256 с.
  19. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002.- 315 с.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713
  21. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический проект, 2001. – 544 с.
  22. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 592.
  23. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 2005. – 194с.
  24. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
  25. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1999. – 455с.
  26. Холодная М. А. Общие вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  27. Хорни К. Собрание сочинений: в 3т. – М., 2007. – 572с.
  28. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. – Р.-на-Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
  29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М: Знание, 2004. – 434с.
  30. Энциклопедический словарь./Под ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 736 с.
  31. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 2007. – 574 с.

Информация о работе Мышление в психологии