Мышление в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение и исследование мышления с позиции деятельностного подхода.
Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.
2. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии.
3. Исследовать основные психологические теории мышления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………………………………..6
1.1.Характеристика мышления как психологического процесса……………...6
1.2. Виды мышления в психологическом процессе…………………………...10
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА……………………………………………………………………….18
2.1. Основные понятия в исследовании мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...18
2.2.Сравнительный анализ теорий мышления с позиции деятельностного подхода…………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Мышление.docx

— 70.35 Кб (Скачать документ)

Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык. Мышление играет важную роль в попытках человека адаптироваться к реальной жизни. Результатом мышления выступает мысль, идея, понятие[17,с.194].

Познавательная психическая  деятельность человека сложна и многообразна. Познание начинается с того, что  анализаторы доставляют нам разнообразные  ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для нас наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная  информация поступает в хранилища  долговременной и кратковременной  памяти, а затем наступает очередь  мышления. Одной из основных задач  мышления выступает выявление связей, принятие решения и прогнозирование. В результате мышления возникает  новое знание, которое не может  быть получено из непосредственного  опыта. Таким образом, мышление тесно  связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо вне языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовывать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.

Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят, в частности, в том, что[2,с.98]:

  • оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
  • оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
  • мышление выходит за пределы чувственного познания;
  • оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
  • оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.

Мышление как особый психический  процесс имеет ряд специфических  характеристик и признаков. Мышление как особый психический процесс  имеет ряд специфических характеристик  и признаков. Первым таким признаком  является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение  общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений  к единичным предметам и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается  в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках  предметов и явлений без непосредственного  контакта с ними, а путем анализа  косвенной информации.

Следующей важнейшей характерной  особенностью мышления является то, что  мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации[12,с.210].

Исключительно важная особенность  мышления — это неразрывная связь  с речью. Тесная связь мышления и  речи находит свое выражение прежде всего в том, Что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет  звуковой формы, например в случае с  глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена — не одно и то же. Мыслить —  это не значит говорить вслух или  про себя. Свидетельством этому может  служить возможность высказывания одной и той же мысли разными  словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы  выразить свою мысль. Несмотря на то, что  возникшая у нас мысль нам  самим понятна, часто для ее выражения  мы не можем найти подходящую словесную  форму.

Как и всякий психический  процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой  для более элементарных психических  процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого  мнения о значимости и порядке  взаимодействия всех физиологических  структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в  мыслительной деятельности как одном  из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Мышление присутствует во всех других познавательных психических  процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все  высшие формы этих процессов в  определенной степени, в зависимости  от уровня своего развития, связаны  с мышлением. Мышление — это особого  рода деятельность, имеющая свою структуру  и виды.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Понятийное мышление —  это такое мышление, в котором  используются определенные понятия. При  этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с  помощью специальных методов  какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими  людьми и выраженными в форме  понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это  вид мыслительного процесса, в  котором используются образы. Эти  образы извлекаются непосредственно  из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач  соответствующие образы мысленно преобразуются  так, что в результате манипулирования  ими мы можем найти решение  интересующей нас задачи. Чаще всего  такой вид мышления преобладает  у людей, деятельность которых связана  с каким-либо видом творчества[12,с.212].

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями  теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая  перед нами различные стороны  бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающее нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста[2,с.87].

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. Оно формируется в  течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий  и логических операций в ходе обучения.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают также реалистическое и аутистическое, продуктивное и  репродуктивное мышление.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Необходимо также вычленять  непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации  образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Следует отметить, что все  эти виды мышления могут рассматриваться  и как уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень  развития, чем образное.

В современной науке существуют различные подходы к пониманию  онтогенезе развития мышления. Наиболее известны две концепции - Ж. Пиаже  и П.Я. Гальперина. В операциональной  теории Пиаже выделяет четыре стадии развития мышления:

1) сенсомоторного интеллекта (1-2 года). Стадия развития способности воспринимать предметы реального мира, окружающие ребенка, познавать и осмысливать их свойства и признаки. К концу стадии ребенок начинает выделять себя из окружающего мира и познавать себя;

2) операционального мышления (2-7 лет). Здесь происходит развитие  речи и наглядных представлений.  В этой стадии появляется ряд  особенностей мышления: ошибочные  классификации предметов по случайным  и второстепенным признакам, трудности  принятия позиции другого человека (эгоцентризм) и др.

Эгоцентризм (лат. ego и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособность индивида изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, встать на чужую точку зрения даже перед лицом противоречащей его мнению информации. Эта черта свойственна детям на определенном этапе развития мышления (2-7 лет);

3) конкретных операций (7-8 - 11-12 лет). Умственные операции становятся обратимыми. Дети теперь могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы (если: А = В и В = С, то А=С; и А + В = В + А). Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация).

Сериация - объединение объектов в ряд в последовательном порядке.

4) формальных операций (11-12 - 14-15 лет). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать.

В основе идей П.Я. Гальперина лежит мысль о генетической связи  интеллектуальных операций с практическими, предметными действиями. Он теоретически и экспериментально показал, что  мышление формируется поэтапно, в  процессе превращения внешнего действия во внутреннее. Интериоризация включает пять этапов[2,с.78]:

1-й этап - формирование  ориентировочной основы будущего  действия;

2-й этап - предметного  действия;

3-й этап - перенос действия  из внешнего плана во внутренний  с помощью внешней речи;

4-й этап - отказ от внешней  речи и освоение действий при  опоре на внутреннюю речь;

5-й этап - действия во  внутреннем плане.

Каждое действие в ходе прохождения этапов преобразуется  качественно, изменяются мера обобщенности, полнота операций, мера освоенности, уровень выполнения.

Итак, мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление неразрывно связано с речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

2.1. Основные понятия  в исследовании мышления с  позиции деятельностного подхода

 

В отечественной психологической  науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали  понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым  для конкретного исследования открылась  новая ранее невидимая связь, существующая между деятельностью  и мышлением, а также между  различными видами самого мышления. Впервые  появилась возможность ставить  и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного  обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно  формирующуюся способность к  решению разнообразных задач  и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.

Информация о работе Мышление в психологии