Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:34, реферат

Описание

Мышление - психический процесс познавательной деятельности человека, который позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи об отношениях между предметами и явлениями.

Работа состоит из  1 файл

Мышление мпп.docx

— 18.50 Кб (Скачать документ)

     Мышление - психический процесс познавательной деятельности человека, который позволяет  отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать  связи об отношениях между предметами и явлениями.

Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого  мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие особенности:

  • обобщенность – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам при одновременном обозначении их одним словесным знаком;
  • опосредованность состоит в том, что оно отражает не только то, что непосредственно воздействует на человека, но и то, что прямого воздействия на него никогда не окажет;
  • мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Виды  мышления:

     1. Теоретическое - познание законов  и правил. Пользуясь этим видом  мышления, человек в процессе  решения задачи обращается к  понятиям, готовым знаниям, полученным  другими людьми, как правило, сам  не имея опыта в решении  данной задачи.        2. Практическое - разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.         3. Наглядно-действенное - основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.  4. Наглядно-образное - при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.   5. Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.  

Базовые мыслительные операции

     Мыслительная  деятельность человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это  один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Анализ - мысленное разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение исходного понятия на части, так и исходным материалом может являться часть какого-либо понятия, совершая мыслительные операции над которой можно придти к решению задачи. Синтез - обратная анализу операция, при котором происходит восстановление целого, нахождение связей и закономерностей, объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждается ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.    Абстракция - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделение какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.     Обобщение или генерализация - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определёнными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием

Информация о работе Мышление