Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:06, курсовая работа
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Важнейшим критерием
осознания и продуктивности профессионального
становления личности является ее способность
находить личностный смысл в профессиональном
труде, самостоятельно проектировать,
творить свою профессиональную жизнь,
ответственно принимать решения
о выборе профессии, специальности
и места работы. Конечно, эти жизненно
важные проблемы возникают перед
личностью в течение всей ее жизни.
Личность же постоянно изменяется,
развивается, значит, на разных стадиях
ее развития одни и те же задачи профессионального
самоопределения решаются по-разному.
Постоянное уточнение своего места
в мире профессий (либо конкретной профессии),
осмысление своей социально-
Можно констатировать,
что перед личностью постоянно
возникают проблемы, требующие от
нее определения своего отношения
к профессиям, иногда анализа и
рефлексии собственных
1.
Основные моменты профессионального
самоопределения личности
Профессиональное
самоопределение – это
Ядром профессионального
самоопределения является осознанный
выбор профессии с учетом своих
особенностей и возможностей, требований
профессиональной деятельности и социально-экономических
условий.
Профессиональное
самоопределение осуществляется в
течение всей профессиональной жизни:
личность постоянно рефлексирует, переосмысливает
свое профессиональное бытие и самоутверждается
в профессии.
Актуализация
профессионального
Профессиональное
самоопределение является важной характеристикой
социально-психологической
Повтор (возрастная
переидизация личности).
В подростковом
возрасте закладываются основы нравственного
отношения к разным видам труда,
происходит формирование системы личностных
ценностей, которые определяют избирательность
отношения подростков к различным
профессиям.
Дифференцированное
отношение к разным учебным предметам,
занятия в кружках
Ранняя юность.
Важнейшая задача этого возраста
– выбор профессии. Это период
реалистической оптации. Профессиональные
намерения подростков диффузны и
неопределенны. Выбор учебно-
Юность. Подавляющее
большинство юношей и девушек
уже учащиеся, их участие в производительном
труде рассматривается не только
и не только с точки зрения его
экономической эффективности, сколько
с точки зрения его воспитательной
ценности. Ведущей деятельностью
в юности является профессиональное
образование.
Молодость. Освоение
профессиональной деятельности приводит
к развитию следующих психологических
новообразований: профессиональной социализации,
профессионального опыта, профессионально
важных качеств, профессиональной идентичности.
Актуальным становится
профессиональный рост. Часть сверстников
уже добилась определенных профессиональных
достижений. Но подавляющее большинство
молодых людей, завершивших, казалось
бы, строительство своей жизни
и профессионально
Возможны два
пути: либо оставаться в избранной
профессии и утверждать себя в
ней, становиться профессионалом, либо
профессиональная миграция, означающая
смену работы или профессии. Это
наиболее продуктивный возраст –
период реализации себя как личности,
использования своего профессионального
потенциала. Именно в этом возрасте
реализуются жизненные и
Все эти профессионально
обусловленные изменения
Наряду с этими
психологически позитивными изменениями
происходят и деструктивные. Часть
профессионалов, в большей мере сориентированных
на признание своего профессионально-
Основными психологическими
новообразованиями в возрасте 28-33
лет становятся социально-профессиональная
активность, самостоятельность, социальная
ответственность, профессионально
обусловленные черты характера.
Период относительно
спокойной жизнедеятельности 34-42 года.
Женщины и мужчины примеряются
с социально-профессиональными
Особенностями
социальной ситуации развития в 45-60 лет
обусловлены следующими моментами:
- постепенное
физическое старение, ослабление
психофизиологических и
- изменение жизненного
пространства за счет
- сужение перспектив
профессионального продвижения,
2. Профессиональное становление личности
Началом данного
процесса является формирование профессиональных
намерений, которое завершается
осознанным, желанным, а иногда и
вынужденным выбором профессии.
Этот период становления личности получил
название оптации. Особенность социальной
ситуации развития заключается в
том, что юноши и девушки находятся
на завершающем этапе детства
– перед началом
Следующая стадия
становления начинается с поступления
в профессиональное учебное заведение
(ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация
характеризуется новой
После окончания
учебного заведения наступает стадия
профессиональной адаптации. Социальная
ситуация коренным образом меняется:
новая система отношений в
разновозрастном
Профессиональная
активность личности на этой стадии резко
возрастает. Она направлена на социально-профессиональную
адаптацию – освоение системы
взаимоотношений в коллективе, новой
социальной роли, приобретение профессионального
опыта и самостоятельное
По мере освоения
профессии личность все больше «погружается»
в профессиональную среду. Реализация
деятельности осуществляется относительно
устойчивыми и оптимальными для
работников способами. Стабилизация профессиональной
деятельности приводит к формированию
новой системы отношений
Дальнейшее повышение
квалификации, индивидуализация технологий
выполнения деятельности, выработка
собственной профессиональной позиции,
высокое качество и производительность
труда приводят к переходу личности
на второй уровень профессионализации.
На этой стадии
профессиональная активность постепенно
стабилизируется, уровень ее проявления
индивидуализируется и зависит
от индивидуально-психологических
особенностей личности. Но в целом
каждому работнику присущ свой устойчивый
и оптимальный уровень
И лишь часть
работников, обладающих творческими
потенциями, развитой потребностью в
самоосуществлении и
Информация о работе Направленность личности как фактор профессионального самоопределения