Направленность личности как фактор профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 53.06 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в целостном процессе профессионального  становления личности выделяются следующие  стадии:  

оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор  профессии на основе учета индивидуально-психологических  особенностей); 

профессиональная  подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально  и профессионально ориентированных  знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач); 

профессиональная  адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности); 

первичная и  вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально  важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное  выполнение профессиональной деятельности); 

профессиональное  мастерство (полная реализация, самоосуществление  личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических  новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития). 

Переход от одной  стадии профессионального становления  к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоения либо присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все  эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные  трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Компоненты и развитие профессионального самоопределения 

Профессиональное  развитие человека онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам.  

Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и  характеризует стадии развития профессионального  становления, которые можно рассматривать  как этапы профессионального  самоопределения. 

1. Период дошкольного  развития:

стадия предыгры - интервал от рождения приблизительно до 3 лет;

стадия игры, приобретения навыков самообслуживания, первичных трудовых навыков - период дошкольного детства;

стадия овладения  учебной деятельностью - период младшего школьного детства, интервал от 7-8 до 11-12 лет. 

2. Период "выбора  профессии" (проектирования  профессионального  старта и жизненного  пути):

стадия оптанта, или оптации (от лат. optio - желание, избрание); интервал от 11-12 до 14-18 лет - осознанная подготовка к трудовой жизни; планирование, проектирования профессионального жизненного пути. В этот период происходит овладение системой социально значимых ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. В это время особенно интенсивно и активно формируются информационные основы моральной, социальной, а, следовательно, профессиональной направленности личности. Этот период характеризуется активными попытками самосовершенствования: самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему. Интенсивно развивается способность осознания, контроля операций мышления и произвольного управления ими. Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) - реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. 

3. Период профессиональной  подготовки и дальнейшего  становления профессионала:

стадия адепта (приверженца) некоторой профессиональной общности; интервал от 15-18 до 16-23 лет. В  это время происходит освоение системы  основных ценностных представлений, характеризующих  данную профессиональную общность и  культивируемых в ней, овладение  специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей  профессиональной деятельности. Развиваются  профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Оценивается профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация  субъекта и объекта (субъекта в специфической  профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем;

стадия адаптанта - адаптация, привыкание молодого специалиста (адаптанта) к работе;

стадия интернала - профессиональная деятельность работника, который любит свое дело, и может самостоятельно выполнять свои основные профессиональные функции;

стадия мастера - профессиональная деятельность работника, который может решать самые трудные  профессиональные задачи, который выделяется специальными качествами, умениями и (или) универсализмом, широкой ориентировкой  в профессиональной области и  имеет индивидуальный стиль работы (стадия продолжается и далее, а характеристики остальных стадий прибавляются к  ее характеристикам);

стадия авторитета - профессиональная деятельность работника, который хорошо известен в профессиональном кругу;

стадия наставника - профессиональная деятельность работника, у которого коллеги готовы учиться, перенять опыт. 

Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности. Е.А. Климов определяет стадию профессионального самоопределения подрастающего человека как "органичное звено целостного процесса его развития". 

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, С.Я. Батышевым, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и другими исследователями выделяются этапы:

 эмоционально-образный, характерный для детей старшего  дошкольного возраста, когда у  ребенка формируется положительное  отношение к профессиональному  миру, людям труда, их занятиям, формируются первоначальные трудовые  умения в доступных ему видах  деятельности;

 пропедевтический (1-4 классы), когда у ребенка формируется  трудолюбие, появляется понимание  роли труда в жизни человека  и общества, возникает интерес  к профессиям родителей и людей  ближайшего окружения, проявляется  интерес к наиболее распространенным  профессиям, основанный на практическом  участии учащихся в различных  видах познавательной, игровой, общественно  полезной трудовой деятельности;

 поисково-зондирующий  (5-7 классы), в течении которого  решаются задачи формирования  у подростков профессиональной  направленности, осознания ими своих  интересов, способностей, ценностных  ориентаций, связанных с выбором  профессии и своего места в  обществе; этому способствует включение  учащихся в деятельность, согласованную  с профилем образования в старших  классах и будущей профессиональной  деятельностью;

 развитие  профессионального самоопределения  школьников (8-9 классы) - происходит  формирование умений соотносить  общественные цели выбора сферы  деятельности со своими идеалами, представлениями и ценностями, а  так же с реальной возможностью  их воплощения; для этого учащиеся  овладевают необходимым набором  знаний и умений по выбору  профессии, который приобретается в процессе изучения общеобразовательных предметов;

 уточнение  социально-профессионального статуса  (10-11 классы), когда учащиеся осуществляют  допрофессиональную деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы, сосредотачивается внимание на формировании профессионально значимых качеств, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов труда; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников к динамично изменяющимся требованиям рынка труда к профессиональным качествам работника; осуществляются профессиональные пробы в различных видах деятельности;

 вхождение  в профессию (учащиеся и студенты  профессиональных учебных заведений) - период профессиональной подготовки, в котором можно выделить ряд  стадий, когда проблема выбора  актуализируется в том или  ином ее аспекте: для первокурсников - это адаптация к новым условиям  обучения, определенные сомнения  в правильности сделанного выбора; на выпускных курсах решается  вопрос о специализации в рамках  выбранной профессии, о конкретном  месте работы; в отличие от  первокурсников выпускники осмысливают  свой выбор уже не только  с точки зрения соответствия  своей специальности своим личным  интересам и склонностям, но  и с точки зрения востребованности на рынке труда.

 развитие  профессионализма в процессе  трудовой деятельности, повышения  квалификации, расширение сферы  профессионального труда, освоение  новых специальностей (работающая  часть населения). 

Эффективность профессионального обучения определяет успешность профессионального самоопределения  учащегося. Перед педагогами профессиональной школы стоит задача развить способность  учащихся к профессиональному самоопределению, а для этого необходимо сформировать соответствующую мотивацию (мотивацию  к профессиональному самоопределению). 

Способность к  профессиональному самоопределению, по мнению С. Фукуяма, определяется как способность к осознанному выбору профессии. В специальной литературе выделяются следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:

когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального  самоопределения);

мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), способность к самосовершенствованию). 

Т.В. Кудрявцев, А.И. Сухарева и другие исследователи  проблем профессионального самоопределения  считают необходимым, чтобы в  учебно-воспитательном процессе профессионального  образования у учащихся "в основном завершилось их профессиональное самоопределение, т.е. сформировалось отношение к  себе как к субъекту собственной  профессиональной деятельности".  

Процесс профессионального  самоопределения включает развитие самосознания личности. 

В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других. 

В философской  литературе под самосознанием понимается выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к окружающему  миру. В социологии самосознание характеризуется как позиция человека - представителя определенной социальной группы. В психологии оно определено как "Я -образ", "Я - концепция", связанные с выделением человеком себя из объективного мира. К.К. Платонов считает: "Самосознание - одно из проявлений сознания как выделение себя [Я] из объективного мира ["не Я"]; осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения". В педагогике сущность и функции самосознания исследуются с позиции процесса формирования личности, самосознание исследуется как процесс, в котором человек познает себя и относится к себе. 

Информация о работе Направленность личности как фактор профессионального самоопределения