Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:06, курсовая работа
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.
В исследованиях
Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна показано, что самосознание
представляет собой особую ступень в становлении
личности. Складывающееся самосознание
в значительной мере определяет направленность,
в том числе и профессиональную, человека,
выполняет регулятивные функции в его
психической жизни, выступая как один
из важнейших механизмов саморегуляции
личности.
В самосознании
различают устойчивый и изменчивый
компоненты. К устойчивым компонентам,
обеспечивающим тождественность личности,
В.В. Столин относит Я-концепцию и рассматривает
ее как продукт самосознания. Я-концепция
- определенным образом структурированные
представления о себе. Бернс определяет
Я-концепцию как систему самовосприятий
и установок (эмоционально окрашенных
убеждений) на себя, определяющую представления
индивида о том, что должно произойти.
Я-концепция детерминирует строение субъективного
опыта человека, разные пласты которого,
как отмечают В.Арестова и Р.Шильштейн,
отличаются друг от друга по степени осознанности
и вербализованности.
Самосознание
в юношеском возрасте приобретает
качественно-специфический
Составным компонентом
целостного самосознания личности является
профессиональное самосознание. П.А. Шавир
определяет профессиональное самосознание
как "избирательно направленную деятельность
самосознания, подчиненную задаче профессионального
самоопределения. В наиболее обобщенном
виде оно проявляется в осознании себя
как субъекта будущей самостоятельной
деятельности". Профессиональное самосознание
студентов формируется благодаря развитию
мышления, самостоятельности и других
качеств и свойств личности и проявляется
в осознании себя как субъекта будущей
профессиональной деятельности.
Профессиональное
самосознание как процесс включает
понимание себя, своего профессионального
поведения, эмоциональное самоотношение
и самооценку; осознание норм, правил,
моделей своей профессии как эталонов
для осознания своих качеств; осознание
этих качеств у других людей, сравнение
себя с неким абстрактным или конкретным
коллегой; учет оценки себя как профессионала
со стороны коллег; самооценивание человеком
своих отдельных сторон (Климов, 1996; Маркова,
1996). Профессиональное самосознание - "это
комплекс представлений человека о себе
как профессионале, это система отношений
и установок к себе как профессионалу,
… опирается на профессиональную самооценку
- потенциальную, ретроспективную, актуальную,
идеальную" (Маркова, 1996). Позитивное
оценивание себя в целом, определение
своих положительных качеств, перспектив
приводит к позитивной профессиональной
Я-концепции - структурированному представлению
о себе как о профессионале. У любого человека
при условии позитивного самовосприятия
повышается уверенность в себе, эффективность
в профессиональном обучении, удовлетворенность
своей профессией, возрастает стремление
к самореализации (Бернс, 1986, Маркова, 1996).
По аналогии
с Я-концепцией личности, в профессиональной
Я-концепции Л.М. Митина различает Я-идеальное,
Я-возможное, Я-реальное и отмечает, что
формирование Я-концепции зависит от степени
согласованности Я-идеального и Я-реального
и идеального и реального образа профессии.
К факторам, влияющим на становление профессиональной
Я-концепции, относятся: 1) детерминация
личностной предрасположенности человека
к определенного рода деятельности; 2)
влияние коллектива, профессиональной
среды - реакция профессиональной среды
на поведение личности позволяет сориентироваться,
насколько еще велик разрыв между Я-профессиональным
реальным и Я-профессиональным идеальным;
3) специальная работа по развитию профессионального
самосознания (Грановская, 1988; Маркова,
1996; Артемьева, 1999; Ефремов, 2000).
Таким образом,
профессиональное самосознание можно
определить как качество личности,
проявляющееся в направленности
субъекта на самого себя в целях
профессионального
Организующими
факторами, влияющими на процесс
становления профессионального
самосознания, являются: социальная ориентация
(желаемый образ жизни, социальные ценности
и социальный идеал) (Митина, 1998); отнесение
себя к профессиональной общности людей,
обусловливающее
Развитое самосознание,
по мнению Е.А. Климова, - одно из условий
формирования оптимального индивидуального
стиля в решении трудовых задач,
связанного с максимальным использованием
человеком своих сильных сторон
и компенсацией или иным преодолением
недостатков.
Самосознание
личности, профессиональное самосознание
представляют собой динамичные образования,
способные развиваться, изменяться,
расширяться (Грановская, 1988; Митина, 1990;
Битянова, 1994; Маркова, 1996; и др.), поэтому
в процесс профессиональной подготовки
в ССУЗе необходимо включать специальную
работу по их оптимизации.
Компонентом профессионального
самоопределения является, по мнению
Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная
идентификация, которая определяется
как "процесс самоотождествления
и отождествления себя с другими представителями
профессиональной среды (реальными и идеальными),
на основании устоявшейся эмоциональной
связи и обеспечивающий стабилизацию…
профессионального развития" (Ефремов,
2000).
Исследователями
обозначаются два уровня профессиональной
идентификации - личностный и социальный.
На личностном уровне обеспечивается
профессиональная самотождественность
индивида как субъекта профессиональной
деятельности, на социальном уровне формируется
социальная и профессиональная позиция
за счет отождествления и разотождествления
с другими социальными объектами. В качестве
основного механизма идентификации рассматривают
сопоставление профессиональных образов,
интересов, взглядов, ценностей, оценок,
моделей поведения, принятой в своей группе
с теми, которые не включены в свою общность.
Функциями профессиональной
идентификации являются: формирование
и обеспечение стабильности профессионального
Я индивида; профессиональное развитие
человека и его профессиональная
социализация; регуляция профессионального
поведения (Ефремов, 2000).
Результатом процесса
идентификации является профессиональная
идентичность личности - качественная
определенность профессиональной роли,
позиции, способность более или
менее однозначно ответить на вопросы
"Кто я такой как профессионал?
В процессе эффективной
профессиональной подготовки с ростом
профессионального образования
растет профессиональная идентичность
будущего специалиста. Слабая практическая
подготовка, неуверенность в своих
профессиональных способностях, неопределенность
в профессиональном будущем могут
быть причинами кризиса
Сложность вхождения в профессию заставляет подумать о новых путях профессиональной подготовки студентов. Без усиления профориентационной работы в ССУЗе, без специально организованной работы по самопознанию, формированию у студентов уверенности в своих силах, невозможно подготовить творческого, компетентного специалиста с адекватной профессиональной идентификацией.
Значимым компонентом
профессионального
Обучение, создающее
условия, в основном, для развития
познавательной сферы в ущерб
ценностно-эмоциональному восприятию
мира, ведет к однобокому формированию
специалиста со "знаниевым мышлением",
эрудированного, но не компетентного (не
умеющего делать) человека. Задачи модернизации
образования не могут быть решены лишь
в контексте реализации когнитивной функции
профессионального обучения. Личностные
функции, связанные с самостоятельностью,
инициативностью, ответственностью, рефлексивностью
и др., могут быть сформированы в личностно
ориентированной системе обучения, для
реализации которой необходимо создать
условия для выхода на индивидуальную
траекторию профессионально-личностного
развития учащегося, его самовыражения,
возможности реализовать себя в познании,
общении, деятельности, актуализировать
свой неповторимый, индивидуальный потенциал.
Успешное оспособление (Г.П.Щедровицкий)
знаний происходит, если студент к ним
неравнодушен, если они представляют для
него личностно значимый смысл. Это возможно,
если педагогом созданы условия для стимулирования
у студентов ценностного субъективного
отношения к овладению знаниями. В индивидуальном
сознании знания приобретают "личностную
окраску", когда учебная ситуация преобразуется
в личностно-ценностную, а учебная информация
из обезличенной превращается в значимую
для студента.
В целом компоненты
и структуру профессионального
самоопределения можно
Профессиональная
Я-концепция, профессиональная идентификация,
профессионально-личностная компетентность
являются системообразующими факторами
формирования профессионального самоопределения
личности.
В современных
условиях динамично меняющихся профессиональных
технологий подготовка специалистов высокой
квалификации существенно изменилась
в сторону формирования у них
не столько суммы конкретных знаний,
умений, сколько способности
В педагогическом
плане существенно продвинуться
в решении данного вопроса
позволяет личностно-
Существующее
введение студентов в специальность
сводится лишь к общему ознакомлению
с профессией и минимально влияет
на процесс профессионального
В целях изучения
и разрешения проблем профессионального
самоопределения студентов
4. Модель
психолого-педагогических
основ формирования
профессионально-личностного
самоопределения студентов
колледжа
Информация о работе Направленность личности как фактор профессионального самоопределения