Направленность личности как фактор профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Работа состоит из  1 файл

курс.docx

— 53.06 Кб (Скачать документ)

В исследованиях  Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна показано, что самосознание представляет собой особую ступень в становлении личности. Складывающееся самосознание в значительной мере определяет направленность, в том числе и профессиональную, человека, выполняет регулятивные функции в его психической жизни, выступая как один из важнейших механизмов саморегуляции личности.  

В самосознании различают устойчивый и изменчивый компоненты. К устойчивым компонентам, обеспечивающим тождественность личности, В.В. Столин относит Я-концепцию и рассматривает ее как продукт самосознания. Я-концепция - определенным образом структурированные представления о себе. Бернс определяет Я-концепцию как систему самовосприятий и установок (эмоционально окрашенных убеждений) на себя, определяющую представления индивида о том, что должно произойти. Я-концепция детерминирует строение субъективного опыта человека, разные пласты которого, как отмечают В.Арестова и Р.Шильштейн, отличаются друг от друга по степени осознанности и вербализованности.  

Самосознание  в юношеском возрасте приобретает  качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. На основе самосознания развивается  потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех  или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с идеалами. 

Составным компонентом  целостного самосознания личности является профессиональное самосознание. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как "избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности". Профессиональное самосознание студентов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности и других качеств и свойств личности и проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. 

Профессиональное  самосознание как процесс включает понимание себя, своего профессионального  поведения, эмоциональное самоотношение и самооценку; осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон (Климов, 1996; Маркова, 1996). Профессиональное самосознание - "это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это система отношений и установок к себе как профессионалу, … опирается на профессиональную самооценку - потенциальную, ретроспективную, актуальную, идеальную" (Маркова, 1996). Позитивное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив приводит к позитивной профессиональной Я-концепции - структурированному представлению о себе как о профессионале. У любого человека при условии позитивного самовосприятия повышается уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации (Бернс, 1986, Маркова, 1996).  

По аналогии с Я-концепцией личности, в профессиональной Я-концепции Л.М. Митина различает Я-идеальное, Я-возможное, Я-реальное и отмечает, что формирование Я-концепции зависит от степени согласованности Я-идеального и Я-реального и идеального и реального образа профессии. К факторам, влияющим на становление профессиональной Я-концепции, относятся: 1) детерминация личностной предрасположенности человека к определенного рода деятельности; 2) влияние коллектива, профессиональной среды - реакция профессиональной среды на поведение личности позволяет сориентироваться, насколько еще велик разрыв между Я-профессиональным реальным и Я-профессиональным идеальным; 3) специальная работа по развитию профессионального самосознания (Грановская, 1988; Маркова, 1996; Артемьева, 1999; Ефремов, 2000).  

Таким образом, профессиональное самосознание можно  определить как качество личности, проявляющееся в направленности субъекта на самого себя в целях  профессионального самоопределения, соотнесении требований профессий  со своими возможностями, осознании  себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.  

Организующими факторами, влияющими на процесс  становления профессионального  самосознания, являются: социальная ориентация (желаемый образ жизни, социальные ценности и социальный идеал) (Митина, 1998); отнесение  себя к профессиональной общности людей, обусловливающее взаимоподдержку и взаимовыручку; представления о себе в рамках патриотического самосознания - как гражданина своей страны, в рамках планетарного самосознания - как осознание причастности ко всему человечеству; космического сознания - как сознания своей причастности к универсуму и осознание себя как его индивидуального проявления (Маркова, 1996; Сапогова, 1998); в историческом контексте - сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности (Климов, 1996; Маркова, 1996; Долгополов, 1996).  

Развитое самосознание, по мнению Е.А. Климова, - одно из условий  формирования оптимального индивидуального  стиля в решении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. 

Самосознание  личности, профессиональное самосознание представляют собой динамичные образования, способные развиваться, изменяться, расширяться (Грановская, 1988; Митина, 1990; Битянова, 1994; Маркова, 1996; и др.), поэтому в процесс профессиональной подготовки в ССУЗе необходимо включать специальную работу по их оптимизации. 

Компонентом профессионального  самоопределения является, по мнению Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная идентификация, которая определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающий стабилизацию… профессионального развития" (Ефремов, 2000).  

Исследователями обозначаются два уровня профессиональной идентификации - личностный и социальный. На личностном уровне обеспечивается профессиональная самотождественность индивида как субъекта профессиональной деятельности, на социальном уровне формируется социальная и профессиональная позиция за счет отождествления и разотождествления с другими социальными объектами. В качестве основного механизма идентификации рассматривают сопоставление профессиональных образов, интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения, принятой в своей группе с теми, которые не включены в свою общность. 

Функциями профессиональной идентификации являются: формирование и обеспечение стабильности профессионального  Я индивида; профессиональное развитие человека и его профессиональная социализация; регуляция профессионального  поведения (Ефремов, 2000). 

Результатом процесса идентификации является профессиональная идентичность личности - качественная определенность профессиональной роли, позиции, способность более или  менее однозначно ответить на вопросы "Кто я такой как профессионал?", "В чем суть нашей профессии  не как ремесла, но как призвания?" (Василюк, 1997). Профессиональная идентичность выражается в степени отождествления себя с профессиональной ролью или идеальным специалистом, в принятии профессиональных норм и ценностей, в эмоциональном отношении к профессии, в осознании факта самореализации, в сформированности профессионально-потребностной сферы. Объективным показателем профессиональной идентичности является успешность профессиональной деятельности.  

В процессе эффективной  профессиональной подготовки с ростом профессионального образования  растет профессиональная идентичность будущего специалиста. Слабая практическая подготовка, неуверенность в своих  профессиональных способностях, неопределенность в профессиональном будущем могут  быть причинами кризиса профессиональной идентичности.  

Сложность вхождения  в профессию заставляет подумать о новых путях профессиональной подготовки студентов. Без усиления профориентационной работы в ССУЗе, без специально организованной работы по самопознанию, формированию у студентов уверенности в своих силах, невозможно подготовить творческого, компетентного специалиста с адекватной профессиональной идентификацией.

Значимым компонентом  профессионального самоопределения  учащегося является его профессионально-личностная компетентность - владение учащимся определенным набором знаний, умений, навыков  в профессиональной области и  способность применять их в тех  пределах, которые предусмотрены  образовательной программой, а также  способностью мобильно приспосабливаться  к изменяющимся условиям профессии. Спецификой профессиональной компетентности современного специалиста является его обращенность в будущее (вероятностное  самоопределение), способность к  самоорганизации и дальнейшему  самостоятельному совершенствованию  своего профессионализма, понимание  им перспективы профессионально-личностного  роста и адекватное оценивание в  этом аспекте своей личности. Особенностями  личностной компетентности специалиста  являются качества адаптивно-толерантной  личности, позволяющие гибко реагировать  на происходящие изменения в системе  общественных производственных отношений, планировать свою профессиональную карьеру и сохранить при этом свою уникальность и неповторимость.

Обучение, создающее  условия, в основном, для развития познавательной сферы в ущерб  ценностно-эмоциональному восприятию мира, ведет к однобокому формированию специалиста со "знаниевым мышлением", эрудированного, но не компетентного (не умеющего делать) человека. Задачи модернизации образования не могут быть решены лишь в контексте реализации когнитивной функции профессионального обучения. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, рефлексивностью и др., могут быть сформированы в личностно ориентированной системе обучения, для реализации которой необходимо создать условия для выхода на индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития учащегося, его самовыражения, возможности реализовать себя в познании, общении, деятельности, актуализировать свой неповторимый, индивидуальный потенциал. Успешное оспособление (Г.П.Щедровицкий) знаний происходит, если студент к ним неравнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Это возможно, если педагогом созданы условия для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями. В индивидуальном сознании знания приобретают "личностную окраску", когда учебная ситуация преобразуется в личностно-ценностную, а учебная информация из обезличенной превращается в значимую для студента. 

В целом компоненты и структуру профессионального  самоопределения можно представить  в виде схемы:

 

Профессиональная  Я-концепция, профессиональная идентификация, профессионально-личностная компетентность являются системообразующими факторами формирования профессионального самоопределения личности.  

В современных  условиях динамично меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой  квалификации существенно изменилась в сторону формирования у них  не столько суммы конкретных знаний, умений, сколько способности ориентироваться  в сложной обстановке профессиональной деятельности, гибко встраиваться в  систему постоянно обновляющихся  требований к профессионалу. Задачей  профессионального образования  сегодня является обеспечения условий  подготовки такого специалиста, способствующих оптимизации его профессионального  самоопределения. При этом, с одной  стороны, необходимо удовлетворить  социальный заказ на качество специалиста, с другой - важно сохранить уникальность его личности, заложить потенциал  профессионально-личностного развития, способности к самоорганизации, адаптивно-толерантных способностей.  

В педагогическом плане существенно продвинуться в решении данного вопроса  позволяет личностно-ориентированное  профессиональное обучение, к целевым  ориентациям которого относится  помощь в самоопределении и самореализации личности. Выход на индивидуальные траектории развития, обеспечивающие оптимизацию соотношения процессов  социализации и индивидуализации, дает возможность создания условий для  формирования личности, имеющей многовариативный образ профессионального будущего, готовой мобильно реагировать на происходящие изменения в системе общественных производственных отношений и сохранившей при этом свою уникальность и неповторимость.  

Существующее  введение студентов в специальность  сводится лишь к общему ознакомлению с профессией и минимально влияет на процесс профессионального самоопределения, практически не затрагивая механизмов его формирования.  

В целях изучения и разрешения проблем профессионального  самоопределения студентов колледжа нами разработана модель психолого-педагогических основ формирования профессионально-личностного  самоопределения студентов колледжа. 
 

4. Модель психолого-педагогических основ формирования профессионально-личностного самоопределения студентов колледжа 

Информация о работе Направленность личности как фактор профессионального самоопределения