Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность, виды и закономерности мышления.
Задачи исследования:
- определить психологическую сущность мышления и его основные характеристики;
- классифицировать виды и явления мышления;
- провести анализ психологических концепции в области мыслительной деятельности человека;
- сделать выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическая сущность мышления, его основные характеристики
1.1 Мышление человека как отражение действительности
1.2 Классификация явлений мышления и общие закономерности мышления
1.3 Виды мышления
Глава 2. Анализ психологических концепций в области мышления и его патологий Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 39.34 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Психология»

На тему: «Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления» 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Психологическая  сущность мышления, его основные характеристики

1.1 Мышление человека  как отражение действительности

1.2 Классификация  явлений мышления и общие закономерности  мышления

1.3 Виды мышления

Глава 2. Анализ психологических  концепций в области мышления и его патологий Заключение

Список использованной литературы 

 

Введение 

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась  борьба между материализмом и  идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего  к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к  утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому  в течение долгого времени  процессы продуктивного мышления и  не были предметом специального исследования.

Противоположную позицию  занимала идеалистическая философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого  духа, не сводимые ни к каким, более  элементарным, процессам. В наше время  положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой «символической» активности духа, стало основой философии  неокантианцев и проявилось в  работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической  деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта  школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в. (О.Кюльпе, А.Мессер, К.Бюлер, Н.Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.

В результате экспериментального исследования психологи этой школы  пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и  составляет особые «логические переживания» которые направляются соответствующими «установками» или «интенциями» и осуществляются как специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.

Проблема научного подхода к мышлению оказалась, таким  образом, нерешенной, и психологическая  наука встала перед вопросом материалистического  объяснения процессов мышления.

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью исследования различных психологических  теорий мышления и методологических положений о наиболее распространенных патологиях мыслительного процесса человека.

Объект исследования – психическая деятельность человека. Предмет – мышление.

Цель курсовой работы – исследовать сущность, виды и  закономерности мышления.

Задачи исследования:

- определить психологическую  сущность мышления и его основные  характеристики;

- классифицировать  виды и явления мышления;

- провести анализ  психологических концепции в области мыслительной деятельности человека;

- сделать выводы. 

 

Глава 1. Психологическая  сущность мышления, его основные характеристики 

1.1 Мышление человека  как отражение действительности 

В процессе ощущения и восприятия человек познает  окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем  сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно  органами чувств. Определяем ли мы, глядя  в окно, по мокрым крышам, был ли дождь  или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между  явлениями опосредствованно, сопоставляя  факты. Человек никогда не видел  элементарной частицы, никогда не бывал  на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и  об элементарных частицах материи, и  об отдельных свойствах планеты  Марс. Познание основано на выявлении  связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек  обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для  познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ  на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Так, осматривая место происшествия, следователь  находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно  повторяющиеся взаимосвязи между  ними, человек путем логического  мышления реконструирует возможный  ход событий. Эта реконструкция  происходит опосредствованно, путем  понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что  происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно  ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения  в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается  отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос  знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую  обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого  мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным  с чувственным отражением действительности.

Обобщения формируются  на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь  идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством  абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством  фиксации и хранения знаний, средством  передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально  обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования  человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте  человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его  материальную деятельность, человек  мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться  определенным логическим правилам; постоянно  повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер. 

1.2 Классификация  явлений мышления и общие закономерности  мышления 

В многообразных  явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как  процесс решения творческих, нестандартных  задач.

Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные  мыслительные действия связаны с  решением промежуточных задач, составных  частей общей проблемы.

Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно  не данных, скрытых свойств и отношений  объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

К мыслительным операциям  относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.

Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез - это две неразрывные  стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).

Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в  трех формах мышления.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Закономерности взаимоотношений между  этими формами мышления изучает  логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех  знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого  мышления, приводящего к новым  познавательным результатам, к открытию новых знаний.

По преимущественному  содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.

Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством  различных операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с  установленной последовательностью  элементарных операций, необходимых  для решения задач данного  класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных  задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный  характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее  звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка  различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно-действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим  законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.

Мышление - это непрерывное  взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет  своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что  проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в  котором человек встречается  с чем-то новым, непонятным с точки  зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного  познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в  результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие  цели, для достижения которых имеющихся  средств, способов и знаний оказывается  недостаточно.

Информация о работе Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления