Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать сущность, виды и закономерности мышления.
Задачи исследования:
- определить психологическую сущность мышления и его основные характеристики;
- классифицировать виды и явления мышления;
- провести анализ психологических концепции в области мыслительной деятельности человека;
- сделать выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическая сущность мышления, его основные характеристики
1.1 Мышление человека как отражение действительности
1.2 Классификация явлений мышления и общие закономерности мышления
1.3 Виды мышления
Глава 2. Анализ психологических концепций в области мышления и его патологий Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 39.34 Кб (Скачать документ)

Проблема - особая разновидность  вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях  и поэтому требует соответствующих  практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).

Проблема - это осознание  необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая  задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении  к тому, что дано.

Взаимодействие анализа  и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе  и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также  основано на этом принципе.

На анализе и  синтезе основаны все ступени  мыслительного процесса.

Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа  и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза  мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ - выделение  тех сторон объекта, которые существенны  для решения данной задачи; это  выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение  существенного от несущественного.

Анализ дает ответ  на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются, синтезируются.

Синтез - объединение  элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении  связей между ними.

Основным механизмом мышления, его общей закономерностью  является анализ через синтез: выделение  новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение  его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые  связи и в силу этого выступает  во все новых качествах, которые  фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз  другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые  имеют существенное значение для  последующего синтеза, обобщения. При  этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избирательное  вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность - контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью  познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения  знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению  отдельной конкретной задачи мы применяем  обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается  как конкретное выражение общего.

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: равнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Познание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их сравнения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). 

1.3 Виды мышления 

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация  видов мышления в зависимости  от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Следует  отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому  действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще  достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимо переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Предметно-действенное  мышление

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что  задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого  возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек  «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок  не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще  называют ручным. Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно  часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается  необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда  человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик  предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения. В  этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме  наглядно-образное мышление проявляется  у дошкольников в возрасте 4—7 лет. Здесь практические действия как  бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно  трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность  является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно  связаны с единичными случаями, являющимися  их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят  наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает  мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может  ответить, потому что он красный  или потому что это Вовин кораблик.

Взрослые также  пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить  себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски  окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения  таким вещам и их отношениям, которые  сами по себе невидимы. Так были созданы  изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и т.д. В  этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой  наиболее поздний этап исторического  и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому  мышлению человек может устанавливать  наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе  и обществе, обобщать различный, наглядный  материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда  полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие  имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины  понятия, но в то же время позволяет  не отрываться от реального мира. При  этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать  внимание от основных, существенных свойств  познаваемого объекта и тем самым  затруднять его анализ. 

 

Глава 2. Анализ психологических  концепций в области мышления и его патологий

психологический мышление патология образный

Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в  вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к "сцеплению" ассоциаций. За реальность принимались лишь ощущения и их копии.

Психологический анализ мышления заключался в выяснении  законов ассоциации, по которым сложные  идеи или образы создаются из элементарных. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении. Хотя введение В. Вундтом в психологию экспериментального метода было, безусловно, прогрессивным фактором в истории психологической науки, однако психологические исследования, проведенные им и его последователями, проводились на основах ассоциативной психологии.

Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен — крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени — считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Другие представители экспериментальной ассоциативной психологии считают, что мышление сводится к актуализации ассоциаций.

Репродукция идей стала  краеугольным камнем ассоциативной  теории мышления. Само мышление рассматривается  как производная функция от других психических функций: памяти, внимания. На подобных концепциях основывались работы психологической лаборатории  психиатрической клиники крупнейшего  немецкого психиатра Э. Крепелина.

Эти положения ассоциативной  психологии определили во многом исследования в области патологии мышления. Нарушения мышления выводились из нарушений  других функций. Пытались показать, что  в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок  интеллекта: памяти, внимания.

Так, например, в различных  психологических школах существовали следующие аспекты:

- нарушение мыслительной  деятельности больных эпилепсией  объяснялось нарушением комбинаторных  способностей (Э. Крепелин, К. Гельброннер, М. Я. Серейский), неустойчивостью внимания (В. П. Осипов).

- сущность нарушения  мышления сенильных больных сводится  к нарушению памяти, нарушению  способности удерживать воспринятое (В. А. Гиляровский, М. О. Гуревич, С. Г. Жислин и др.).

- при объяснении  нарушений мыслительных процессов,  при травмах мозга ряд авторов  (Р. Я. Голант, М. О. Гуревич, В. А. Гиляровский, Р. С. Повицкая) склонялись к мнению, что в этих случаях интеллектуальные нарушения наступают из-за расстройства внимания.

Большое внимание оказали  на патопсихологические исследования в области мышления и положения  вюрцбургской психологической школы. Как известно, представители вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, О. Зельц и др.) выдвинули положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком.

Выдвинув впервые  понятие "цель", "задача", эта  школа противопоставила механизм мышления чувственному познанию. Мышление было объявлено актом "чистой" мысли, не связанной ни с прошлым опытом, ни со знанием.

Информация о работе Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления