Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность, виды и закономерности мышления.
Задачи исследования:
- определить психологическую сущность мышления и его основные характеристики;
- классифицировать виды и явления мышления;
- провести анализ психологических концепции в области мыслительной деятельности человека;
- сделать выводы.
Введение
Глава 1. Психологическая сущность мышления, его основные характеристики
1.1 Мышление человека как отражение действительности
1.2 Классификация явлений мышления и общие закономерности мышления
1.3 Виды мышления
Глава 2. Анализ психологических концепций в области мышления и его патологий Заключение
Список использованной литературы
Проблема - особая разновидность
вопроса, ответ на который не содержится
в нашем опыте и знаниях
и поэтому требует
Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом
мышления, его общей закономерностью
является анализ через синтез: выделение
новых свойств в объекте (анализ)
осуществляется через соотнесение
его (синтез) с другими объектами.
В процессе мышления объект познания
постоянно включается во все новые
связи и в силу этого выступает
во все новых качествах, которые
фиксируются в новых понятиях;
из объекта, таким образом, как бы
вычерпывается все новое
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.
Анализ - вычленение
таких свойств (сторон) объекта, которые
имеют существенное значение для
последующего синтеза, обобщения. При
этом проявляются такие
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
Мышление осуществляется
совокупностью различных
Сравнение - установление
сходства и различия между предметами.
Познание объектов окружающего мира
начинается прежде всего путем их сравнения,
сопоставления их друг с другом (первичный
синтез).
1.3 Виды мышления
Одной из наиболее распространенных
в психологии является классификация
видов мышления в зависимости
от содержания решаемой задачи. Выделяют
предметно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое мышление. Следует
отметить, что все виды мышления
тесно взаимосвязаны между
Предметно-действенное мышление
Особенности предметно-действенного
мышления проявляются в том, что
задачи решаются с помощью реального,
физического преобразования ситуации,
апробирования свойств
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление
связано с оперированием
В простейшей форме
наглядно-образное мышление проявляется
у дошкольников в возрасте 4—7 лет.
Здесь практические действия как
бы отходят на второй план и, познавая
объект, ребенку вовсе не обязательно
трогать его руками, но ему необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно
представлять этот объект. Именно наглядность
является характерной особенностью
мышления ребенка в этом возрасте.
Она выражается в том, что обобщения,
к которым приходит ребенок, тесно
связаны с единичными случаями, являющимися
их источником и опорой. В содержание
его понятий первоначально
Взрослые также
пользуются наглядно-образным мышлением.
Так, приступая к ремонту квартиры,
мы заранее можем представить
себе, что из этого выйдет. Именно
образы обоев, цвета потолка, окраски
окон и дверей становятся средствами
решения задачи, а способами становятся
внутренние пробы. Наглядно-образное мышление
позволяет придать форму
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое
мышление функционирует на базе языковых
средств и представляет собой
наиболее поздний этап исторического
и онтогенетического развития мышления.
Для словесно-логического
В то же время даже
самое отвлеченное мышление никогда
полностью не отрывается от наглядно-чувственного
опыта. И любое абстрактное понятие
имеет у каждого человека свою
конкретную чувственную опору, которая,
конечно, не может отразить всей глубины
понятия, но в то же время позволяет
не отрываться от реального мира. При
этом чрезмерное количество ярких запоминающихся
деталей в объекте может
Глава 2. Анализ психологических концепций в области мышления и его патологий
психологический мышление патология образный
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к "сцеплению" ассоциаций. За реальность принимались лишь ощущения и их копии.
Психологический анализ мышления заключался в выяснении законов ассоциации, по которым сложные идеи или образы создаются из элементарных. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении. Хотя введение В. Вундтом в психологию экспериментального метода было, безусловно, прогрессивным фактором в истории психологической науки, однако психологические исследования, проведенные им и его последователями, проводились на основах ассоциативной психологии.
Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен — крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени — считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Другие представители экспериментальной ассоциативной психологии считают, что мышление сводится к актуализации ассоциаций.
Репродукция идей стала
краеугольным камнем ассоциативной
теории мышления. Само мышление рассматривается
как производная функция от других
психических функций: памяти, внимания.
На подобных концепциях основывались
работы психологической лаборатории
психиатрической клиники
Эти положения ассоциативной психологии определили во многом исследования в области патологии мышления. Нарушения мышления выводились из нарушений других функций. Пытались показать, что в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания.
Так, например, в различных психологических школах существовали следующие аспекты:
- нарушение мыслительной
деятельности больных
- сущность нарушения
мышления сенильных больных
- при объяснении
нарушений мыслительных
Большое внимание оказали
на патопсихологические
Выдвинув впервые понятие "цель", "задача", эта школа противопоставила механизм мышления чувственному познанию. Мышление было объявлено актом "чистой" мысли, не связанной ни с прошлым опытом, ни со знанием.
Информация о работе Нарушение и патология мышления. Сущность проблемы и особенности проявления