Невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Работа состоит из двух глав, рассматриваются вопросы: понятие и виды общения, общение как обмен информацией, роль общения в психологическом развитии человека, невербальные средства общения, Особенности невербального общения в деятельности учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее представление о средствах общения………………………....4
1.1 Понятие и виды общения……………………………………..............................4
1.2 Общение как обмен информацией.......................................................................8
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека……………….............12
Глава 2. Невербальные средства общения…………………………………….17
2.1 Кинесика………………………………………………………………………...17
2.2 Такесика………………………………………………………………………....21
2.3 Проксемика……………………………………………………………………..22
2.4 Особенности невербального общения в разных странах…............................26
2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя……………..28
Заключение……………………………………………………………..………….36
Список литературы…………………………………………….............................37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Невербал.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3

Глава 1. Общее представление о средствах общения………………………....4

1.1 Понятие и виды общения……………………………………..............................4

1.2 Общение как обмен информацией.......................................................................8

1.3 Роль общения в психологическом развитии человека……………….............12

Глава 2. Невербальные средства общения…………………………………….17

2.1 Кинесика………………………………………………………………………...17

2.2 Такесика………………………………………………………………………....21

2.3 Проксемика……………………………………………………………………..22

2.4 Особенности невербального общения в разных странах…............................26

2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя……………..28

Заключение……………………………………………………………..………….36

Список литературы…………………………………………….............................37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Многие  отечественные психологи считают, что за многообразием определений  общения стоит само явление «общение», которое многогранно и не может быть встроено в какое-либо определение без потери его некоторых характеристик. Поэтому ни одно из существующих определений общения не может полностью исчерпать его психологическую суть. Вместе с этим существует ряд характеристик, параметров, при отсутствии которых, наблюдаемое взаимодействие трудно отнести к общению. Прежде всего, следует указать на то, что общение возникает там, где партнеры видят в другом себе подобного и себе равного, ядром этого общения является передача мыслей и переживаний (Л.С. Выготский), в качестве главного процесса выступает взаимопонимание (С.Л. Рубинштейн). Большинство авторов в определении общения сходятся на том, что общение – это сложное явление, которое может выступать в одно и то же время и как процесс Содействия, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

      В настоящее время  на  страницах   психолого-педагогической  литературы большое   внимание   уделяется   проблеме   общения    в    профессионально-педагогической деятельности. Одним из  аспектов  данной  проблемы  является изучение  невербального компонента.  Отметим   при   этом,   что   проблема интерпретации   невербальных   аспектов   межличностного    общения    имеет многовековую историю. Однако детально данная проблема стала  разрабатываться лишь в последние  десятилетия  (начиная  с  60-х  гг.  в  работах  Дж.Фаста, А.Пиза, М.Кричли, Ч.Морриса, И.Н.Горелова,  В.А.Лабунской,  А.А.Леонтьева  и др.). 

      Невербальный компонент общения  играет  существенную  роль  в   процессе взаимодействия учителя  с детьми, поскольку известно, что  различные  средства невербального  общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются  в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.

       Таким образом, налицо  проблема,  суть  которой  состоит  в   том,  что несмотря на рост  интереса и исследований в  области невербального  общения   в целом, с одной стороны,  и педагогического общения – с другой,  наблюдается недостаточный уровень   изученности   невербального   аспекта   общения. Это определило актуальность данной темы.

    Цель  исследования: изучить невербальные аспекты общения.

     Задачи  исследования:

-  изучить  перечень  книг,  и на  их  основе  проанализировать  научно-теоретический   материал   по проблеме;

- определение  понятийного аппарата по данной  проблеме.

     Предметом исследования в курсовой работе является невербальное общение.  Объект исследования: роль невербального общения в развитии и формировании личности. 

1 Общее представление о средствах общения

1.1 Понятие и виды  общения

     Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

     Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные  отношения. Общение предполагает обмен  мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с одной стороны, облегчает общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация, когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено и т.д. Это явление называют информационной истощаемостью партнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми. Это побуждает нас еще больше ценить уникальность, непохожесть каждого человека.

     Роль  и интенсивность общения в  современном обществе постоянно  возрастают. Это связано с целым  рядом причин. Прежде всего, переход  от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями того, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, – это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

     Проанализировав полученные результаты, вы убедитесь, в частности, в том, что в разных ситуациях цели общения, а также его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения вы узнали что-то совсем новое, в другом – пережили много приятных чувств, эмоций, в третьем – повысили свою самооценку и т.д.

     В психологии отсутствует общепринятая трактовка субъекта общения, несмотря на то, что ведущие отечественные психологи постоянно обращались к данному явлению. Анализ работ философско-психологического плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров личности, которые превращают ее в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность. Чаще всего авторы многочисленных исследований ссылаются на работы Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, пытаясь внести ясность в то, что стоит за понятием «субъект общения». Постоянно цитируется известное положение Б.Ф. Ломова: «Общение как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения». Вместе с этим в работах по психологии общения недостаточно представлена другая, не менее важная его мысль о том, что «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат – это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» О преобразовательной активности как ведущей черте субъекта писал и Б.Г. Ананьев. Он указывал на то, что активность может проявиться в форме воздействия на других людей в целях преобразования или сохранения их положения в обществе, а также в виде создания и изменения обстоятельств собственной жизни и жизни других людей.

     Преобразовательная  активность как фундаментальная  снова субъекта рассматривается в рамках субъектного, субъектно-деятельностного подхода. Для данного дохода принципиальным является тезис о том, что для понимания субъекта «важно все глубже раскрывать изначальные социальность и активность человеческого индивида становящегося субъектом в процессе бесконечного многообразия взаимосвязей между человеком и обществом. Необходимо учитывать и исследовать не только влияние общества на индивида, но и индивида на общество…» Такой взгляд на природу субъекта определяет отношение к личности как к целостной системе внутренних условий, опосредствующих все внешние причины. «Не личность низводится до уровня якобы пассивных внутренних условий… – отмечает А.В. Брушлинский, – а, напротив, последние все более формируются и развиваются в качестве единой многоуровневой системы – личности и вообще субъекта».

     В контексте субъектно-деятельностного  подхода определяется субъект как  индивид, находящийся на соответствующем  своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и характеризующийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью.

     Таким образом, субъект общения – это  индивид, наделенный свойством субъектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), проявляющемся, прежде всего, в преобразовательной активности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми (иными словами, в установлении определенных отношений и взаимоотношений). Такая широкая трактовка субъекта общения может быть конкретизирована в соответствии с различными точками зрения на психологическое содержание субъектности, на определение критериев и соответствующих им видов общения.

     Можно выделить целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Об этом свидетельствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие впоследствии к людям, были вполне развиты биологически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных способностей.

     Влияние невозможности общения с другими  людьми на состояние и самочувствие человека можно продемонстрировать на многих примерах. Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в термокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Следует, однако, заметить, что серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии. Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Это люди, путешествующие в одиночестве по морям и океанам, зимующие в полярных областях, спелеологи, добровольно или вынужденно пребывающие в подземных пещерах, моряки, спасшиеся во время кораблекрушения.

     Данные  наблюдений и специальных исследований показывают, что человеку в этих условиях свойственны такие чувства: неуравновешенность, повышенная чувствительность, беспокойство, неуверенность в себе, тревога, уныние, вялость и т.д. Интересным является то, что все они в условиях изоляции вскоре начинают говорить вслух. Сначала это своего рода комментарии увиденного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-то (или чему-то). Некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, отдают команды, задают вопросы. Через некоторое время почти все находят себе какого-нибудь собеседника. Спелеолог М. Сифр, который с целью научных исследований провел 63 дня в одиночестве в подземной пещере, поймал на полу своей палатки паучка. «И я начал с ним разговаривать, – пишет он, – странный это был диалог! Мы двое были единственными живыми существами в мертвом подземном царстве. Я говорил с пауком, беспокоился за его судьбу…»

Информация о работе Невербальное общение в деятельности педагога