Невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Работа состоит из двух глав, рассматриваются вопросы: понятие и виды общения, общение как обмен информацией, роль общения в психологическом развитии человека, невербальные средства общения, Особенности невербального общения в деятельности учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее представление о средствах общения………………………....4
1.1 Понятие и виды общения……………………………………..............................4
1.2 Общение как обмен информацией.......................................................................8
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека……………….............12
Глава 2. Невербальные средства общения…………………………………….17
2.1 Кинесика………………………………………………………………………...17
2.2 Такесика………………………………………………………………………....21
2.3 Проксемика……………………………………………………………………..22
2.4 Особенности невербального общения в разных странах…............................26
2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя……………..28
Заключение……………………………………………………………..………….36
Список литературы…………………………………………….............................37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Невербал.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

      - в процессе взаимодействия в   системе  «учитель-ученик»   невербальное общение играет  значительную роль. Исходя из  этого,  учитель  должен обладать  не  только  высокой  языковой  культурой,  но  и  культурой невербального поведения, или культурой использования так  называемых выразительных  движений,  поскольку  известно,  что  различные  виды невербального  общения  заключают  в  себе  порой   гораздо   больше информации,  чем  слова.  В  связи  с  этим,   проблема   значимости невербального компонента  в  структуре  педагогической  деятельности заслуживает особого внимания и требует тщательной проработки;

    Остается добавить, что если бы  у человека (как, впрочем, и  животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так  и противоречить сообщению, передаваемому  при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

     Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

     Проблема  внешнего выражения внутреннего  состояния, а точнее, проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекала внимание немалого количества исследователей. В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее.

   Анализ  имеющейся в нашем распоряжении литературы позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

   Невербальное  общение не предполагает использование  звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. 
 
 
 
 

Список литературы

1. Битянова  М.  Особенности  человеческой  коммуникации  //  Школьный психолог. – 1999. - №30.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во  «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

3. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов  Л.  Умение  общаться  // Воспитание школьников. – 1994. №3.

4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы  конструктивного  общения. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: «Совершенство», 1997.

5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности  и  методов начального обучения,  основанного  на  содержательном  обобщении.  – Томск: Пеленг, 1992.

6. Ершова  А.П.,  Букатов  М.  Режиссура  урока,  общения  и  поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и  доп.  –  М.:  Моск. Психолого-социологический ин-т; «Флинта», 1998.

7. Кан-Калик В.А., Никандров  Н.Д.  Педагогическое  творчество.  –  М.: Педагогика, 1990.

8. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. –  Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996.

9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика  общения.  – Л.:  Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.

10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.

12. Макаренко А.С. Собрание сочинений.:т.4,т.5.

13. Маркова А.К. Психология  труда учителя:  Кн.  для учителя.  -  М.: Просвещение, 1993.

14. Митина Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт  //  Школа  и производство. – 1989. - №10. – С.10-12.

15. Митина   Л.М.   Управлять   или   подавлять:    выбор    стратегии профессиональной  деятельности  педагога.  -  М.:  сентябрь,  1999.- (Библиотека журнала «Директор школы» .вып.2,1999)

16. Общая психология: Курс лекций  для  первой  ступени  педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

17. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Моск. городское пед. общество, 1998.

18. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. – Воронеж, 1992.

19. Пиз А. Язык телодвижений:  как читать  мысли других  людей по  их жестам. – Нижний Новгород, 1992.

20. Психология.   Словарь   /   Под   общ.    Ред.    А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

21. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.  –  М.:  ЛНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

22. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в  педагогическом  процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

23. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в  общении:  Мимика,  жест,  движение  / Сокр.пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1996.

24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:  Психотехнические  упражнения  и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.

25. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный опыт  учащихся.  – М., 1989.

26. Степанов С. Секреты лица и характера //  Школьный  психолог.-  1999.    52. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. – Мн.:  Полымя, 1990.

27. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. – 1982. - №5.

28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

29. Петровский А.В. Общая психология. – Москва «Просвещение», 1986. 
 

Информация о работе Невербальное общение в деятельности педагога