Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:00, курсовая работа
Работа состоит из двух глав, рассматриваются вопросы: понятие и виды общения, общение как обмен информацией, роль общения в психологическом развитии человека, невербальные средства общения, Особенности невербального общения в деятельности учителя.
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее представление о средствах общения………………………....4
1.1 Понятие и виды общения……………………………………..............................4
1.2 Общение как обмен информацией.......................................................................8
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека……………….............12
Глава 2. Невербальные средства общения…………………………………….17
2.1 Кинесика………………………………………………………………………...17
2.2 Такесика………………………………………………………………………....21
2.3 Проксемика……………………………………………………………………..22
2.4 Особенности невербального общения в разных странах…............................26
2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя……………..28
Заключение……………………………………………………………..………….36
Список литературы…………………………………………….............................37
- в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» невербальное общение играет значительную роль. Исходя из этого, учитель должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, или культурой использования так называемых выразительных движений, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова. В связи с этим, проблема значимости невербального компонента в структуре педагогической деятельности заслуживает особого внимания и требует тщательной проработки;
Остается добавить, что если бы
у человека (как, впрочем, и
животных) отсутствовало невербальное
общение, то мы уподобились бы машинам
без чувств и эмоций, которые обмениваются
информацией простыми печатными словами
(например: с помощью Интернет) но, к примеру,
не рукописным текстом - ведь почерк, своего
рода, тоже объект невербального общения.
Заключение
Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекала внимание немалого количества исследователей. В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее.
Анализ имеющейся в нашем распоряжении литературы позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
Невербальное
общение не предполагает использование
звуковой речи, естественного языка
в качестве средства общения. Невербальное
– это общение при помощи мимики, жестов
и пантомимики, через прямые сенсорные
или телесные контакты. Это тактильные,
зрительные, слуховые, обонятельные и
другие ощущения и образы, получаемые
от другого лица. Большинство невербальных
форм и средств общения у человека являются
врожденными и позволяют ему взаимодействовать,
добиваясь взаимопонимания на эмоциональном
и поведенческом уровнях, не только с себе
подобными, но и с другими живыми существами.
Список литературы
1. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999. - №30.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
3. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание школьников. – 1994. №3.
4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: «Совершенство», 1997.
5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении. – Томск: Пеленг, 1992.
6. Ершова А.П., Букатов М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Моск. Психолого-социологический ин-т; «Флинта», 1998.
7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.
8. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996.
9. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
12. Макаренко А.С. Собрание сочинений.:т.4,т.5.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
14. Митина Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. – 1989. - №10. – С.10-12.
15. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. - М.: сентябрь, 1999.- (Библиотека журнала «Директор школы» .вып.2,1999)
16. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.
17. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Моск. городское пед. общество, 1998.
18. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. – Воронеж, 1992.
19. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород, 1992.
20. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
21. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ЛНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
22. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
23. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение / Сокр.пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1996.
24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1993.
25. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный опыт учащихся. – М., 1989.
26. Степанов С. Секреты лица и характера // Школьный психолог.- 1999. 52. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. – Мн.: Полымя, 1990.
27. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. – 1982. - №5.
28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
29. Петровский
А.В. Общая психология. – Москва «Просвещение»,
1986.
Информация о работе Невербальное общение в деятельности педагога