Невербальное общение в деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание

Работа состоит из двух глав, рассматриваются вопросы: понятие и виды общения, общение как обмен информацией, роль общения в психологическом развитии человека, невербальные средства общения, Особенности невербального общения в деятельности учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее представление о средствах общения………………………....4
1.1 Понятие и виды общения……………………………………..............................4
1.2 Общение как обмен информацией.......................................................................8
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека……………….............12
Глава 2. Невербальные средства общения…………………………………….17
2.1 Кинесика………………………………………………………………………...17
2.2 Такесика………………………………………………………………………....21
2.3 Проксемика……………………………………………………………………..22
2.4 Особенности невербального общения в разных странах…............................26
2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя……………..28
Заключение……………………………………………………………..………….36
Список литературы…………………………………………….............................37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Невербал.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

     Следователи полиции  используют специальные  методы, построенные на нарушении территории личности, для того, чтобы сломить сопротивление допрашиваемых преступников. Для этого они усаживают преступника на стул без подлокотников, ставят стул в центре комнаты и постоянно во время допроса проникают в его интимную и особо интимную зону, оставаясь в ней до тех пор, пока тот не даст ответ. С помощью таких методов сопротивление! преступника очень быстро подавляется. Администраторы могут использовать тот же самый метод для того, чтобы получить скрываемую информацию от подчиненного, но людям, занятым в торговле, не следует применять эту тактику при общении с клиентами. 

2.4 Особенности невербального общения в разных странах

     Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти  не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты  во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.

     Жест, которым русский демонстрирует  пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

     Говоря  о себе, европеец показывает рукой  на грудь, японец – на нос.

В некоторых  странах Африки смех – показатель изумления и замешательства.

Жители  Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции  и Италии этот жест означает, что  у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом.

Довольно  часто один и тот же жест имеет  не только различное, но и прямо противоположное  значение.

Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки.

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так  выражают скептицизм.

     Иногда  даже незначительное изменение жеста  может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» – победа).

     В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику.

     В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его.

       Когда человек претендует на  место или пространство, часть  которого уже занята другими  людьми (например, место в театре  место за столом в конференц-зале, крючок для полотенца на теннисном  корте), он действует предсказуемым образом.

     Он  обычно ищет самое широкое расстояние между двумя присутствующими  и занимает место посередине. В  театре он выбирает место, находящееся  посередине между последним креслом  и сидящим в этом ряду человеком. На теннисном корте он выбирает тот крючок для полотенца, который находится на самом большом свободно» пространстве посередине между двумя висящими полотенцами, или посередине между ближайшим полотенцем и концом вешалки Делается это с той целью, чтобы не обидеть других присутствующих. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейсистов. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он "пристает" к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намекала, что она для них доступна в сексуальном отношении.

     Эта ситуация подтверждает тот факт, что  у многих европейских, наций интимная зона составляет только 23-25 см, а у некоторых и того меньше. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужденно, находясь на расстоянии 25 см от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его интимную зону, составляющую 18 дюймов. Датчане также чаще используют контактный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Продвижение в интимную территорию человека лица противоположного пола является способом выражения его интереса к этому  человеку и называется заигрыванием. Если заигрывание не принимается, этот человек отступает и соблюдает в дальнейшем дистанцию. Если же ухаживания принимаются, человек позволяет"нарушителю" оставаться внутри его интимной зоны. То, что для датчан являлось нормальным общественным поведением, ин американцами как их сексуальное заигрывание. Датчане же думали, что американцы были холодны и недружелюбны, потому что они устранялись от удобной для их общения зоны.

     Таким образом, не зная различий невербального  общения разных народов, можно попасть  в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.

 

2.5 Особенности невербального общения в деятельности учителя

      Содержанием труда учителя является  содействие  психическому  развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его  психическое  взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

      Общение, согласно А.А.Леонтьеву,  составляет необходимое и   специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития  человечества. Речь  учителя  –  основное  средство,  позволяющее  приобщить   учеников   к культурному  наследию,  обучить  их  как  способам  мышления,  так   и   его содержанию. При этом учитель должен  обладать  высокой  языковой  культурой, богатым  словарным   запасом,   владеть   экспрессивными   возможностями   и интонационной выразительностью речи,  иметь  четкую  дикцию.  Как  видно  из приведенного определения, основной акцент в нем делается на  речь,  то  есть вербальный компонент общения. Вместе с тем,  в  последнее  время  появляется все  большее  количество  публикаций,  связанных  с   различными   аспектами невербального общения.

      Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие  ученика и учителя  состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и  аффективно- оценочного  характера.  И  передача  этой  информации   осуществляется  как вербальным  путем,  так  и  с   помощью   различных   средств   невербальной коммуникации».

      Общаясь   с   учениками,   учитель   значительную   часть   информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения  к  чему-либо получает не  из  слов  учеников,  а  из  жестов,  мимики,  интонации,  позы, взгляда, манеры слушать. «Жест,  мимика,  взгляд,  поза  подчас  оказываются более выразительными и действенными, чем слова»,  -  утверждает  Е.А.Петрова.

      Невербальные  аспекты   общения   играют   существенную   роль   и   в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом  определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

      Следует отметить, что данный  аспект педагогического общения  находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов.  Так,  А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и  для  многих  опытных  учителей, такие «пустяки» стали  решающими:  как  стоять,  как  сидеть,  как  повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако  только  в последнее время  он  стал  все  больше  привлекать  внимание  исследователей феномена общения.

      Укажем   на   то,   что   средства   невербального   общения    всегда соответствующим  образом   задействованы  в   ходе   учебно-воспитательного процесса,  несмотря  на  то,  что,  как  правило,  педагог  не  осознает  их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми,  как  впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется  по  нескольким каналам:

      - мимика;

      - прикосновение;

      - жест;

      - дистанция общения;

      - визуальное взаимодействие;

      - интонация.

      Остановимся  на   рассмотрении   каждой   из   составляющих   процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Мимическая  сторона общения крайне  важна  –  по  лицу  человека  можно иногда узнать больше, чем  он  может  или  хочет  сказать,  а  своевременная улыбка, выражение  уверенности  в  себе,  расположенности  к  общению  могут существенно помочь в установлении контактов.

      Практически  бесконечное   многообразие  мимических   движений   и   их сочетаний  (Е.А.Петровой  отмечается,  что  их  всего  более   20000)   дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное  состояние  и  отношение  к  определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес,  понимание или равнодушие и т.д.. А.С.Макаренко писал по этому  поводу  следующее:  «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой,  не  может  дать своему  лицу  необходимого   выражения   или   сдержать   свое   настроение.

Ряд исследований  показывают, что учащиеся отдают  предпочтение учителям с доброжелательным  выражением  лица,  с  высоким  уровнем  внешнейэмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная  подвижность мускулов глаз  или  лица,  как  и  безжизненная  их  статичность,  создает  серьезные проблемы в общении с детьми.

      Некоторые исследователи   отмечают,  что  многие  учителя  считают необходимым  создавать  «специальное  выражение  лица»  для  воздействия  на детей. Часто – это  строгое  выражение  лица  с  нахмуренным  лбом,  сжатыми губами, напряженной  нижней  челюстью.  Это  лицо-маска,  надуманный  образ, якобы способствует хорошему поведению  и  успеваемости  учеников,  облегчает руководство,   управление   классом.   Кроме   того,   существует   довольно распространенное явление – «определенное лицо  для  определенного  ученика». Но, как профессионал, учитель должен  владеть  своим  поведением  настолько, чтобы этого избегать.

      Следующий канал невербального общения  –  прикосновение,  обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень  важно при  работе  с  детьми  особенно  младшего  школьного  возраста.  С  помощью прикосновения можно привлечь внимание,  установить  контакт,  выразить  свое отношение к ребенку. Свободное  передвижение  учителя  на  уроке  по  классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть  к работе  отвлекшегося  ученика,  коснувшись его   руки,   плеча;   успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

      Однако Л.М.Митина предостерегает, что  у  многих  детей   прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это  бывает  у  детей,  для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства  и  окрашено тревогой.  Неприятными  оказываются  «внеурочные»  прикосновения,  так   как оставляют у ребенка неприятный осадок и  в  дальнейшем  заставляют  избегать учителя. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

      Особое место в системе невербального  общения учителя занимает  взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению,  задать вопрос, дать ответ и т.д.

      Воздействие взгляда  учителя   зависит  от  дистанции  общения.  Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех  учеников,  но  не дает возможности вглядываться в каждого из них  в  отдельности.  Воздействие взгляда,  как  отмечает  Е.А.Петрова,  тем  сильнее,  чем  ближе  к  учителю находится ребенок.

      Особенно велико влияние пристального  взгляда,  который  может   быть  и неприятным.  Сопровождение  учителем  своего  замечания  взглядом  негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Информация о работе Невербальное общение в деятельности педагога