Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Содержание

Введение…………………………………………..….....1стр
ГЛАВА 1.
1. Речевое воздействие………………………..............2стр
2.Невербальные средства общения………….…......4стр
2.1Кинесика………………………………….....………..6стр
2.2 Просодика………………………………………......15стр
2.3 Проксимика…………………………………….…..16стр
2.4 Межнациональные различия невербального общения……………………………………….…...……20стр
ГЛАВА 2. Практическое задание ……………....…..22стр
Заключение……………………………………….....….24стр
Список использованной литературы……….....….25стр

Работа состоит из  1 файл

Сессия2 Кон раб речевые коммуникации.docx

— 51.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………..….....1стр

ГЛАВА 1.

1. Речевое воздействие………………………..............2стр

2.Невербальные  средства общения………….…......тр

2.1Кинесика………………………………….....………..6стр

2.2 Просодика………………………………………......15стр

2.3 Проксимика…………………………………….…..16стр

2.4 Межнациональные  различия невербального  общения……………………………………….…...……20стр

ГЛАВА 2.  Практическое задание ……………....…..22стр

Заключение……………………………………….....….24стр

Список  использованной литературы……….....….25стр

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что  общение не исчерпывается устными  или письменными сообщениями. В  этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами  установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения  и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением  невербального общения для взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Особенностью невербального  языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать  эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Объектом данной курсовой работы являются невербальные средства общения, применяемые, прежде всего в деловом общении или во время выступления перед аудиторией. Предмет исследования - эффективность использования неязыковых средств, их соотношение с речевой информацией и воздействие на слушающих. Цель работы - проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия.

Глава 1.

1. Речевое воздействие

Речевое воздействие - это  воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих невербальных средств речи для достижения поставленной цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное  речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются  в речевом воздействии исключительно  в их соотношении с речью, что  и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие".

Невербальные сигналы - это  отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения  и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как  те, так и другие:

    • передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);
    • воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);
    • воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное воздействие, самовоздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие  обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы  коммуникации имеют наиболее большое значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории –

    • профессиональной,
    • возрастной,
    • интеллектуальной,
    • социальной и др.

 По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с.  общения 92% информации собеседники  получают невербально.

Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении  вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводится словесным  факторам и 65% несловесным. Сам Пиз  отмечает, что словесный канал  используется людьми в основном для  передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал - для обсуждения межличностных отношений.

Информация, которую передают в процессе общения вербальные и  невербальные сигналы, может совпадать  или не совпадать.

Конгруэнтность - это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны доверять невербальной информации.

Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: "Мы часто видим  крупных политиков стоящими на трибуне  с плотно скрещенными на груди  руками (оборонительная позиция) и опущенным  подбородком (критичность или враждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своей  восприимчивости и открытости идеям  молодежи".

Таким образом, языковые единицы  общения в неразрывной связи  с невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия - изменить поведение или мнение собеседника в необходимом направлении, убедить его сознательно принять нашу точку зрения.

2.Невербальные средства общения

Невербальные сигналы - материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие  для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают:

Симптомы - невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.)

Символы - невербальные явления, являющиеся носителями, так называемого социального символизма - символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям. Социальные символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативную релевантную информацию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми. Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла - зажиточность, длинные волосы у мужчин - артистическая профессия и др.

Знаки, или собственно невербальные сигналы, - автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику.

Изучением невербальных средств  общения занимаются следующие отрасли  лингвосемиотики:

    • кинесика (экспрессивно - выразительные движения, поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт, направление движения, длина паузы),
    • просодика (интонация, громкость голоса, тембр, пауза, вздох, смех, кашель),
    • таксемика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание)
    • проксимика (ориентация пространства, дистанция).

  2.1Кинесика

Естественный язык тесно  соприкасается с ближайшей к  нему семиотической системой - системой жестов. В кинесике исследователи  жестов и поз выделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя - выделить такие позы, которые действительно  что-то значат в данной культуре, т.е. являются знаками. Их называют изолятами.

Важным средством повышения  эффективности речевого воздействия  оратора на аудиторию является его движение по аудитории. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатию аудитории. Рекомендуется спускаться в зал, ходить по аудитории, наклоняться к слушателям. Выступающему необходимо время от времени выходить из-за трибуны, становиться рядом с ней.

Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, но не отвлечет от него. Руки при ходьбе должны быть статичными. Не следует держать на ходу руки в карманах: это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности или неуверенности оратора.

Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения и могут сопровождать размышление или состояние. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают как рефлекторные движения. Как правило, такие жесты бывают врожденными или приобретенными.

Жесты подразделяются на:

номинативные - их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами. К номинативным жестам относится большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы)

эмоционально-оценочные - выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.)

указательные - выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве, направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание (указание пальцем, ладонью, головой);

риторические - имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно-значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

игровые - шуточные, используемые для игры, развлечения (рожки для фотографирования);

вспомогательные - жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

магические жесты - используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенние крестным знамением).

Все эти виды жестов могут  сопровождать, дополнять или заменять какое - либо высказывание.

Различные положения рук.

Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего - либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего - либо. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается. Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя обе руки. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления.

Ладони вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы защититься от чего - то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе - осмотрительный жест и выражает потребность "сдержать" настроение, взять его под контроль.

Пальцы.

Пальцы служат в основном для выделения жестов. Существуют чисто пальцевые жесты, когда  кроме пальцев ничего не задействовано.

Большой палец известен как  палец давления, как символ власти, демонстрации превосходства. Большой  палец, зажатый ладонью, говорит  о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.

Указательный палец символизирует  волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве  указательных сигналов. Поднятый вверх  и застывший в этом положении  палец служит для обозначения  знака " Внимание!".

Жесты "рука - лицо".

Ладони наших рук превосходно  приспособлены и для того, чтобы  прикрывать лицо. Во многих жестах "рука - лицо" присутствует желание что-нибудь скрыть. Лицо закрывают при чувстве  смущения, либо стыда или же когда  хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.

Информация о работе Невербальные средства общения