Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Содержание

Введение…………………………………………..….....1стр
ГЛАВА 1.
1. Речевое воздействие………………………..............2стр
2.Невербальные средства общения………….…......4стр
2.1Кинесика………………………………….....………..6стр
2.2 Просодика………………………………………......15стр
2.3 Проксимика…………………………………….…..16стр
2.4 Межнациональные различия невербального общения……………………………………….…...……20стр
ГЛАВА 2. Практическое задание ……………....…..22стр
Заключение……………………………………….....….24стр
Список использованной литературы……….....….25стр

Работа состоит из  1 файл

Сессия2 Кон раб речевые коммуникации.docx

— 51.09 Кб (Скачать документ)

Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ - чаще всего эти жесты символизируют ложь.

Рука - ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин и должны как бы помочь уловить больше акустических сигналов. Полную противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: "Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь".

Рука - нос. В большинстве случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касания носа и попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.

Рука - глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.

Рука - лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения концентрации.

Жесты "рука - рука".

Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев  бессознательным подражанием прикосновения  со стороны других людей. Это всегда придает нам своеобразное чувство  уверенности и защищенности. В  напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, складывать кисти рук, сцепляя их между собой или  обхватывая одной другую. Причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.

Потирание рук может совершаться  от внутреннего напряжения, или для  расслабления мускулов, символизирует  ожидание победы.

Закладывание рук за спину  есть жест уверенности в себе и  чувства превосходства. Он позволяет  человеку бессознательно открыть свои ранимые области тела. Если сзади  руки в замке - это просто уверенность. Если одна рука держит другую за запястье - человек расстроен и пытается взять себя в руки (так появилась  эта идиома). Чем выше сзади место  обхвата одной руки другой, тем  более очевидна нервозность.

Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Они бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту.

Закрытые позы - руки и  ноги скрещены, руки закрывают грудную  клетку, подбородок опущен, человек  стоит к собеседнику боком. Скрещенные руки - поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации. Исследование позы со скрещенными  руками, проведенные в США, дали интересные результаты. Группе студентов предложили посетить курс лекций. Одной части  группы велели не скрещивать ни руки, ни ноги, сидеть спокойно и расслабленно. Второй части той же группы велели, наоборот, сидеть на лекции со скрещенными  на груди руками. В конце каждой лекции исследователи анализировали  степень усвоенного материала и отношение студентов к лектору. Результаты показали, что группа, сидевшая со скрещенными руками, усвоила материал на 38 процентов хуже, чем те студенты, которые слушали лектора в расслабленной позе. Вторая группа продемонстрировала также более критичное отношение к лектору и теме лекции.

Эти исследования показали, что, когда слушатель скрещивает руки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но и менее внимательно относится  к его словам. Вот почему во многих подготовительных центрах используют кресла с подлокотниками - так у  слушателей меньше соблазна скрестить  руки на груди.

Авторитарные позы демонстрируют  высокий статус говорящего, его превосходство  над собеседником, стремление оказать  на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной, взгляд поверх очков и некоторые другие. Все они воспринимаются негативно.

Знание и правильное распознавание  поз и жестов значительно облегчает  оратору процесс владения аудиторией. Аллан Пиз в своей книге "Язык телодвижений" замечает: "Во время  публичного выступления неприятно заметить для выступающего, что его слушатели прикрывают рот руками. Если аудитория небольшая или беседа идет приватно, разумно было бы остановиться и спросить: " Не хочет ли кто-нибудь прокомментировать мои слова?" Это позволит аудитории высказать свое несогласие открыто, а выступающий сможет разъяснить свою позицию и ответить на вопросы.

Когда слушатель начинает поддерживать голову рукой, значит, он заскучал. Человек вынужден подпирать  щеку, чтобы окончательно не заснуть. Постукивание пальцами по столу или  носком по полу ошибочно истолковывается  как сигнал скуки, но на самом деле эти движения говорят о нетерпении. Если вы в процессе выступления заметили такие сигналы, то следует каким - то образом вовлечь человека, постукивающего пальцами, в процесс, иначе он может  негативно повлиять на остальную  аудиторию. Если же слушатели разделились  на тех, кто подпирает голову руками, и на тех, кто нетерпеливо постукивает  пальцами, значит, выступающему пора заканчивать. Помните, что скорость постукивания свидетельствует о степени нетерпения слушателя. Чем быстрее он стучит, тем более нетерпелив и раздражителен".

Самому оратору необходимо придерживаться некоторых рекомендаций в принятии позы и использовании  жестов. Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Если человек выставил вперед левую  ногу, он демонстрирует агрессивность, если же он выставил правую, то он открыт к диалогу, сотрудничеству. Слушатели  нередко подсознательно воспринимают эту информацию.

Локти следует держать  не ближе трех сантиметров от корпуса; прижатые к туловищу локти свидетельствуют  о неуверенности оратора. Не следует  опираться на невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая отрицательно воспринимается аудиторией.

Жестами необходимо сопровождать речь, желательно демонстрировать открытые позы и жесты. Руки должны быть подвижны, раскрыты, направлены в сторону слушателей. Лучше всего использовать движения рук в сторону слушателей, когда  ладони раскрыты (ладони оратора должны быть видны аудитории).

Важно использовать риторические жесты: руки должны слегка расходиться  и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция  оратора должна удовлетворять следующим  требованиям:

    • Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.
    • Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.
    • Жесты необходимо разнообразить, не стоит повторять одни и те же. Это действует раздражающе на аудиторию.
    • Нельзя прерывать начатые жесты, следует доводить их до конца.

Визуальный  контакт (взгляд).

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается  как поддержание контакта. В зависимости  от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда:

    • деловой взгляд направлен на треугольник "глаза - нос". Он    создает впечатление серьезности намерений.
    • социальный (неформальный) взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать.
    • интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта. Он показывает личную заинтересованность.

Взгляд оратора имеет  для аудитории очень большое  значение. Слушатели полагают, что  если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более активно и  внимательно.

По использованию взгляда  в ходе выступления можно дать следующие рекомендации.

Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя  никого из них персонально.

В большой аудитории следует  разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с  одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов.

Отводить взгляд от аудитории  можно ненадолго - при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

Не смотреть в процессе выступления на пол, окно, ноги, в  потолок, не рассматривать посторонние  предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией.

Длительный, интенсивный, серьезный  взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления.

2.2 Просодика

 

Голос играет огромную роль в речевом воздействии. От того, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основным параметром голоса, определяющим его воздействующую силу, является громкость.

Громкий голос всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности. Громкость голоса создает впечатление  убежденности говорящего, его уверенности  в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий  голос в официальном общении  рассматривается как признак  высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им. Громкий  голос также часто воспринимается как свидетельство решительности  человека: он невольно заставляет слушать  его обладателя. Фразы, произнесенные  громко и безапелляционно, часто  оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают их возможности  возразить собеседнику. Резкое повышение  громкости голоса обычно усиливает  воздействие на адресата.

Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Деловое общение должно вестись низким тоном.

 Тембр голоса передает эмоциональные состояния говорящих. В голосе выступающего должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования:

1) она не должна быть  однотонной, ее надо изменять  на протяжении всего выступления.

2) интонация должна быть  естественной и соответствовать  содержанию. Интонация, не отражающая  содержание речи, раздражает слушателей  и вызывает недоверие словам, иногда даже создает комический  эффект.

Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Важно избегать больших пауз и использовать средний темп речи. Дейл Карнеги в книге " Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" описывает, как пользовался этими приемами Линкольн: " Он часто останавливался среди речи. Когда Линкольн подходил к важной идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, он наклонялся вперед и некоторое время ничего не говорил, глядя им прямо в глаза. Это неожиданное молчание производило такое же действие, как и неожиданный звук, - оно привлекало внимание. Слушатели напряженно, внимательно ждали, что будет дальше".

2.3 Проксимика

Фактор организации пространства объединяет сигналы, связанные с  расположением собеседников относительно друг друга, и является довольно значимым в процессе коммуникации. Американский антрополог Эдвард Т. Холл был одним  из первых в области изучения пространственных потребностей человека. В начале 60 - х. гг. он ввел в обиход слово "проксимика" (от англ. рroximity - близость).

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить  на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны).

    • Интимная зона (от 15 до 46 см).
    • Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет как собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники.
    • Личная зона (от 46 до 1,2 метра)
    • На таком расстоянии от окружающих мы стоим на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе.
    • Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)
    • Это расстояние, которое обычно отделяет нас от посторонних людей.
    • Общественная зона (более 3,6 метров)

При обращении к большой  группе людей, такое расстояние является наиболее предпочтительным.

Сильная коммуникативная  позиция у тех, кто легко меняет дистанцию общения - подходит к разным собеседникам, свободно отходит и  вновь подходит.

Умеренный пространственный экспансионизм (стремление сокращать  дистанцию до собеседника, занять больше пространства) повышает эффективность  речевого воздействия. Можно подойти  поближе к аудитории, отдельным  слушателям.

Горизонтальное  расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.

Информация о работе Невербальные средства общения