Невербальные языки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание

Проблема межличностных коммуникаций всегда находится в центре внимания. Это естественно, ведь люди, общаясь между собой, стремятся к большему пониманию друг друга. А это возможно лишь в том случае если человек будет в полной мере осознавать то, как он говорит и какие телодвижения производит в этот момент. Общаясь в неформальной обстановке люди расслабляются и их действия и речь становятся искренними. Наоборот же происходит при деловом общении: люди в такой ситуации стараются себя как можно лучше контролировать, некоторые их действия становятся заметно наигранными. Это не редко приводит к недоверию со стороны окружающих.

Содержание

Введение 3
1. Вербальный язык. Основные понятия 4
2. Невербальный язык 7
3. Психофизиологические аспекты общения 12
4. Составные элементы общения 13
Заключение 15
Список используемых источников 16

Работа состоит из  1 файл

псих. верб и неверб языки.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

     Типичные  выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

     - радость: губы искривлены и  их уголки оттянуты назад, вокруг  глаз образовались мелкие морщинки;

     - интерес: брови немного приподняты  или опущены, тогда как веки  слегка расширены или сужены;

     - счастье: внешние уголки губ  приподняты и обычно отведены  назад, глаза спокойные;

     - удивление: поднятые брови образуют  морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму и так далее.

     Знать выражения лица при различных  эмоциях полезно для того, чтобы  понимать других. 

     Взгляд  и глаза 

     Откровенно  говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные "игроки" пытаются скрывать их выражение за стёклами тёмных очков.

     Людей обычно выдают:

     - какие-либо изменения в обычном  выражении глаз – возникновение  некой эмоции, сигнал реагирования  на стимул;

     - непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") – тревога, стыд, обман, страх;

     - блестящий взгляд – возбуждение;

     - усиленное моргание – возбуждение,  обман.

     В ходе общения чаще всего смотрят  партнёру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

     Модификации контактов глаз имеют следующую  расшифровку:

     - "отсутствующий взгляд" – сосредоточенное  размышление;

     - переведение взгляда на окружающие  предметы и в потолок – падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнёра;

     - взгляд сбоку – недоверие;

     - взгляд то отводится, то возвращается  назад – отсутствие согласия, недоверие. И так далее. 

     Поза  и её детали 

     Значительную  информацию о внутреннем настрое  человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

     Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше  контролируют своё лицо, чем тело, нередко  вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

     Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

     - руки заложены за спину, голова  высоко поднята, подбородок выставлен  – чувство уверенности в себе  и превосходство над другими;

     - корпус подан вперёд, руки (подбоченясь) на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

     - стояние, опираясь руками о  стол или стул – ощущение  неполноты контакта с партнёром;

     - руки с расставленными локтями  заведены за голову – осознание  превосходства над другими;

     - закладывание больших пальцев  рук за пояс или в прорези  карманов – знак агрессивности  и демонстрируемой уверенности  в себе;

     - скрещённые конечности – скептическая защитная установка;

     - наклон головы в сторону –  пробуждение интереса;

     - положение (сидя или стоя) с  ногами ориентированными на выход  – явное желание прекратить  разговор и уйти;

     - частая перемена поз, ёрзание  на стуле, суетливость – внутреннее  беспокойство, напряжённость;

     - руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед  ртом – скрывание своих истинных  намерений; 

     Жесты и телодвижения 

     "Жест  есть не движение тела, а движение  души". Он сообщает о желании  человека и о том, что тот  в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест – свидетельствует о черте его характера.

     Внешне  одинаковые жесты у различных  людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и  тождественные моменты:

     - активная жестикуляция – частый  компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

     - чрезмерная жестикуляция – признак  беспокойства или неуверенности.

     При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

     – демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности;

     – сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются  пальцы, тем сильнее сама эмоция);

     – прикрывание рта рукой (или бокалом  в руке) в момент речи – удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

     – прикосновение к носу или лёгкие почёсывания его – неуверенность  в сообщаемом;

     – поглаживание подбородка – момент принятия решения;

     – суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, касание одежды) – настороженность, нервозность, смущение;

     – покусывание ногтей – внутреннее беспокойство;

     – оттягивание от шеи явно мешающего  воротничка – человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

     – наклон головы набок – пробуждение  интереса; 

     Интонация голоса

     вербальный  язык речь общение

     Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении  к фактам, самочувствии, а нередко и о темпераменте, о чертах характера).

     Уловить эмоции объекта (гнев и печаль –  легче, ревность и нервозность –  сложнее...) позволяет ТОН его голоса.

     В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнёра несколько  меняется и голосовой ТЕМБР. Этот факт нашёл достойное применение в бесконтактных (т.е. всецело незаметных для собеседника) образцах "детектора лжи".

     Расшифровывая сообщение, нужно обращать внимание как на силу, так и на высоту голоса:

     - явно высокий – энтузиазм,  радость, недоверие;

     - высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты – гнев и страх;

     - чрезмерно высокий, пронзительный  – беспокойство;

     - мягкий и приглушённый, с понижением  интонации к концу каждой фразы  – горе, печаль, усталость;

     Значительно информативны невербальные звуки:

     - свист (явно не художественный...) – неуверенность или опасение;

     - несоответствующий моменту хохот  – напряжение;

     - неожиданные спазмы голоса –  напряжение;

     - постоянное покашливание – лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность. 

Непроизвольные  реакции 

     Эти реакции обычно плохо поддаются  контролю (хотя различными приёмами    пытаются их маскировать) и потому весьма информативны.

     Стандартное прочтение этих реакций таково:

     - покраснение лица (иной раз пятнами)  – стыд, гнев;

     - побледнение лица – страх,  признак виновности;

     - расширение зрачков – неудовольствие, отвержение;

     - быстрое или поверхностное дыхание  – внутреннее напряжение;

     - короткое дыхание через нос  – злость;

     - дрожь (в пальцах рук и ног,  мышцах лица...) – внутреннее напряжение;

     - частое моргание – возбуждение, обман;

     - скрип зубами – сильнейшая  нервозность, стресс, отсутствие  возможности осуществить задуманное. И другие.

     Подобные  реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин, которые  к тому же лучше обманывают и детектор лжи. 

                  3. Психофизиологические аспекты общения 

       Чтобы добиться от собеседника ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности  человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из тринадцати слов, сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при её скорости не превышающей двух с половиной слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше шести секунд, перестаёт осознаваться;
  • мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;
  • беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнёры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;
  • когда нужно воздействовать на чувства человека – ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику – в правое;
  • то, что всецело ново для партнёра и не каким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем он больше знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остаётся от 10 до 25%;
  • чтобы партнёр смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лёжа;
  • стоящий человек имеет некоторое психологическое преимущество над сидящим.

4. Составные элементы общения 

       Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних  обстоятельств и сцеплённых продуманной  стратегией. Готовясь к беседе, нужно  принимать во внимание, что:

  • необходимо превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьёзно обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений;
  • располагаясь за столом друг против друга вы создаёте атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров;
  • ненужное присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения (звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель…) мешают доверительному общению, ломая устанавливаемый Вами настрой беседы;
  • сидящий человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное на решительность и быстроту – пусть визави всегда стоит;
  • желая, чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом начале разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал - оставьте просьбу на конец беседы.

         Общаясь с человеком, нужно  осознавать, что:

  • люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят;
  • чем меньше у партнёра уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному;
  • с взволнованным и возбуждённым человеком нет смысла говорить по-деловому;
  • опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл сообщения.

       Рассчитывая получить какую-либо информацию, нельзя забывать, что:

  • в ответе на фактическое утверждение партнёр сообщает больше сведений, чем, отвечая на обычный вопрос;
  • для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;
  • ошеломляя человека, иной раз удаётся получить довольно неожиданные материалы;
  • перемежая своей фразой «не может быть» высказывания партнёра, вы провоцируете его на откровенность: «люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы противоречим»;
  • если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний сам расскажет всё, что знает.

Информация о работе Невербальные языки