Образование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:08, доклад

Описание

У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской истории, и с этого времени дело образования в Китае вступило в совершенно новый этап развития.

Работа состоит из  1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ.docx

— 37.33 Кб (Скачать документ)

Китайское правительство  уделяло серьезное внимание работе по ликвидации "неграмотности". До 1949 года свыше 80% населения в старом Китае было неграмотным. После образования  нового Китая благодаря последовательным и постоянным усилиям неграмотность  была ликвидирована у 230 миллионов  человек. В 1999 году во всем населении  страны неграмотных осталось менее 14,5%, а в возрасте 15-50 лет неграмотными были менее 5,5%.

Значительным вниманием  китайского правительства пользовался  вопрос о гарантиях получения  образования специфическим населением. Следуя принципам, определенным Конституцией и Законом об образовании, правительство  обращало большое внимание и обеспечивало равные права граждан на получение  образования. Для людей, испытывавших различные трудности, предпринимались  специальные меры в порядке оказания помощи. Женщины и девочки обрели гарантии на получение образования. В старом Китае 90% женщин были неграмотны. В 1949 году лишь примерно 15% девочек ходили в школу, а в 1999 году процент поступающих  в школу девочек достиг 99%. Разрыв между учащимися мужского и женского пола снизился до 0,1%, в сравнении  с мальчиками численность девочек  в целом уравнялась. В 1949 г. девочки  в начальных школах составляли лишь 23% учеников, а в 1999 г. их было уже 47,64%, что выше мирового уровня девочек-учениц начальных школ, который был равен 45,7%. На этапе среднего образования  пропорция девочек-учащихся учебных  заведений в 1999 г. превысила 50%, а  в обычных университетах эта  доля в 1999 г. достигла 40%. Китайская женщина  в среднем учится 6,5 лет.

Быстрое развитие специфического образования. В 1999 году количество учебных  заведений по стране с неординарным образованием достигло 1520. В этих учебных  заведениях и обычных учебных  заведениях получали образование 371600 студентов-инвалидов.

Колоссальны успехи в развитии просвещения для национальных меньшинств. В 1999 году во всем Китае функционировали 12 национальных институтов (университетов), в пяти автономных национальных районах (Синьцзян, Тибет, Нинся, Внутренняя Монголия и Гуанси) имелось 74 обычных высших учебных заведения, 150 средних национальных профессиональных училищ, 158 национальных профессиональных средних школ, 3500 с лишним национальных средних школ, 20 тыс. с лишним национальных начальных  школ и около одной тысячи детских  садов. Количество учащихся в национальных учебных заведениях различных ступеней и категорий достигло 5 миллионов  человек, а преподавателей в них  насчитывалось свыше 300 тысяч человек. В 1999 году студентов из среды национальных меньшинств обучалось в университетах 250 тысяч человек, что составляло 6,06% студентов университетов во всей стране. В настоящее время все 55 нацменьшинств Китая имеют своих  студентов в университетах.

Страна помогает районам, населенным нацменьшинствами, осуществлять двуязычное обучение и обеспечение  учебными материалами на национальных языках. Из 55 нацменьшинств Китая 53 имеют свой язык. Используя 29 видов  учебных материалов на языке 21 национальности или переводные материалы ведется  двуязычное обучение. Ежегодно издается и переводится более 3500 видов  учебных материалов для средней  и начальной школы по различным  дисциплинам общим тиражом около 100 млн. экземпляров.

Быстро развивается образование  на этапе средней школы. В конце 1999 года в Китае насчитывалось 14100 средних школ с 10497100 учащимися, 21800 специализированных средних школ со 14427500 учащимися. Поступающие  учиться на этапе средней школы  составляют 41,5% учащихся, выпускников, которые продолжают образование  – 63,8%. Преподавателей в обычных  полных средних школах насчитывается 692400 человек.

Начинается масштабное развитие среднего профессионального образования. В 1999 году в Китае имелось 16641 среднее  профессиональное училище, в которые  были набраны более 4120 тыс. учеников. В этих учебных заведениях занималось свыше 11400 тыс. учащихся. По количеству набранных и занимающихся в этих училищах они составляют соответственно 51% и 52% всех получающих образование  в Китае на этапе средней школы.

Устойчивое развитие получило высшее образование. В 1949 году на китайском  материке работало лишь 205 вузов. В 1999 году их было уже 1942, и в них обучалось  по данному профилю 7180 тыс. студентов  с 4-х и 3-летним сроком обучения, из которых 4130 тыс. студентов получали 4-летнее образование. Насчитывалось 871 вузов  для взрослых с 3040 тысячами учащихся по 4-летней программе. Число абитуриентов для получения высшего образования  составляет приблизительно 10,5%. В 775 организациях велась подготовка аспирантов, которых  насчитывалось 233500 человек.

Быстро развивается высшее профессиональное образование и  высшее образование на основе экстерна. Уже функционируют 92 таких профессионально-технических  институтов. Число лиц, принимаемых  для получения высшего образования  на базе экстерна, достигло 13 млн. человек. Одновременно активно разворачивается  профессиональная переподготовка. В 1999 году различными формами этого обучения в системе среднего специального образования и образования для  взрослых было охвачено 101570 тыс. человек-раз.

Китайское правительство  наращивает и поддерживает общественные силы, создающие организации, занимающиеся обучением. В 1999 году по всей стране было открыто 50 тысяч с лишним общественных учебных заведений различной  ступени и различных категорий  и учреждений образования, в них  числилось свыше 10 млн. учащихся. Среди  этих учебных заведений 37 тысяч детских  садов, которые посещали около 2220 тысяч  детей; 3264 начальные школы с контингентом 980 тысяч учащихся; 2593 обычные средние  школы, в которых учились 1070 тысяч  человек; 950 профессиональных средних  школ с контингентом 270 тысяч учащихся. 37 вузов, функционирующих на общественные фонды, выдают дипломы и свидетельства  в них обучалось 46 тысяч студентов; 157 экспериментальных учебных заведений  с получением свидетельств и дипломов о получении высшего образования, в них обучалось 258 тысяч человек; 1240 других организаций высшего образования. Контингент учащихся составлял 1184 тысячи человек. Общественные организации  высшего образования становятся важной силой в армии китайского образования.

В Китае заметно прогрессирует  информатизация образования, активно  развивается дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет  Центрального радио и телевидения  Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение образования  со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась крупнейшая в мире по масштабам в  рамках национальной территории система  дистанционного образования, главным  звеном которой являются радио и  телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных  и средних школ предоставляли  возможность продолжать образование  и переподготовку, оставаясь на своих  постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс. человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее  время в учебных заведениях радио  и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения  радио и телевидения предоставил  и десяткам миллионам крестьян знания по агротехнике.

В 1994 г. в КНР началось создание сети образования и научных исследований (CERNET) и в основном уже сформирована система сетей в области образования, состоящая из главной государственной  сети, районной сети и сети учебных  заведений и детских садов. Сетью  СETNET уже охвачено более 70 городов, около 400 вузов. Очень скоро она свяжет все однопрофильные высшие учебные  заведения, а через INTERNET свяжет и  со всем миром. Пропускная способность  главной государственной сети CERNET и районных сетей достигла 155М. Развитие сетей Интернета стимулирует  развитие современного дистанционного образования. В Китае уже имеется 30 высших учебных заведений, ведущих  преподавание через Интернет. Современное  дистанционное образование, технической  основой которого служит Интернет, в соединении с радио и телевизионным  образованием и связью через спутники образовало телекоммуникационную систему  образования, покрывающую весь Китай.

В КНР активно развивается  пожизненное образование. Китайское  правительство разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования разных ступеней и категорий, помогая учебным  заведениям открываться обществу и  стимулируя людей поэтапно завершать  образование и продолжать учиться, В настоящее время быстро развивается  система образования в социумах.

ПОЛОЖЕНИЕ С КОРПУСОМ ПРЕДПОДАВАТЕЛЕЙ

Прекрасной китайской  национальной традицией является уважение к учителю. Китайское правительство  постоянно уделяет серьезное  внимание созданию преподавательского корпуса и непрерывному повышению  социального статуса преподавателей. В 1985 году в КНР был учрежден праздник учителя, отмечаемый 10 сентября. Это  – первый в Китае праздник людей  отдельной профессии. В 1993 году в  Китае был обнародован "Закон  о преподавателях Китайской Народной Республики", который содержит ясные  положения о правах и обязанностях преподавателя, о цензе и приеме на работу преподавателя, о воспитании и подготовке преподавателя, а также  о проверке, поощрении и зарплате преподавателя, о юридической ответственности, которую должен нести преподаватель. С этого времени корпус китайских  преподавателей вступил на рельсы правового  строительства.

В Китае действует преподавательский  ценз. В соответствии с "Положением о цензе преподавателя" этот ценз подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя  в детском саду, ценз преподавателя  начальной школы, ценз преподавателя  неполной средней школы, ценз преподавателя  средней школы, ценз преподавателя  среднего профессионального училища, ценз преподавателя-руководителя практики в среднем профессиональном училище  и ценз преподавателя высшего  учебного заведения. Государство установило соответственный уровень подготовки для преподавателей различных категорий: преподаватели в детских садах  должны окончить педагогическое училище  для работы с детьми дошкольного  возраста и выше, преподаватели начальной  школы – среднее педагогическое училище и выше, преподаватели  неполной средней школы – высшее специальное педагогическое училище  или другие профильные университеты, преподаватели средней школы  высшей категории – высший педагогический институт по данному профилю и  выше, высшие учебные заведения –  аспирант или выпускник университета по данной дисциплине.

В Китае практикуется система  должностей преподавателей. Преподаватели  высших учебных заведений занимают должности профессора, доцент, лектора, ассистента. Должности преподавателей средних профессиональных училищ –  преподаватель высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности  преподавателей теории культуры и техники  в учебных заведениях для квалифицированных  рабочих – лектор высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей производственной практики в учебных заведениях для  квалифицированных рабочих –  инструктор-преподаватель высшей категории  по практическим занятиям, инструктор-преподаватель  первой категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель второй категории  по практическим занятиям, инструктор-преподаватель  третьей категории по практическим занятиям. Должности преподавателей обычной средней школы – преподаватель  высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории, преподаватель третьей категории. Должности преподавателей профессиональной средней школы – аналогичны средней  школы, но вместе с тем там есть инструктор-преподаватель практических занятий, причем методика в основном та же, что и в учебных заведениях по подготовке квалифицированных рабочих. Должности преподавателей начальной  школы – преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории  и преподаватель третьей категории. Должности воспитателей в детских  садах аналогичны должностям преподавателей начальной школы.

Китайское правительство  активно развертывает работу по переподготовке и углублению знаний преподавателей, чтобы постоянно повышать качественные характеристики всего преподавательского корпуса. Для преподавателей начальных  и средних школ органы переподготовки – это главным образом обычные  педагогические училища и институты  разных ступеней, институты усовершенствования преподавателей и другие органы переподготовки, а также учебные заведения  преподавательской службы. Для преподавателей высших учебных заведений органы переподготовки – это главным  образом в 6 головных педагогических университетах, относящихся к министерству образования, несколько головных университетов  непедагогического профиля, несколько  центров переподготовки высших учебных  заведений, а также институты  высшей категории, где преподаватели  работают. В настоящее время после  дополнительной подготовки, полученной преподавателями начальной и  средней школы, центр тяжести  переподготовки смещается в сторону  продолжения образования. В 1999 году китайское правительство выступило  за реализацию "Проекта продолжения  образования преподавателей начальных  и средних школ". Цель этого  проекта такова: к 2000 году в основном распространить на всю страну обязательное 9-летнее образование и в основном ликвидировать неграмотность среди  молодежи, энергично двигать вперед воспитание качественных характеристик, совершенствовать систему профессиональной переподготовки, и продолжения образования, создать возможность того, чтобы  новая рабочая сила и профессиональные работники города и деревни в  массовом порядке были охвачены образованием и переподготовкой разных уровней  и форм; активно и стабильно  развивать высшее образование, довести  примерно до 11% число поступающих  в высшие учебные заведения. Указанный  проект предусматривает также постановку задачи создания государственной системы  обновления, воспитание и подготовку кадров высокого уровня, которые обладают способностью к обновлению; интенсификацию научных исследований, а также  внесение вклада вузами в дело создания новых точек роста и развития экономики за счет новейших технологий; углубление реформ, создание основных рамок новой системы образования, активное содействие социально-экономическому развитию. К 2010 году на базе всестороннего  осуществления цели "двух главных" в городах и экономически развитых районах последовательно распространять образование на этапе средней  школы, срок получения образования  населением всей страны довести до передового уровня развивающихся стран; значительно расширить масштабы высшего образования, прием в  вузы приблизить к 15%, по нескольким вузам  и ряду важнейших учебных дисциплин  достичь или приблизиться к мировому уровню; в основном создать систему  пожизненного образования, оказывать  достаточную поддержку кадрами  и вносить вклад знаниями для  государственной системы обновления знаний, а также модернизации.

Информация о работе Образование в Китае