Образование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:08, доклад

Описание

У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской истории, и с этого времени дело образования в Китае вступило в совершенно новый этап развития.

Работа состоит из  1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ.docx

— 37.33 Кб (Скачать документ)

ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ  НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания  образования. Просвещение в древнем  Китае сыграло не только важнейшую  роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в  развитие мировой цивилизации. Китайское  образование в новое время  берет свое начало в период радикальных  социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние  тогдашнего общества в Китае приводило  к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к  его отставанию от хода развития образования  в мире.

1 октября 1949 года была  создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право  быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской  истории, и с этого времени  дело образования в Китае вступило  в совершенно новый этап развития.

После образования Китайской  Народной Республики китайское правительство  уделило серьезное внимание делу развития просвещения, создало новое  социалистическое образование, заметно  повышало культурно-просветительский уровень народа. Гарантируя фундаментальное  право народа на получение образования, страна быстро оздоровляла учебную  систему, развивала образование  разных ступеней, воспитывала всесторонне  развитого нового человека социализма.

Удовлетворяя потребности  социально-экономического развития и  стремясь идти в ногу со стремительным  научно-техническим прогрессом в  мире, в Китае была выдвинута и  осуществлена стратегия "процветание  страны на основе развития науки и  техники ". В процессе социалистической модернизации образование заняло стратегическое положение и началось его приоритетное развитие. В соответствии с направляющем курсом "просвещение должно обращаться лицом к модернизации, к миру, к будущему" постоянно шло вперед реформирование и развитие образования. Проводился в жизнь курс, согласно которому "образование должно служить  социалистической модернизации, должно быть соединено с производством  и трудом, растить всесторонне  развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях". Чтобы во всеоружии встретить  будущие вызовы, прилагались усилия для всестороннего развития высококачественного  образования, воспитания нового поколения, обладающего творческим духом и  практическими способностями.

В результате 50 лет строительства, развития и реформирования образование  в КНР встав на ноги, достигшие  блестящие успехи, входит в новый  век исполненным жизненной силы.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В  УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Система образования в  учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские  сады набирают детей дошкольного  возраста от 3 лет и готовят их три года. Начальная школа и  неполная средняя школа сейчас параллельно  практикуют учебную систему "6.3", "5.4" и "9 лет подряд" (в большинстве  районов используется в основном системе "6.3"). Поэтому срок обучения в начальной школе 6-5 лет, в неполной средней школе 3-4 года; возраст учащихся начальной школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13 лет.

Возраст учащихся, поступающих  в обычную полную среднюю школу, - 15-16 лет, и они обучаются в  ней 3 года. Средние профессиональные училища подразделяются на 2 категории: для училищ, набирающих учащихся из выпускников неполной средней школы, возраст поступления 15-16 лет, срок обучения в общем составляет 4 года, а в  некоторых училищах 3 года. Для училищ, набирающих учащихся из выпускников  полной средней школы, возраст поступающих  не превышает 22 года, и срок обучения в общем составляет 2 года. Профессией выпускники неполной средней школы  овладевают за 3-4 года. В технических  училищах срок обучения 3 года. Возраст  поступающих в профессиональные средние школы – 15-16 лет, а срок обучения – 2-3, а в некоторых случаях 4 года.

В дневных высших учебных  заведениях обучение ведется в течение 4-5 лет (в некоторых медицинских  институтах 7-8 лет), а в специальных  учебных заведениях и в высших профессиональных технических училищах срок обучения составляет 2-3 года.

Подготовка аспирантов подразделяется на 2 цикла: подготовка специалистов с  ученой степенью магистра и подготовка специалистов с ученой степенью доктора  наук. Возраст аспирантов первой категории  не больше 40 лет и срок обучения 2-3 года, а второй категории – не более 45 лет и срок подготовки в  общем 3 года.

В системе учебных заведений  разного типа для взрослых практикуется принцип "одинаковый уровень, одинаковые стандарты". В средних учебных  заведениях для взрослых срок обучения с полным отрывом от производства в целом тот же, что в однопрофильных дневных учебных заведениях. В  учебных заведениях обучение с частичным  отрывом от производства или в  вечерних учебных заведениях срок обучения продолжительнее примерно на один год  по сравнению с однопрофильными  дневными учебными заведениями. Срок получения  образования по данному профилю  в вузах для взрослых в общем 4-5 лет. Форм преподавания специальных  дисциплин довольно много, срок обучения ими в целом колеблется между 2-4 годами.

"Закон Китайской Народной  Республики об обязательном образовании"  устанавливает, что государство  осуществляет обязательное девятилетнее  образование, т.е. этап начального  и неполного среднего образования  являются этапами обязательного  образования. "Каждый ребенок  без различия пола, национальности, расы по достижении шестилетнего  возраста поступает в школу  и получает обязательное образование.  В районах, где еще не созданы  необходимые условия, возраст  поступления в школу может  быть установлен с семи лет.  Государство, общество и семья  обязаны обеспечивать это".

Приложение: схема системы  учебных заведений в КНР.

--Административная система  образования

--Административная система  образования в Китайской Народной  Республике включает в себя 4 ступени:  Центр, провинция (автономный  район, город центрального подчинения), город (район) и уезд. Статья  четырнадцатая "Закона об образовании  Китайской Народной Республики" устанавливает: "Государственный  Совет и местные народные правительства  различных ступеней в соответствии  с принципом управления своим  участком и разделением труда  руководят и управляют работой  системы образования. Среднее  и неполное среднее образование  и ниже управляются местными  народными правительствами под  руководством Государственного  Совета; высшее образование управляется  Государственным Советом, народными  правительствами провинций, автономных  районов, городов центрального  подчинения". Статья пятнадцатая  устанавливает: "Административные  органы образования Государственного  Совета ведают работой в сфере  образования во всей стране, осуществляют  единое планирование, координируют  и управляют делом образования  во всей стране. Административные  органы образования местных народных  правительств различных ступеней  от уезда и выше ведают работой  в сфере образования в данном  административном районе. Другие  соответствующие ведомства народных  правительств различных ступеней  от уезда и выше в рамках  своей компетенции отвечают за  соответствующую работу в сфере  образования". Органом, занимающимся  делом образования в целом  по стране, является Министерство  образования КНР. Связанные с  Государственным Советом несколько  хозяйственных министерств и  комитетов также учреждают ведомства,  частично занимающиеся образованием, и административные органы по  отраслевому образованию.

ПРАВОВОЕ СТРОИТЕЛЬСВТО  ОБРАЗОВАНИЯ

--Правовое строительство  образования в Китайской Народной  Республике включает в себя  такие сферы, как законодательство, исполнение законов и контроль  за исполнением законов.

--Государственные законы  в Китае, касающиеся образования,  принимаются высшим органом власти  в стране – Всекитайским собранием  народных представителей и его  Постоянным комитетом. В соответствии  с Конституцией уже разработаны  и обнародованы "Закон Китайской  Народной Республики об образовании", "Закон Китайской Народной  Республики об обязательном образовании", "Закон Китайской Народной  Республики о высшем образовании", "Закон Китайской Народной  Республики о профессиональном  образовании", "Закон Китайской  Народной Республики о преподавателях", "Положение Китайской Народной  Республики об ученых степенях". Эти 6 законов составляют юридические  рамки образования в Китае.  Одновременно Государственный Совет  КНР разработал и обнародовал  установления, касающиеся образования: "Положение об образовании  инвалидов", "Положение о награждении  за успехи в преподавании", "Положение о мандате преподавателей", "Положение об управлении детскими  садами", "Положение об организации  обучения общественными силами" и другие (всего около 10). Все  эти законы и установления, касающиеся  образования, а также свыше  600 административных актов Министерства  образования (бывшего Государственного  комитета образования) в основном  сформировали в рамках государственного  законодательства достаточно совершенную  систему законов и правил, касающихся  государственного образования. В  соответствии с законодательством,  касающимся государственного образования,  законодательные органы провинций,  автономных районов, городов центрального  подчинения, а также городов, имеющих  право законотворческой деятельности, на базе основных принципов,  утвержденных законами о государственном  образовании, и в соединении  с местными реалиями разрабатывают  и публикуют установления об  образовании локального характера,  делая упор на реализацию принципов  и установок Закона о государственном  образовании. В настоящее время  вышли уже 138 местных актов,  которые стали полезным дополнением  государственного законодательства  об образовании.

--Наряду с разработкой  законодательства об образовании  в Китае обращается большое  внимание на параллельное развертывание  работы по популяризации законов,  административному соблюдению законов  и контролю за соблюдением  законов и других звеньев правовой  деятельности. В первом приближении  создан механизм функционирования  правовой системы в области  образования. В результате сложились  необходимые условия для воплощения  в жизнь стратегии правового  управления в сфере образования  и обеспечения ее реформирования  в сочетании с развитием и  обеспечением получения образования  в опоре на систему и на  право.

Правовое строительство  образования в Китае заложило прочную базу для создания системы  социалистического образования  с китайской спецификой. Законы и  установления, касающиеся образования, утвердили курс в области китайского государственного образования и  руководящие идеи в развитии этой сферы, а также критерии морально-воспитательной работы в учебных заведениях, систему  управления в высших учебных заведениях, гарантировало равное право граждан  на получение образования и другие фундаментальные принципы. В правовом обеспечении отражены направления  и коренные потребности образования  в КНР. Оно определило систему  китайского образования различных  ступеней и ее категории, экзаменационную  систему в сфере образования, систему получения свидетельств об обучении и систему ученых степеней, систему инспекции и руководства, систему оценок учебы в учебных заведениях, а также другие основополагающие системы. Оно внесло ясность в систему управления в фундаментальном, профессиональном и высшем образовании, в систему финансирования, в обязанности и компетенции Центра и мест в управлении сферой образования. Оно определило нормы субъектов образования различных категорий, а также связь между правами и обязанностями, создав таким образом достаточно совершенные системы и нормы.

Образование в Китае уже  вступило на путь правового функционирования.

РАЗВИТЕ ДЕЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ

За 50 лет со времени образования  Китайской Народной Республики и  в особенности за 20 лет осуществления  в Китае политики реформ и открытости китайское образование (исключая образование  на Тайване и в особых административных районах Гонконга и Макао) достигло грандиозных успехов, став крупнейшим в масштабах всего мира. В настоящее  время китайский гражданин в  среднем получает образование в  течение примерно 8 лет, численность  образованного населения составляет 340 млн. человек, его удельный вес  – 27,5% всего населения. К концу 1999 года в КНР работало 1590 тыс. учебных  заведений всех ступеней и категорий, среди них 860 тыс. обычных учебных  заведений, более 730 тыс. учебных заведений  для взрослых. Учащихся насчитывалось  свыше 230 млн. человек. В учебных заведениях всего было занято 16 млн. преподавателей, рабочих и служащих, из них 12280 тысяч  – преподаватели.

Китайское правительство  уделяло большое внимание дошкольному  образованию. В 1999 г. в стране было 181100 детских садов, которые посещали 23262600 детей.

Китайское правительство  уделяло большое внимание всеобщему  и обязательному 9-летнему образованию, а также работе по ликвидации неграмотности  среди молодежи. В 1999 году поступающих  в начальные школы с примерно 20% в 1949 году увеличилось до 99,1%. Процент  учащихся неполной средней школы  достиг 88,6%. Начальных школ насчитывалось 582300, их посещали 135479600 человек, из которых 94,37% по окончании школы продолжали учиться. В начальных школах по всему  Китаю преподавателями работали 5860500 человек. Неполных средних школ насчитывалось 64400 (из них 1319 – профессиональные неполные средние школы), их посещали 58116500 учащихся (900800 – учащиеся профессиональных неполных средних школ), 50% выпускников  неполных средних школ продолжали учиться  дальше. Преподавателей в этих школах насчитывалось по всей стране 3187500 человек. Распространение обязательного  образования достигло исторического  процесса. К концу 1999 года районы, где  прожило 80% населения КНР, в основном были охвачены обязательным образованием.

Информация о работе Образование в Китае