Образование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:08, доклад

Описание

У Китая пяти-тысячелетняя древняя история и издревле существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Китайское образование в новое время берет свое начало в период радикальных социальных подвижек столетие назад. Однако полуколониальное, полуфеодальное состояние тогдашнего общества в Китае приводило к общему замедлению развития китайского образования в новое время, к его отставанию от хода развития образования в мире.
1 октября 1949 года была создана Китайская Народная Республика, и китайский народ обрел право быть хозяином в своей стране. Началась новая эра в китайской истории, и с этого времени дело образования в Китае вступило в совершенно новый этап развития.

Работа состоит из  1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ.docx

— 37.33 Кб (Скачать документ)

В 1998 году китайское правительство  предложило высшим учебным заведениям "План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших зарубежных и китайских молодых  ученых к участию в повышении  уровня китайских вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или поддержанию  передового международного уровня и  к созданию ученого авангарда, стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет позитивную стимулирующую роль и  имеет глубокое влияние на становление  корпуса преподавателей высших учебных  заведений в Китае. В настоящее  время две группы ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению  заняли посты профессоров.

Китайское правительство  последовательно стремится повышать социальный статус и жизненные условия  преподавателей. "Закон о преподавателях" ясно устанавливает, что "средняя  зарплата преподавателей должна быть не ниже или выше уровня средней  зарплаты государственных служащих и постепенно расти" и что "медицинское  обслуживание преподавателей идентично  тому, которым пользуются служащие в данном месте". Для улучшения  жилищных и жизненных условий  преподавателей китайское правительство  в 1994-1998 годах ассигновало свыше 9 млрд. ам. долларов и построило для  преподавателей 903 млн. квадратных метров жилья.

Благодаря неустанным усилиям  создание корпуса преподавателей в  Китае увенчалось прекрасными результатами. По количеству, масштабу, качеству и  эффективности заметен его значительный рост. К 1999 году Китай стал обладателем  самого большого в мире отряда преподаватели, служащих и рабочих общей численностью 16 миллионов человек, в том числе 12280 тыс. преподавателей. Среди них 872400 преподаватели детских садов, 3187500 преподаватели неполной средней  школы, 692400 преподаватели полной средней  школы, 425700 преподаватели вузов. Качественный показатель корпуса преподавателей непрерывно улучшается. В 1999 году соответствие стандартам подготовки преподавателей в начальной школе составляло 95,9%, в неполной средней школы  – 85,5%, в полной средней школе  – 65,89%. Постоянно повышается эффективность  работы учебных заведений, в 1999 году соотношение преподавателей и учеников в начальной школе равнялось 23,12:1, в неполной средней школе 18,23:1, в  полной средней школе 15,2:1, в высшем образовании 13,4:1.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"Закон об образовании  Китайской Народной Республики" устанавливает: "В Китае осуществляется  система финансирования образования,  в основе которой - правительственные  финансовые ассигнования, а вспомогательными  являются средства, изыскиваемые  по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство  и местные правительства практикуют  ступенчатое управление и ступенчатую  ответственность. Это означает, что  основным источником расходов  на образование в государственных  учебных заведениях различных  ступеней и категорий являются  финансовые ассигнования правительства.  Центральные финансы ответственны  только за финансирование высшего  образования, находящегося в ведении  Центра, а также за специальные  ассигнования на образование  всекитайского характера. Местные  финансы ответственны за финансирование  высшего образования, среднего  образования и ниже, находящегося  в ведении мест. Другие каналы  изыскания средств на образование  – это налоги (расходы), взимаемые  по закону правительствами различных  ступеней на образование, плата  за обучение студентами на  этапе необязательного образования,  различные сборы со студентов  на этапе обязательного образования,  развитие производств при учебных  заведениях, коллективные средства  и пожертвования в порядке  поддержки образования, создание  фондов образования.

Правительство КНР рассматривает  дело просвещения как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей  ситуацией в стране отрасль в  развитии народного хозяйства и  общества. "Закон об образовании  Китайской Народной Республики" ясно устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного  хозяйства и роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование  в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного  хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние  расходы на образование в расчете  на одного учащегося, обеспечивать постепенный  рост зарплаты преподавателей и общих  средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае  составила: 349040 млн. юаней, в том числе  финансовые расходы государства  – 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки  долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта.

Расходы на образование в  Китае состоят из двух частей: расходы  на образование и расходы на капитальное  строительство. Бюджет на образование  включает в себя бюджетные расходы  на дело образования и бюджетные  инвестиции на капитальное строительство. На финансовых и плановых органах  правительств различных ступеней лежит  обязанность по разработке проекта  бюджетных расходов на образование, который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех  же ступеней. После составления бюджетных  расходов на образования до внесения поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно ведомство  или отдельная личность. В процессе выполнения бюджета на образование  финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело образования, а плановые органы правительства  – за контроль над расходами на капитальное строительство.

Параллельно созданию и совершенствованию  системы социалистической рыночной экономики в Китае на этапе  необязательного образования действует  механизм разделения себестоимости  образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней -–13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБМЕНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из конкретных проявлений независимой и самостоятельной  мирной внешней политики Китайской  Народной Республики является осуществление  всесторонних международных обменов  и сотрудничества в области образования. Это – выполнение до конца долга  Китая, один из важных путей внесения им должного вклада ради сотрудничества и развития международного сообщества.

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования  имеют под собой законодательно обеспеченную базу. "Закон об образовании  Китайской Народной Республики" предусматривает: "Государство поощряет развертывание внешних обменов  и сотрудничества в сфере образования". "Закон о высшем образовании  Китайской Народной Республики" устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего  образования".

Содержание международных  обменов и сотрудничества Китая  в области образования затрагивает  многосторонние и двусторонние рамки  деятельности правительства, органов  образования, неправительственных  организаций. Правительство КНР  принимает деятельное участие в  работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное  взаимодействие с ЮНЕСКО, Детским  фондом ООН, с Департаментом ООН  по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным  банком и т.д. Правительство КНР  подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области  образования с более чем 160 странами и районами мира. Китайские органы просвещения от начальной школы  до университета наладили отношения  сотрудничества с органами просвещения  того же уровня многих стран. Особенно следует отметить развертывание  многостороннего сотрудничества университетов  с зарубежными университетами и  предприятиями. В настоящее время  на китайском материке уже работают около 300 учебных заведений, основанных на сотрудничестве Китая и зарубежных стран. Разворачиваются активные двусторонние и многосторонние обмены в сфере  образования китайских неправительственных  организаций по обменам с более  чем 130 организациями или коллективами 30 с лишним стран и районов  мира.

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования  захватили в свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай  направляет в некоторые страны своих  преподавателей и аналогично приглашает к себе преподавателей из некоторых  стран. Китай в настоящее время  посылает на учебу за границу студентов  больше всех стран мира. В последние  несколько лет их было направлено около 300 тысяч в 103 страны и районы, из них 110 тысяч человек, окончив  учебу, вернулось на Родину. Вместе с тем Китай – одна из стран  мира, принимающая сейчас на учебу  довольно много иностранных студентов. За последние 20 лет их было принято  около 300 тысяч человек из 152 стран. В настоящее время число приехавших в КНР на учебу иностранных  студентов достигает около 10 тысяч  человек. В основном все высшие учебные  заведения Китая наладили разного  рода взаимодействие с зарубежными  органами высшего образования, в  том числе совместное проведение исследовательских работ.

Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования  находится в ведении министерства образования КНР. Повседневной работой  в этой сфере занимаются Управление международного сотрудничества и обменов  министерства образования. Соответственно административные органы образования  на местах в Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой  по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское  правительство учредило Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало  в этом органе ООН свою миссию, на местах в Китае имеются филиалы  этого комитета. Всекитайской неправительственной  организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в  области образования, является Китайская  ассоциация международных обменов  в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные, активные и богатые  по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные  за международные обмены и сотрудничество в области образования. Обычно они  называются "Отделом международных  обменов и сотрудничества" или  же "Центром международных обменов  и сотрудничества".

КОНТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ  ВЕКОВ

Чтобы образование в Китае  отвечало требованиям нового века, китайское правительство постоянно  стимулирует реформирование образования  и в 1999 году провело третью Всекитайскую конференцию по работе в области  образования. Было обнародовано "Решение  ЦК КПК и Госсовета об углублении реформы образования и всестороннего стимулирования качественных параметров образования". Был выработан всесторонний план реформирования и развития образования в Китае на перекрестке веков, в основу которого заложено качественное образование.

Добиться качественных параметров образования значит всесторонне  реализовать государственный курс в области образования, коренная цель которого -–повышение качественных характеристик нации и центр  тяжести которого лежит в привитии студентам духа новаторства и  практических способностей, выковывание  всесторонне развитых морально, интеллектуально, физически и эстетически строителей социализма и смены, отличающихся "наличием идеалов, нравственности, культуры и  дисциплины".

Ради реализации цели всестороннего  достижения качественного образования  в Китае будет углубляться  его реформирование в следующих  областях:

В 2000 году корректировка на базе осуществления цели "два  коренных" структуры макрообразования, расширение образования на этапе  полной средней школы и масштабов  высшего образования. Активное развитие высшего профессионального образования.

Создание такой системы  образования, которая взаимно аккомодирована с системой социалистической рыночной экономики и имманентными закономерностями образования и в которой разные типы образования взаимосвязаны  и контактируют друг с другом. Высшие учебные заведения и средние  профессиональные училища должны создавать  условия для осуществления гибкого  режима учебы, постепенно совершенствуя  систему учебы в любом возрасте.

Расширение прав народных правительств провинций на развитие и управление делом образования  в своих регионах и динамики единого  планирования. Формирование новой системы  с двухуровневым управлением  – центрального правительства и  местного правительства уровня провинции, причем управление местного правительства  будет главным. Продолжение совершенствования  системы, при которой за базовое  образование ответственны главным  образом места и при которой  существует ступенчатое управление. Расширение самостоятельности высших учебных заведений в организации  обучения, усиление аккомодации учебных  заведений к оживлению социально-экономического развития в данном месте.

Активное наращивание  и поддержка общественных сил  для налаживания многообразных  форм учебы. Удовлетворение постоянно  растущих запросов народных масс в  образовании. Формирование ситуации, когда  правительство является главным  субъектом в организации образования, но в совместном его развитии принимают  участие государственные и негосударственные  учебные заведения.

Реформирование приемных экзаменов и системы оценок, постепенное  создание многовариантной, более научной  и справедливой системы отбора абитуриентов в высшие учебные заведения.

Перестройка и реформирование системы, структуры и содержания учебных дисциплин, создание новой  системы учебных программ базового образования. Практиковать в экспериментальном  порядке государственные и местные  учебные программы и программы  учебных заведений.

Активное повышение уровня модернизации технических средств  обучения и степени его информатизации. Государство поддерживает создание современной сети дистанционного образования, основу которой составляет сеть образования  и научных исследований Китая  и системы спутникового телевидения. Энергичное создание системы компьютерных классов типа прикладной экономики  и внутренних сетей в учебных  заведениях или локальных сетей. Учебные заведения уровня полной средней школы и имеющие условия  неполные средние школы и начальные  школы внедряют использование счетно-решающих машин и образование на основе информационных технологий. Применение сети современного дистанционного образования  предоставляет членам общества возможность  обучения в любом возрасте.

Информация о работе Образование в Китае