Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при не и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы назы памятью. «Без памяти, – писал
С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза бы в
прошлом»
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при не и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы назы памятью. «Без памяти, – писал
С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза бы в
прошлом»
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения,
приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствова человек выделился из животного царства и достиг тех
высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечеств
без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хране и
воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и
приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобре в процессе индивидуальной жизни
опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в
подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим
быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая
она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает
он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти: генетическая и
механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения
в поколе жизненно необходимых биологических,
психологических и
свойств. Вторая выступает в форме способности к на-учению, к приобретению
жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не
может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у
животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и
воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом
условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования
каких бы то ни было мнемических средств.
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации
в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости
полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства
совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и
одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства
практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека,
наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у
животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая
связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением
логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей
частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как
психофизиологический и
запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции
являются для памя основными. Они различны не только по своей структуре,
исход данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развит
неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоми, но зато
неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в па запомненный ими
материал. Это индивиды с развитой долго памятью. Есть такие
люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что
когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и
оперативный виды памяти.
ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Существует несколько
Одно из них – деление памяти по времени сохра материала, другое – по
преобладающему в процессах запо, сохранения и воспроизведения
материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную,
опера, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят
о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, ося,
эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение
основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и
полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было
переработки полученной информации. Эта память –
непосредственное отражение
0,1 до 0,5 с. Мгновенная память пред собой полное остаточное
впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это
– память-образ.
Кратковременная память
течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов
здесь не превышает нескольких де секунд, в среднем около 20 (без
повторения). В кратковре памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работае
без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой
на последующее
такой показатель, как объ. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и
определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно
воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления
ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуаль сознанием
человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая
сознается,
соотносится с актуаль
привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение ин в
течение определенного, заранее заданного срока, в диа от нескольких
секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется
задачей, вставшей перед чело, и рассчитан только на решение данной
задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид
памя по длительности хранения информации и своим свойствам занимае
промежуточное
положение между
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение
практически неограниченного срока. Информация, попав в хранилища
долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без
утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной
информации только упро ее следы в долговременной памяти. Последняя
предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что
когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для
припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее
функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно
хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным
биологическим механизмом запоминания ин в такой памяти являются,
по-видимому, мутации и свя с ними изменения генных структур.
Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать
влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных
образов. Она чрезвычайно важна для людей любых про, особенно для
инженеров и художников. Хорошей
зритель памятью нередко
эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного
времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она
пе воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность к вооб. На ней основан, в
частности, процесс запоминания и во материала: то, что человек
зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и
воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведени
разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам,
людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность
речевой памяти со словесно-логическая, которая тесным образом связана
со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что
человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику
рассуждений или какого-либо доказатель, смысл читаемого текста и т. п.
Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.
Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и
учителя школ.
Двигательная память
представляет собой
необходимости и воспроизведение
с достаточной точ
движений. Она участвует в форми двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека
напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участ в работе
всех видов памяти, но особенно проявляется в чело отношениях. На
эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вы эмоциональные переживания, запоминается им без
особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти осо роли в
жизни человека не играют, и их возможности по сравне со зрительной,
слуховой, двигательной и эмоциональной па ограничены. Их роль в основном
сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей,
связанных с безо и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспро материала
память делят на непроизвольную и произволь. В первом случае
имеют в виду такое запоминание и воспроизве, которое происходит
автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед
собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или
воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам
процесс запоминания или
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем
произвольное, во многих случаях жизни оно превосхо его. Установлено,
например, что лучше непроизвольно запоми материал, который является
объектом внимания и созна, выступает в качестве цели, а не средства
осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал,
с которым связана интересная и сложная умственная работа и ко для
человека имеет большое
запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению,
преобразованию, классификации, уста в нем определенных внутренних
(структура) и внешних (
запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов
памяти, которыми человек пользуется в повседнев жизни: кратковременной и
долговременной.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную
память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им
в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С
особенностями кратковре памяти, обусловленными ограниченностью ее
объема, свя такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том,
что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковремен памяти
человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и
последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное
хранилище. Это, в част, происходит тогда, когда человеку приходится иметь
дело с та информацией, которую
он не в состоянии полностью
которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом
особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц
информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую
очередь в долго память. Сделав сознательное усилие, повторяя
материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительны
срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из
кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое