Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при не и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы назы памятью. «Без памяти, – писал
С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза бы в
прошлом»
удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно
может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о
которых, казалось бы, навсегда утрачены.
4. Если двум группам людей
предложить запомнить
которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей
снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно
облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет
вспомнить больше именно тех слов,
которые связаны с
стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-
запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени,
тем лучше произвольное припомина. Два фактора, кроме того, повышают
вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой
информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических
усло, которые идентичны тем, в
которых происходило
соответствующего материала.
5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать
информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом
припоминается.
Организация запоминаемого материала в подобного рода струк способствует
его лучшему воспроизведению
поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск
требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к
нужно результату. При предварительной структурной организации
запо материала вместе с ним в долговременную память закладываетс
и сама схема, с помощью которой материал был органи. При его
воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном
случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание
также происходит по схемам.
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество
разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с
целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания,
другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются
на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности
осмысливать и структурировать запоминаемый мате, пятые – на приобретении
и активном использовании в процес запоминания и воспроизведения
специальных мнемотехнических средств и приемов и действий. Все эти методы в
конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и
подтвержден жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессам
человека и его практической деятельностью.
6. Поскольку от внимания к
материалу непосредственно зави
то любые приемы, позволяющие управлять внима, могут оказаться полезными
и для запоминания. На этом, в част, базируется один из способов
улучшения запоминания до и младшими школьниками учебного
материала, кото стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе
непроизволь интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
7. На вспоминание материала
зависимости от специфики ассоциированных с па эмоциональных переживаний
это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей
памяти яркий, эмоцио след, мы думаем больше, чем об эмоционально
нейтраль событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в
своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как
правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
8. Эмоциональные состояния,
частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся,
то по ассоциации с ними восстанавли в представлениях и вся ситуация,
припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент
запоминания чело находится в приподнятом или подавленном настроении, то
искус восстановление у него соответствующего эмоционального
состояния при припоминании улучшает память.
9. На технике улучшения
обучения так называемому «
обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это,
сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а
следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь
психолингвистиче знания о смысловой структуре текстов.
10. Показано, что воображением можно
управлять. При наличии
систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в
своем воображении. А так как способ что-либо зрительно представить
положительно влияет на запо, то приемы, направленные на развитие
воображения у де, одновременно служат совершенствованию их образной
памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковремен и
оперативной памяти в долговременную.
11. Привычка к осмысленному
памяти. Особенно большую пользу в совершен памяти учащихся
оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к
ним планов. Исполь записей (например, стенографирование), составление
схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной
обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств.
Их выбор обусловлен индивидуальными особенностя и личностными
возможностями человека. Лучше всего
человеку опираться при
памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание,
движения и т. п.
Важным средством улучшения памяти, как показали исследова отечественных
психологов, может стать формирование специаль мнемических действий, в
результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить
предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого
процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у
ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных
этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные
действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных
деталях. На втором эта старшие дошкольники уже способны самостоятельно
классифици, распределять предметы на основании общих признаков по
группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней
развернутой форме. На третьем этапе (младшие школь) наблюдается полное
овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в
уме.
Для лучшего
запоминания материала
нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится
в памяти, поскольку
не будет сме с другими
обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают
запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучше памяти, в том
числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы
хороши лишь тогда, когда они под данному человеку, когда он сам их для
себя выбрал, при или адаптировал, исходя из собственных вкусов и
жизнен опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение одной
информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего
интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются
в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает
одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.
Ин нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материал
заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не
забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова
иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной
памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.