Общее представление о памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа

Описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при не и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы назы памятью. «Без памяти, – писал
С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза бы в
прошлом»

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении

выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое

запоминание подчиняется иным законам, чем механиче: подлежащий заучиванию

или воспроизведению материал в  дан случае включается в контекст

определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием

программирования (языков и приемов  состав программ машинной обработки

информации) начались поиски оптимальных  путей принятия, переработки и

хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и

алгоритми моделированию процессов  памяти. За несколько последних

десятилетий подобных исследований был  накоплен богатый материал, который

оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять  повышенный интерес к собственно

психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности  для

совершенствования языков програм, его  технологии и памяти машин. Этот

взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую

теорию памяти, которую можно  назвать информационно-кибернетической. В

настоящее время она делает только первые, но весьма многообе шаги на

пути к более глубокому пониманию  человеческой памяти с использованием

достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего

рода сложнейшая элект-вычислительная и аналоговая машина.

У нас в стране эта концепция  получила свое дальнейшее разви в

культурно-исторической теории происхождения высших психи функций.

Были выделены этапы фило- и онтогенетического  развития памяти, особенно

произвольной и непроизвольной, непо и опосредствованной. Согласно

деятельностной тео памяти, образование  связей-ассоциаций между различными

представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала

объясняются тем, что делает человек  с этим материалом в процессе его

мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механиз запоминания,

условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих

исследованиях А. А. Смирнов. Он устано, что действия запоминаются лучше,

чем мысли, а среди действий, в  свою очередь, прочнее запоминаются те, которые

связаны с преодо препятствий, в  том числе и сами эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые  в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был  одним из тех, кто еще в прошлом  веке,

руководствуясь ассоциативной  теорией памяти, полу ряд интересных данных.

Он, в частности, вывел следующие  зако запоминания, установленные в

исследованиях, где для запоминания  использовались бессмысленные слоги  и иной

слабо ор в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события  в жизни, которые производят  особенно сильное

впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по

истечении многих лет с момента  первой и единственной встречи с  ними могут

выступать в сознании с отчетли  и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные  события человек может переживать  десятки

раз, но они в памяти надолго  не запечатле.

3. При пристальном внимании к  событию достаточно бывает его  однократного

переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести  по

памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно  воспроизводить собы, но не

осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве, что

воспроизводит их правильно. Между  точностью воспро событий и

уверенностью в этой точности не всегда суще однозначная связь.

5. Если увеличить число членов  запоминаемого ряда до коли,

превышающего максимальный объем кратковременной па, то число правильно

воспроизведенных членов этого  ряда после-однократного его предъявления

уменьшается по сравнению с тем  случаем, когда количество единиц в

запоминаемом ряду в точности равно  объему кратковременной памяти.

Одновременно при увеличе такого ряда возрастает и количество необходимых

для его запо повторений. Например, если после однократного

запомина в среднем человек  воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в

случае, когда исходный ряд состоит  из 12 таких слогов, воспро 6 из

них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторе. В случае, если

количество слогов в исходном ряду будет рав 26, то понадобится примерно 30

повторений для получения того

же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов – 55 повто.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию

(повторение без заучивания), экономит  время на его усвоение в  том случае,

если число таких предварительных  повторений не превышает их количества,

необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда  лучше всего по памяти вос  его

начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений  и их последующего воспроизводства

особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют

логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктив для  его

запоминания, чем распределение  таких повторений в те определенного

периода времени, например в течение  несколь часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено

раньше.

11. С усилением внимания к  запоминаемому материалу число  повторений,

необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа

повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются луч, чем

привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное  человеком, не ос в его памяти

изолированным. Будучи запомнившимся  в одном виде, оно со временем может

несколько измениться, вступив в  ас связь с другими впечатлениями,

оказав на них влияние  и, в  свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания  психологии памяти случаи амнезий –

временных потерь памяти, отмечает еще  две за:

– память человека связана с его  личностью, причем таким обра, что

патологические изменения в  личности почти всегда сопро нарушениями

памяти;

– память у человека теряется и  восстанавливается по одному и тому же закону:

при потерях памяти в первую очередь  страдают наиболее сложные и недавно

полученные впечатления; при восста памяти дело обстоит наоборот, т.

е. сначала восстанав наиболее простые и старые воспоминания, а затем

наибо сложные и недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов  памяти.

Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и

воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке,

перекодированию его, в том числе  такие мыслительные операции, как  анализ,

систематизация, обобщение, синтез и  др. Они обеспечивают смысловую

организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запомина в памяти

запечатлеваются не столько сами слова  и предложения, составляющие данный

текст, сколько содержащиеся в нем  мысли. Они же первыми приходят в  голову

тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

     Установка на запоминание  способствует ему, т. е. запоминание  лучше

происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую

мнемическую задачу. Если данная установка  рас на запоминание и хранение

информации в течение опре срока, что бывает при использовании

оперативной памяти, то именно к этому  сроку срабатывают механизмы  памяти.

То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, пом лучше, чем

то, что составляет средства осуществления  данной деятельности. Следовательно,

для того чтобы повысить продуктив  запоминания материала, нужно каким-то

образом связать его с основной целью деятельности

    

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных

изменениях, которые в ней происходят по мере социали индивида. С

раннего детства процесс развития памяти ребен идет по нескольким

направлениям. Во-первых, механическая па постепенно дополняется и

замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем

превращается в опосред, связанное  с активным и осознанным

использованием для запоминания  и воспроизведения различных  мнемотехнических

приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доми в

детстве, у взрослого человека превращается в произ.

В развитии памяти в целом можно  выделить две генетические линии: ее

совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере

общественного прогресса и ее постепенное  улучше у отдельно взятого

индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным

достижениям челове.

Существенный вклад в понимание  филогенетического развития памяти внес П. П.

Блонский. Он высказал и развил мысль  о

том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются

также разными ступенями ее исторического  развития, и их, соответственно, можно

считать филогенетическими ступенями  совершенствования памяти. Это

относится к следующей последо  видов памяти: двигательная,

аффективная, образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о

том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно

появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также  в

определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать

логическая память, или, как ее иногда называл П. П. Блонский,

«память-рассказ». Она имеется уже  у ребенка 3 – 4-летнего возраста в

сравнительно элементарных фор, но достигает нормального уровня развития

лишь в подростко и юношеском  возрасте. Ее совершенствование и  дальнейшее

улучшение связаны с обучением  человека основам наук.

Начало образной памяти связывается  со вторым годом жизни, и считается,

что этот вид памяти достигает своей  высшей точки только к юношескому возрасту.

Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная

память, а самая пер по времени  – это моторная, или 

двигательная, память. В гене плане  она предшествует всем остальным.

Так считал П. П. Блонский.

Однако многие данные, в частности  факты, свидетельствующие о весьма ранней

онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение  матери,

говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать

аффективная, а не двигатель память. Вполне может быть, что они появляются

и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного

ответа на данный вопрос пока не получено.

    

Заключение

 

1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается  легче и лучше, чем

то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того,

слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а

являются результа его осмысления, т. е. если слово не название, а

понятие, содер в себе связанную  с предметом существенную мысль, то

такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем, над

материалом, чем активнее мы стараемся  представить его зрительно и  выразить

словами, тем легче и прочнее  он запоминается.

Если предметом запоминания  является текст, то наличие зара продуманных и

четко сформулированных к нему вопросов, от на крторые могут быть найдены

в процессе чтения текста, спо его  лучшему запоминанию. В этом

случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем  тогда,

когда вопро к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание  как мнемические процессы имеют  свои особенности.

Многие случаи забывания, связанные  с долговре памятью, объясняются  не

столько тем, что воспроизводимый  материал не был как следует запомнен,

сколько тем, что при воспо к  нему был затруднен доступ. Плохая память

человека может быть больше связана  с трудностями припоминания, чем

запо как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный

момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество

информации, аналогичны поискам неболь книги в огромной библиотеке или

цитаты в собрании сочинений, насчитывающем  десятки томов. Неудача в отыскании

книги или ци в данном случае может  оказаться связанной не с тем, что их

вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть мо, ищем их

не там, где нужно, и не так, как  требуется. Наиболее показательные  примеры

Информация о работе Общее представление о памяти