Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:37, контрольная работа
Общение- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
1.Введение………………………………………………….....3 2.Особенности коммуникативной стороны общения……...5
3.Интерактивная сторона общения………………………....10
4.Перцептивная сторона общения ..........................................15
5.Особенности педагогического общения………………….21
6.Заключение………………………………………………....24
7.Список используемой литературы………………………..25
Содержание.
1.Введение………………………………………………….
3.Интерактивная сторона общения………………………....10
4.Перцептивная
сторона общения ..............................
5.Особенности педагогического общения………………….21
6.Заключение………………………………………………
7.Список
используемой литературы…………………
Введение
Общение- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Человеческое общение многообразно и зависит от цели которую преследуют общающиеся люди, тона и стиля общения, позиций партнеров и тактики их взаимодействия. В процессе общения мы можем обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и испытывать переживания, возникающие в ходе общения. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение является важнейшим фактором психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояние и особенности поведения человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение
со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие
качества он приобретает почти
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни.
В
общении сначала через прямое
подражание, а затем через словесные
инструкции приобретается основной жизненный
опыт ребенка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребенка носителями этого
опыта, и никаким другим путем, кроме общения
с ними, этот опыт не может быть приобретен.
Интенсивность общения, разнообразие
его содержания, целей и средств являются
важнейшими факторами, определяющими
развитие детей.
Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (англ. interaction — взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (лат. perceptio — восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Все
стороны общения - коммуникативная,
интерактивная и перцептивная - действуют
взаимосвязано и взаимообусловлено.
Особенности коммуникативной стороны общения
Когда
общение рассматривают как
- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.
- Невербальное общение - средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)Невербальные средства общения очень важны для любой беседы и знание их, умение правильно ими пользоваться, понимать их предопределяет успех беседы.
Виды невербальных средств общения.
1.Визуальные
-кинесика: движение, рук, головы, ног, туловища, походка;
-выражение лица, глаз;
-позы, осанка, положение головы;
-направление взгляда, визуальные контакты;
-кожные
реакции: покраснение,
-расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
-вспомогательные
средства общения:
-средства
преобразования природного
2.Акустические
-паралингвистические(
-экстралингвистические:
речевые паузы, смех, плач, вздохи,
кашель, хлопанье.
3.Тактильные
-прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
4.Ольфакторные
-приятные
и неприятные запахи
-естественный
и искусственный запахи
Основными задачами невербального общения можно считать следующие:
-создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;
-придание
новых смысловых оттенков
-выражение
эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значение слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.
Невербальная
коммуникация подразумевает дополнительную
информацию о человеке, которую дают
нам внешний вид и
Общение это обмен информацией, основной целью которой является выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для определения того, что ваш собеседник понял, принял и усвоил информацию существует психологический закон – механизм обратной связи. Э тот механизм проявляется в том, что в коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается: помимо своего первоначального содержания, информация несет сведения о том, как собеседники воспринимают и оценивают поведение друг друга.
В психологии выделяют прямую и косвенную обратную связь.
Прямая обратная связь предполагает правдивые, откровенные ответы на вопросы собеседника.
При косвенной обратной связи передача партнеру психологической информации скрыта. Для этого обычно используют различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции.
В
процессе коммуникации перед участниками
общения стоит задача не только обменяться
информацией, но и добиться правильного
ее понимания партнерами. Форма и содержание
сообщения будут зависеть от личностных
особенностей говорящего, его представлении
о слушающем и отношении к нему, от всей
ситуации, в которой протекает общение.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации.
Язык – это бесценный человеческий дар. « Языком не расскажешь – пальцами не растычешь», - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. « Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.» - писал А.И.Герцен.
Язык как средство передачи информации с помощью определенных звуков возник очень давно. Пользоваться звуками когда собеседники не видели друг друга в темноте или зарослях, было очень удобно. Язык это и есть система словесных знаков, выработанных в процессе своего развития тем или иным народом.
Языков в мире никак не меньше, а даже больше, чем существует различных народов. Ученые подсчитали, что в настоящее время люди говорят почти на 3000 языков. На некоторых говорят миллионы людей, на других - единицы. Всю окружающую нас культуру можно определить как систему языков. Каждый из нас хоть немного разбирается в языке взглядов, языке поз, языке умолчаний, языке символов, языках искусства. Можно с уверенностью сказать, что личность тем богаче, чем больше языков ей понятны.
Иногда языки разделяют на жесткие и мягкие. В жестких языках каждому знаку соответствует одно строго определенное понятие. Таким является, например, язык математических символов. К этому же стремится юридический язык. Наш родной, привычный язык, на котором мы общаемся, менее жесткий. В нем много слов с расплывчатым, неоднозначным смыслом. Мягкие языки отличаются множеством своих значений. Так, например, язык пантомимы. Мы сразу понимаем, когда мим изображает то, как он тянет веревку или идет по краю пропасти. Но иногда в его пластике мы обнаруживаем движения, не похожие ни на что. Мы не можем полностью перевести его «высказывания» на язык понятий, но тем не менее понимаем или ощущаем их, испытывая чувство взволнованности.
Когда
мы пользуемся языком для передачи
информации, то он становится речью. Поэтому
речь и язык тесно связаны между
собой.
Речь – это вид деятельности
человека, связанный с использованием
языка в различных ситуациях для решения
разнообразных задач и достижения различных
целей. В речи человек передает свои мысли,
чувства и отношения.
РЕЧЬ
внутренняя
внешняя
письменная
восклицательная
монолог
диалог
Внутренняя
речь – это речь для себя. Отличительная
черта этой речи в том, что она не слышна
другим и понятна только одному человеку
- вам.
Внешняя речь – ее еще называют устной, слышимой речью – это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами.
В устной речи общение ограничено условиями общего пространства и времени.
1.Восклицательная речь может сообщить всем о вашем состоянии или об отношении к окружающим.
2.Диалог(разговорная речь) – поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того что было сказано раньше, или заранее известна говорящим.
3.Монолог
– произносится одним
Письменная речь – существует в виде печатного или написанного от руки текста.
Функции речи: