Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:37, контрольная работа

Описание

Общение- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

Содержание

1.Введение………………………………………………….....3 2.Особенности коммуникативной стороны общения……...5
3.Интерактивная сторона общения………………………....10
4.Перцептивная сторона общения ..........................................15
5.Особенности педагогического общения………………….21
6.Заключение………………………………………………....24
7.Список используемой литературы………………………..25

Работа состоит из  1 файл

психология (Автосохраненный).docx

— 54.06 Кб (Скачать документ)

     Важной  сферой исследования социальной перцепции  является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Без преувеличения можно сказать, что 80 % успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность.

     Для правильного и эффективного построения своего общения необходимо хорошо ориентироваться  в в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнера по общению, его речь, поступки и особенно невербальное поведение.

     Большое влияние на первое впечатление о  человеке оказывает его внешний  вид. Недаром в известной пословице  говорится, что человека встречают по одежке… Зная «секреты» одежды, мы можем создать определенный образ у нашего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость. Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме - дисциплинированность, аккуратность; женщины в деловом костюме оценивались такими качествами как упорство, деловитость, строгость, трудолюбие, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств. Но независимо от нашего понимания фактор престижа продолжает действовать и руководить нашим поведением.

     Кроме одежды на впечатление, которое формируется  у нас о данном человеке, существенно  влияет его поза. По мнению некоторых  психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как  идет, как сидит, в какой позе засыпает. Например, люди высокомерные чаще наклоняют  корпус назад, выпячивают грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется  вперед, взгляд заискивающий, на лице широкая  улыбка.

     При восприятии людьми друг друга часто  возникают различные стереотипы. Первое впечатление становиться  определенным внутренним предубеждением, установкой, которую трудно разрушить, от которой трудно отказаться. Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на на протяжении всей жизни.

     Установки – это те ориентиры, которые позволяют  нам в любой момент предстать  перед тем или иным человеком, событием или сообщением в в «полной готовности».

     Социальные  установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться. Мы отмечаем и преувеличиваем в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваем или не замечаем.

     Изучая  социальную перцепцию, ученые выявили  ряд универсальных психологических механизмов, объясняющих, как происходит процесс оценки другого человека на основе восприятия внешних особенностей. Эти механизмы можно разделить на три группы: во - первых, познание и понимание людьми других (идентификация, эмпатия, аттракция); во – вторых, познание самого себя (рефлексия);  в - третьих, механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)

     Термин  «идентификация», буквально означает уподобление себя другому. При идентификации  мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное  уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: « Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их включить психологические механизмы идентификации. Таким образом, идентификация себя с другим дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

     Идентификация тесно связана с другим близким  по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатию  так же можно назвать  особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому человеку, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается не замеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого.

     Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого  человека, что он переживает, как  оценивает окружающий мир.

     В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно – личностного отношения, то говорят об аттракции.

     Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви. Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство.

     Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его отношение  к нам, как он воспринимает и понимает нас.

     Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название – рефлексии. Понятие «рефлексия»  возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от внешнего. Но здесь добавляется еще  и выяснение того, как другие знают  и понимают рефлексующего, его личностные особенности, умственные способности  и эмоциональные реакции. Когда  одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное умение особенно важно для руководителей предприятия, так как от этого будет зависеть их авторитет.

     Стремясь  понять другого человека, верно оценивать  его в целом и какие то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить  определенную систему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т.е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины. В их основе может лежать сходство поведения воспринимаемого лица с каким то другим известным образцом или анализ собственных мотивов, проявляющихся в аналогичной ситуации. Нередко эти приписанные причины негативны, глубоко обидны и могут полностью разрушить сложившиеся отношения.

     Приписывание  причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией, которая  бывает положительной и отрицательной.

     Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. У каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения поведения другого человека. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие же привыкли к обстоятельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию6 человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

     Атрибуция может быть внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности педагогического  общения 

     Педагогическое  общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе .

     Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения  свойств, состояний, поведения и  личностно-смысловых образований  партнеров. Общение - неотъемлемый элемент  педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.  
          В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения . Приведем некоторые из них. Например: 
А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива";  И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся". 
          Педагогическое 
общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве их индивидуального поведения.          

Основная  цель педагогического общения состоит  как в передаче общественного  и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом . В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов

     Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения)           

В то же время  педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. 
          Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой. 
          Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" .

     Среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:

     1.Умение  руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;

     2.Умение слушать и выслушивать;

     3.Широкий кругозор;

     4.Речевая (коммуникативная) культура;

     5.«Душеведческая» направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;

Информация о работе Общение