Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:37, контрольная работа

Описание

Общение- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

Содержание

1.Введение………………………………………………….....3 2.Особенности коммуникативной стороны общения……...5
3.Интерактивная сторона общения………………………....10
4.Перцептивная сторона общения ..........................................15
5.Особенности педагогического общения………………….21
6.Заключение………………………………………………....24
7.Список используемой литературы………………………..25

Работа состоит из  1 файл

психология (Автосохраненный).docx

— 54.06 Кб (Скачать документ)

     -Обмен  информацией между людьми;

     -Выражение  мыслей и чувств говорящего;

     -Используется  для управления познавательными  процессами и поведением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интерактивная сторона общения. 

     Цели  интерактивного общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

     Наблюдая  процесс общения, можно выделить целый ряд причин или мотивов, побуждающих человека взаимодействовать  с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности.

     Взаимодействуя  с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по общению: сотрудничество – партнеры по общению помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей; противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

       Уклонение от взаимодействия  наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним. Длительность взаимодействия также фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей. С.Л. Рубинштейн писал, что при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга  накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга.

     Чтобы общаться с другими людьми, человек  должен придерживаться каких - то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует сходное реагирование окружающих людей на поступок кого – либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому социальная норма – это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

     Важным  показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы «изнутри» регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников группы в целом. Значительное влияние социальных норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку.

     Нормы – это целая система ожидаемых  способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной, или начинает мешать, то от нее могут отказаться. Например, сейчас уже никто не снимает шляпы перед начальством.

     С точки зрения разных групп людей  нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относят нормы, способствующие развитию группы. Это нормы поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. К отрицательным нормам относят те, которые мешают нормальному процессу учебы: прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины.

     Каждая  норма имеет свои предпосылки  и предполагает наличие определенных условий. Так нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение. Ни один водитель не поедет на красный свет, так как это может привести к аварии. А, скажем, такие нормы поведения, как правила вежливости, знают даже не все взрослые, но это не мешает им жить.

     Мы  также можем различать нормы  по степени их принятия: некоторые нормы используются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку у незначительного меньшинства. Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения.

     Таким образом, мы смогли убедиться, что норма  поведения – это очень широкое  понятие. Оно включает в себя и  обычаи, и нравственные нормы, и законы – все то, что позволяет  людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.

     Зная  социальны нормы поведения и  профессиональные задачи людей, всякий человек вправе ожидать от окружающих выполнения ими их обязанностей, социальных функций. Мы знаем обязанности врача, милиционера, таксиста, учителя и  ожидаем от них соответствующих действий. Иными словами, окружающие возлагают на каждого человека определенные « социальные роли» и следят за их исполнением. Таким образом общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей «исполняемых» общающимися людьми.

     Психологи часто приводят сравнения из мира театра, видя в нем модель жизни, где психологические ситуации заострены  и освобождены от второстепенных деталей, а каждый спектакль – это своеобразная демонстрация психологических явлений.

     Понятие «роль» употребляется как минимум  в двух сферах: в театральном мире и в психологии, где оно оказалось удобным для описания поведения личности  в ее различных социальных функциях. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, …)

     Роль  – это воплощение литературного образа, созданного драматургом, и сам текст, который необходимо оживить. Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько различных ролей. Так, например, директор школы может быть на уроке – учителем, для своих детей – отцом, для своих родителей – сыном, для жены – мужем, приходя к врачу – пациентом. Каждая роль очень индивидуальна. Некоторые роли, как и в театре, связаны с определенной символикой. Так, врач не мыслится нам без халата, милиционер без жезла, военный без формы и оружия.

     Можно сказать что само человеческое «Я»  внутреннее содержание личности, возникает и формируется только в процессе усвоения ролей в общении с окружающими людьми. Уже на самых ранних этапах жизни это формирование тесно связано с тем положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, с его ролью в той группе, которая является микросредой его развития.

     Влияние ролей на личности очень велико, и у нас есть тенденция вживаться  в свои роли. При первой встрече  с людьми или на новой работе мы можем весьма неловко играть свою роль. По мере привыкания это чувство исчезает. То, что вызывало затруднение, теперь выглядит как нечто совершенно естественное.

     Человек не исчерпывается своими социальными  ролями. Более  того, он способен противостоять  им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может помочь человеку найти себя в жизни, но может также стать преградой на пути к самореализации. Независимо от желания человека, окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу, правильного выполнения обязанностей. «Исполнение» роли регулируется сложившимися нормами и подвержено социальному контролю, т.е. получает общественную оценку. Если мы не оправдываем «ролевых ожиданий» общества, то вступаем с ними в конфликт, порой даже небезопасный для жизни.

     Конфликт  – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает бесследно. За любым поступком всегда кроются определенные цели, а за конфликтом – несовместимость этих целей и желаний у партнеров по общению.

     В конфликте нарушается исходное условие  успешности общения: соответствие поведения взаимодействующих  людей ожиданиям друг друга. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений. В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым, межгрупповым. В межличностном конфликте задействованы несколько участников, каждый из которых отстаивает свои интересы, выступая против остальных. Так, например, трое школьников не могут поладить друг с другом и решить, куда пойти сегодня вечером. Если одну из сторон поддерживают другие учащиеся, а то и весь класс, то речь идет о личностно групповом конфликте. В межгрупповом происходит столкновение интересов различных групп.

     Каким бы бурным и кратковременным, конфликт не был - это процесс имеющий свои закономерности. Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрушение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перцептивная  сторона общения. 

     Эффективное общение невозможно без правильного  восприятия, оценки, взаимопонимания  партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его  внешностью, голосом, особенностями поведения. Психологи говорят, что происходит  восприятие одним человеком другого. Данная важная и обязательная составная часть общения получила название перцептивной стороны общения. Наблюдая за своим собеседником и замечая различные «почесывания» головы, шеи, мы можем предположить, что он испытывает затруднение, нерешительность; обратив внимание на пальцы, сведенные кончиками вместе – стыд, покорность, смирение.

     Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку и он сам всегда воспринимается другими людьми как личность.  Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем на основе этого, построить стратегию своего поведения.

     Когда говорят о перцептивной стороне  общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относят формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях,  установках. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают наблюдаемого и наблюдателя.

     Психологи выявили, что к таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого, позволяющим внести суждение о нем, можно отнести: выражение лица (мимика), способы выражения чувств (экспрессия), жесты и позы, походка, внешний вид (одежда, прическа), особенности голоса и речи. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них последовательно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит при построении стратегии взаимодействия нам приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает наши потребности, мотивы, установки. Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

     Представление о другом человеке зависит от уровня развития самопознания, представлению  о собственном «Я», чем богаче, интереснее наш внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее кажутся нам окружающие люди. У тех, у кого внутри «пустота», кто совершенно не задумывается о себе, своем поведении, наполненности своего внутреннего мира, будет скудное представление об окружающих. Люди излишне самоуверенные, самонадеянные, в меньшей степени задумываются о своих собеседниках, рассматривая их как приемников и исполнителей своих идей.

     На  восприятие и оценку людьми друг друга  влияют самые различные факторы. Дети и взрослые сильно отличаются по особенностям своей социальной перцепции. Дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, очки…) Они лучше распознают эмоциональное состояние по выражению лица, чем по жестам. Учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем те же ученики и студенты у педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии оценке руководителями подчиненных и наоборот.

     Социальная  перцепция – это сложный процесс включающий в себя ряд простых: восприятие, понимание, объяснение поступков другого человека.

Информация о работе Общение