Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:04, реферат
Целью моей работы является изучение общественного мнения. Задачей же моего реферата является рассмотрение проблем формирования общественного мнения.
Введение…………………………………………………………………………..3
История понятия «общественное мнение»………………………………4
Сущность и признаки общественного мнения………………………….10
Объект и субъект общественного мнения…………………………...….12
Проблемы формирования и проявления общественного мнения……..18
Заключение……………………………………………………………………....27
Список использованной литературы…………………………………………..28
Специфика общественного мнения в том, что в этом суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.
Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств людей, так как оно оценивает поступки людей, одобряет или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти с необходимостью присутствуют в общественном мнении.
Наличие в содержании общественного мнения рациональных, волевых и эмоциональных моментов сближает его с политическим и правовым сознанием, с этическим и эстетическим сознанием. Что касается науки как формы общественного сознания, то история общественной мысли показывает, как общественное мнение нередко противопоставлялось науке.
Эти взгляды были выражены в философии Гегеля. В «Философии права» он писал: «Формальная, субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица, как таковые, имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»7.
Коллективное суждение по Гегелю, не носит характера научного знания. В этом он видел одну из особенностей общественного мнения, определяемую тем, что мнение высказывает народ. Народ, считал философ, представляет ту часть членов государства, которая не знает, чего она хочет. Поэтому в общественном мнении на первый план выступают предрассудки и заблуждения. Общественное мнение не основывается на проверенных фактах, оно по своей природе субъективно, не поднимается на высоту научного знания.
То, что общественное мнение как суждение, выражающее обыденное сознание людей, не основывается на научных положениях, часто бывает справедливым, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
3. Объект и субъект общественного мнения
Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. То есть мнения — это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту.
Для
выяснения специфики мнения важно
рассматривать его как
Мнение складывается на основе знания о предмете высказывания, и чем глубже наши знания о нем, тем объективнее наше суждение. Однако мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения/ Например, от интересов будет зависеть, обратят ли люди внимание на то или иное явление. Если это явление затрагивает интересы людей, то они не останутся безразличны к нему. Следовательно, если мнение зависит от интересов людей, их мировоззрения, а не только от знания, то оно не может не содержать субъективный момент, хотя и не сводится к нему.
Мнения различаются по своему субъекту, мнения и выразитель в качестве которого может выступать любая группа, общность людей. Все мнения кроме индивидуального, принято называть общественным мнением. Существует мнение той или иной социальной группы или мнение коллектива, которые не совпадает полностью, ибо любая социальная группа и любой коллектив имеют свои специфические интересы, касающиеся только их членов. Субъектом коллективного мнения выступает социальная группа, коллектив, которые могут принимать участие в формировании общественного мнения по какой либо проблеме общественной жизни. Такой коллектив можно назвать субъектом общественного мнения лишь постольку, поскольку он входит составной частью в ту или иную социальную группу или общность людей, которой принадлежит общественное мнение. В этом смысле коллективное мнение выступает формой проявления общественного.
Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности. В строгом смысле слова общественное мнение — это народное мнение, хотя этот Термин употребляется для обозначения мнения самых различных социальных групп и общностей людей.
Для точного употребления понятия «общественное мнение» следует различать термины «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Субъект — это устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которых оно высказывается.
Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.
Наряду с общественным мнением по одному и общества»» тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. Кроме того, в каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений в литературе принято употреблять понятие «мнение общества».
Понятие «мнение общества» ни в коей мере не умаляет значения понятия «общественное мнение», так как речь идет лишь о более полном выражении в понятиях реально существующих и играющих все более важную роль в современном обществе.
Важность использования данного понятия вызывается и чисто практическими соображениями. Когда используется мнение общества как средство регулирования отношений между людьми, возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений также делает необходимым анализ всей их совокупности.
Ведущее место в совокупности различных мнений принадлежит общественному мнению, по которому можно судить о мнении общества как об одном из состояний общественного сознания. Общественное мнение высказывается по вопросам политической, экономической, социальной, нравственной и другим сторонам жизни общества. Но первостепенное значение приобретают те вопросы, которые представляют для субъекта общественного мнения непосредственный интерес в данное время. Если же вопрос не представляет общего интереса, то по нему не будет формироваться общественное мнение.
Итак, субъектом общественного мнения выступает доминирующее большинство того или иного общества. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.
В
содержании сформировавшегося
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Этот вопрос имеет свою историю. Определяя общественное мнение как мнение публики, Г. Тард и Г. Лебон подчеркивали этим пассивный характep мнения. Хотя публика и имеет свои интересы и цели, и это ее объединяет, но она не всегда является активным участником событий. На ограниченность понимания общественного мнения как рения публики обращал внимание выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев. В работе «Коллективная рефлексология», рассматривая разные объединения людей, он связывал существование общественного мнения с такими объединениями или коллективами людей, как собрание и мир. Собрания — съезды, общества, комитеты и т.д., в которых выражается активное отношение к предмету их объединения. Миром он называл коллективы, имеющие общие воззрения и даже свои обычаи и создающие «так называемое общественное мнение»9. Бехтерев считал, что это уже нечто другое, чем публика, и мнение, выраженное им, не может рассматриваться как что-то внешнее и пассивное, оно выступает как внутренне присущая и активная сила общественности.
Эволюция и развитие общественного мнения начинается буквально с установления семейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, который самое большее допускал милость и пощаду врагу, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений10.
Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.
С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.
Сила общественного мнения настолько велика, что против него бывают бессильны даже caмые влиятельные личности. Г. Лебон говорит буквально об иге общественного мнения в любом обществе. Он характеризует этот феномен в Древнем мире следующим образом.
Греки, которые, по мнению невежественных краснобаев, насладились такой свободой, в действительности были подчинены игу общественного мнения и обычая, Каждый гражданин был окружен сетью безусловно ненарушимых верований: никто не смел и думай об оспаривании общепринятых идей и подчинялся им без протеста. Греческий миф не знал ни религиозной свободы, ни свободы частной жизни, ни какой бы то ни было свободы вообще11.
Очевидно,
что как только личность сделает
попытку выйти из обычно установленных
обществом правил, как на нее обрушится
сила общественной оценки и вернет ее
в границы допустимого обществом либо
уничтожит в социальном смысле. Однако
при всем подавлении обществом личности
следует отметить, что «общественные шаблоны»
ограничивают личность лишь в той деятельности,
которая является стереотипной. Они не
влияют на ее индивидуальность, самобытность
с принадлежащими только ей взглядами
и стремлениями. Эта индивидуальность
личности имеет важное значение в общественной
жизни, ибо ею и определяется прогресс
общества. Бехтерев отмечал, что лишь благодаря
своим индивидуальным способностям личность
поднимается выше уровня массы и может
осуществлять созидательную работу, обеспечивающую
поступательный ход умственной развития
человечества. Можно сказать, что самобытное
развитие личности есть основа социального
прогресса народов, который лучше всего
обеспечивается полной свободой личности
в ее взглядах и стремлениях, насколько
последние не могут нарушать интересы
других, и в особенности интересы общества
как целого12.