Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:04, реферат
Целью моей работы является изучение общественного мнения. Задачей же моего реферата является рассмотрение проблем формирования общественного мнения.
Введение…………………………………………………………………………..3
История понятия «общественное мнение»………………………………4
Сущность и признаки общественного мнения………………………….10
Объект и субъект общественного мнения…………………………...….12
Проблемы формирования и проявления общественного мнения……..18
Заключение……………………………………………………………………....27
Список использованной литературы…………………………………………..28
4. Проблемы формирования и проявления общественного мнения
В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования — внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования — средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.
Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.
К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
С
процессом становления
В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают Причиной зарождения и формирования общественного мнения в килу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.
Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудитель-рым мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес Ее только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.
Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.
Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений. Любая социальная группа — это совокупность людей, весьма сильно различающихся по уровню культуры, жизненному опыту и ряду других положений, следовательно, их суждения по предмету мнения не могут не расходиться.
Как состояние сознания общественное мнение выражает отношения людей к явлениям социальной действительности, в котором представлены в определенной целостности идеологические взгляды и представления, социальные чувства и волевые устремления общностей людей.
Общественное
мнение, как и мнение общества, крайне
противоречиво по своей природе, оно выступает,
с одной стороны, как духовное отношение,
а с другой — как духовно-практическое,
прежде всего, как проявление социальной
воли. Мнение как духовное отношение выражается
по преимуществу в оценочных суждениях
о явлениях действительности. В этом состоит
его специфика. Но оценка не раскрывает
в
должной мере активного начала, присущего
общественному мнению.
Активное начало проявляется главным
образом в позиции людей в
отношении предмета мнения, в переходе
от слов к действию. Кош
духовное отношение сливается с практической
деятельностью, мнение выступает как духовно-практическое
отношение. В качестве такового оно предписывает
людям и социальным институтам определенные
действия. В этом случае в процессе формирования
общественного мнения на первый план выступает
выработка общей позиции действий, концентрация
социальной воли на принятии определенного
решения и путях его осуществления.
Мнение общества как духовное отношение, будучи включенным в систему социального регулирования, представляет собой специфический вид информации: оно предписывает, обязывает, одобряет, порицает и т.д. Мнение как духовно-практическое отношение выходит за рамки информации. Для него существенным является связь с общественностью, с ее практической деятельностью по регулированию общественных отношений, по социальному управлению.
Общественное управление осуществляется общественностью посредством требований, выраженных мнением. Оно невозможно без учета общественного мнения, как невозможно государственное управление без права. Благодаря мнению устанавливаются и обеспечиваются социальные нормы поведения, осуществляется применение метода убеждения в регулировании отношений и т.д. Следовательно, мнение общества — это не только вид информации, но и яснейшее средство, с помощью которого общественность осуществляет функции социального управления. Как таковое, оно входит в систему социального регулирования и управления обществом. Однако и само общественное мнение испытывает на себе сильное влияние социальных и других общественно-психологических явлений и процессов.
Общественное мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи.
Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Люди, сталкиваясь с чем-либо непонятным, реальным или вымышленным, но важным, всегда стремятся получить соответствующую информацию. И если они не получают ее официально, то выстраивают свою версию фактов и событий.
Житейская трактовка событий может быть в одних случаях вполне истинной, в других — искаженной или вымышленной. Слух — это такое информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Зарождаясь и распространяясь под воздействием актуального и неудовлетворенного интереса, в процессе межличностной коммуникации, слухи приобретают духовно-практическое качество. Они обусловливают трансформацию сложившегося под их влиянием состояния массового знания в акты массового поведения.
Основной причиной зарождения слухов принято считать дефицит информации об интересующих людей событиях. Однако исследования последних лет показали, что возникновение слухов обусловливается совокупностью объективных и субъективных факторов, образующих соответствующую «среду» для появления слухов, к ней относятся низкий уровень удовлетворения жизненных потребностей людей, отсутствие необходимой информации, конфликты в различных сферах общественной жизни. Важную роль в возникновении слухов играет низкая культура и образованность людей, укоренившиеся ложные установки, предрассудки. Непосредственным побудительным импульсом, стимулирующим распространение слуха, следует считать неудовлетворенный интерес людей к некоторой теме, связанный с дефицитом надежной информации.
Процесс формирования общественного мнения под влиянием слухов не отличается четкой последовательностью, ему присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся в этом случае общественное мнение существует относительно недолго, поскольку оно или опровергается компетентным мнением, или, не имея под собой почвы, затухает. Часто в силу новой более точной или опровергающей информации возникшее общественное мнение начинает претерпевать качественные изменения. Этот процесс сопровождается столкновением индивидуальных мнений и групповых, групповых и общественных. Считая мнение, выработанное на основе групповых интересов неверным, люди начинают противостоять ему, аппелируя непосредственно к общественному мнению. Изменившееся общественное мнение может возобладать над неподвижным индивидуальным, групповым мнением, войти в конфликт с ним из-за их приверженности к ложной информации.
Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Здесь проявляется не только особенность слухов быстро распространять ту информацию, которая отвечает представлениям и настроениям многих людей, но и то, что слухи обычно выражают обсуждаемое явление в привлекательной и очень доступной форме. Подобные слухи молниеносно распространяются и способствуют быстрому формированию оценки события, а также поведенческой реакции людей, детерминирующим механизмом которой и выступает общественное мнение.
Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как страх, жалость, ненависть и т.д. Подобное общественное мнение быстротечно и противоречиво.
Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающего слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационного слуха, в нем практически отсутствует агрессивность. Движущий мотив формирования такого общественного мнения — желание людей предупредить других о грозящей опасности.
Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха, додержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе домыслами и догадками. Правдоподобное общественное мнение возникает как в результате действия стихийных факторов, так и в результате целенаправленного воздействия.
Помимо перечисленных, выделяют «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людях надежду на что-либо либо усиливает разочарование.
Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее неожиданным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.
Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Это она помогает выбирать позиции, заставляет принимать одни решения и отвергать другие, поддерживать одних лидеров и отвергать других. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.
В настоящее время общественное мнение нередко занимает незавидное положение — положение разменной монеты. Опросы общественного мнения носят коммерческий характер и являются прямым либо косвенным манипулированием. Манипуляция массовым сознанием — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Способы и методы манипуляции:
1. Провокация подозрения.
Манипулятор изначально ставит испытуемого в критические условия, когда убежденно выдвигает заявление типа: «Вы думаете я буду вас уговаривать?..», что предполагает т. н. обратный эффект, когда тот над кем проводят манипуляции начинает убеждать манипулятора в обратном, и тем самым, проговаривая несколько раз установку, бессознательно склоняется к мнению о честности в чем-то убеждавшего его индивида.
2. Ложная выгода противника.
Манипулятор своими определенными словами как бы изначально ставит под сомнение собственные доводы, ссылаясь на якобы более выгодные условия, в которых находится его оппонент.
3.
Агрессивная манера ведения