Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:13, реферат

Описание

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Содержание

1. Понятие акцентуации
2. Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка
3. Особенности психологической и психопедагогической работы
4. Опросник диагностики акцентуаций личности К.Леонгарда – С.Шмишека (адапта-ция О.Елисеева)

Работа состоит из  1 файл

акцентуации подростков.docx

— 74.45 Кб (Скачать документ)

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к “месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Важными проблемами современного изучения акцентуации характера являются:

  • разработка приемов ранней клинической и психологической диагностики минимальных проявлений акцентуаций характера у подростков;
  • совершенствование методов коррекционной работы с учетом типа акцентуаций;
  • усиление взаимосвязи в работе психолога и педагогов;
  • расширение аспекта изучения акцентуаций характера с точки зрения крайних вариантов нормы, при которых отдельные черты личности подростка усилены.

Особо хочется отметить то, что если во время не начать психокоррекционную деятельность, направленную на коррекцию акцентуаций характера подростка, то на этом фоне может возникнуть психопатия, которую корректировать в подростковом возрасте уже очень трудно.

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

И ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Работа с подростками, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, недопустимо разглашать, поскольку неосторожно употребленное психиатрическое название акцентуации может быть понято превратно и на подростка будет навешено клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одновременно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

Демонстративный тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родителям следует знать, что отношение их ребенка к будущему то оптимистичное, то мрачное, и на этом фоне возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, но затем идет примирения;
  • перемена настроения происходит от оптимизма до уныния, от радости до печали;
  • подростки этого типа комфортно чувствую себя в кругу дружной семьи, хороших и добрых друзей, которые принимают и любят их такими, какие они есть, прощая им мелкие проказы;
  • родители должны уметь понимать крайнюю изменчивость настроения, которое легко меняется в зависимости от обстоятельств;
  • глубину переживаний можно распознать по мимике, самочувствию, трудоспособности, коммуникабельности;
  • в семье от его настроения зависят его самочувствие, трудоспособность, желание быть в компании со сверстниками;
  • вовлечение в художественную самодеятельность, спортивные занятия дает положительные результаты в момент перепадов настроения;
  • необходимо давать позитивную оценку определенным чертам личности подростка, проявлять симпатию к нему;
  • проявления грубости к нему недопустимы.

Педагогическая коррекция поведения:

  • основным для учителей является установление тесного доверительного контакта, полного взаимопонимания с подростком;
  • непозволительно ущемление чувства собственного достоинства подростка;
  • из подавленного состояния подростка можно вывести одобрением его успеваемости, утешением, сопереживанием;
  • очень важна постоянная, эмоциональная поддержка;
  • избегать явной несправедливости, порицаний, выговоров, грубости, упреков за неуспеваемость и мелкие проступки;
  • недопустимы жесткие взаимоотношения с учениками, противоречивое отношение к нему учителей;
  • избегать унизительных нотаций со стороны взрослых;
  • учителя должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;
  • учителям следует знать, что при трудностях в школьной учебе подросток ленится учиться;
  • способен на глубокую и искреннюю привязанность к друзьям, любимым, отзывчив на понимание, поддержку и доброту;
  • иногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в подростка новые силы;
  • именно учителя должны учить подростка этого типа умениям преодолевать трудности, погашать чувство обиды;
  • важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность ученика позитивным оцениванием его усилий;
  • нуждается в психологической поддержке, просьбе, проявлении внимания, заботы, доброты;
  • задание на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;
  • эти подростки очень верны в любви и дружбе, интуитивно чувствуют симпатию к себе со стороны учителей и учеников и стараются ответить тем же;
  • если учитель желает эффективно воздействовать на подростка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.

Педантичный тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • необходимы теплые, заботливые отношения в семье;
  • желательна регламентированность требований со стороны родителей;
  • родителями этому подростку необходимо оказывать дома помощь в подготовке данных учителями домашних заданий, давать поручения, которые требуют от него решительности, ответственности, инициативы;
  • нерешительность компенсируется безаппеляционностью в суждениях, поэтому родителям следует формировать в ребенке гибкость, эмоциональность;
  • родители должны формировать у него установки на успех, учить отделять главное от второстепенного;
  • необходимо в семье делегировании ему дополнительной ответственности;
  • необходимо создание атмосферы семейное доброжелательности;

Педагогическая коррекция поведения:

  • учителям следует выбирать ситуации, когда ребенку этого типа позволительно принять самостоятельное решение;
  • следует избегать ситуации быстрого переключения с одного занятии на другое, выполнения школьных заданий без четкой регламентации;
  • избегать, особенно на уроках, ситуаций сильного беспокойства и страха, прямой критики подростка и его поведения;
  • не допускать физических или психологических перегрузок;
  • учить подростка преодолевать чувство нерешительности, закомплексованности;
  • помогать подростку освободится от сомнений и опасений, которые осложняют его жизнь;
  • следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно принимать решения;
  • учителями эти подростки обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но в условиях работы, не требующей инициативы, такой подросток чувствует себя хорошо;
  • необходимо формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;
  • для профилактики противоправного поведения этих подростков необходимо в общении с подростков избегать наказания и запугивания, поощрять его активность и самостоятельность;
  • формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенность в достижении учебных целей, желательно давать подростку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;
  • проявление доброты, поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек – главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.

 

Застревающий тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родители знают о гипертрофированной упорядоченности подростка: аккуратность, добросовестность, пунктуальное выполнение работы на дому;
  • чтобы не потерять контакт родителей с таким подростком, допустимы некоторые уступки в тактике, но никогда не следует уступать в принципиальном;
  • родителям следует постоянно контролировать подростка, чтобы он постоянно чувствовал твердость с их стороны;
  • неблагоприятная обстановка в семье вызывает у ребенка такого типа непреодолимое стремление отстаивать свои ущемленные интересы и права путем бесконечных жалоб;
  • проводимая настойчивая и агрессивная борьба со всеми имеет целью не столько заботу о своем обеспечении, сколько восстановление своих прав на что-то (сверхценная идея);
  • необходима атмосфера требовательности, контроля, но одновременно и максимальной доброжелательности к подростку.

Педагогическая коррекция поведения:

  • учителям следует постоянно помнить, что подросток этого типа борется, в конечном счете, не против чего-то, а вообще против всех;
  • в борьбе за свои права других он уважает значительно меньше;
  • следует активно вовлекать этого подростка к активному участию в школьных культурных и спортивных мероприятиях, поручать ему исполнение заданий, требующих коллективного труда;
  • он считается с внутренней школьной регламентацией, но в школьной жизни пренебрегает нуждами сверстников;
  • учитывая эгоцентризм таких подростков, необходимо давать выход их эгоцентрическим устремлениям в социально полезной общественной деятельности, а также заставить их посмотреть на себя как бы со стороны, оценив свои недостатки;
  • следует учить умению управлять своими эмоциями и прогнозировать свои поступки;
  • коррекция развития подростков данного типа требует от педагога большого терпения, гибкости, мягкости и целеустремленности, потому что они часто предпринимают попытку всеми способами овладеть вниманием воспитателя и удерживать его;
  • основной задачей помощи подростку является  смягчение проявлений негативных особенностей его характера;
  • надо уметь педагогу направить энергию подростка на достижение поставленных целей;
  • ограждать от чрезмерных нагрузок при выполнении школьной работы;
  • устранять черствость, грубость, бесчувственность со стороны школьников;
  • в общении с подростком не допускать бесцеремонность и бескомпромиссности;
  • избегать споров, которые могут стать для подростка основной «сверхценной идеи»;
  • не вступать с ним в упорные споры;
  • желательно отмечать большое значение того дела, которому он посвящает свою жизнь, отмечать его достижения;
  • развивать умение видеть в людях не только массу, но и индивидуальность каждого;
  • избегать ситуаций критик, занятий «пустяками», общественно незначимой деятельности, рутинной работы или не интересующих его предметов;
  • в общении требуется повышенная тактичность и ненавязчиво свой педагогический контроль, доброжелательность.

Возбудимый тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • нужна теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в семье;
  • учитывать, что суицидальное поведение носит демонстративный характер без настоящего намерения умирать;
  • склонен к азартным играм, увлечение которыми может стать патологическим;
  • допустимо удовлетворение лишь разумных материальных потребностей и интересов;
  • доверительность на основе общности интересов;
  • взаимодействие с родителями и значимыми взрослыми;
  • уважительное отношение к личности в сочетании с требовательностью и контролем за его поведением;
  • увлечения и обязанности должны давать выход накапливающейся психофизической энергии;
  • полезен спорт, физический труд, туризм;
  • может ставить цели причинить обидчику неприятности или напугать, добиваясь чего-либо для себя;
  • склонен к самоповреждениям (например, нанесение себе порезов, что может вызываться мазохистскими побуждениями);

Педагогическая коррекция поведения:

  • основной целью педагогической помощи является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера;
  • устранение ситуаций, которые требуют от подростка изменения устоявшихся порядков, особенно если это приходится делать самому;
  • недопущение конкуренции со стороны таких же энергичных учеников;
  • недопущение ситуаций, ограничивающих возможность проявить свой авторитет;
  • предотвращение ситуаций открытой критики и высмеивания его недостатков;
  • предотвращение возможности выделиться среди окружающих;
  • важно установить контакт с чуткостью и тактичностью;
  • важно такому учащемуся найти полезное дело в школе;
  • желательно авансировать будущие успехи, поощрять реальные достижения;
  • не потворствовать капризам;
  • пресекать любые провоцирования конфликтов;
  • у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому учителям необходимо давать возможность ученику действительно заработать хорошую оценку;
  • для защиты от тирании подростка, стремящегося к власти, своевременное предупреждение и погашение деспотизма;
  • в ходе индивидуально беседы следует аппелировать к самосознанию и самооценки своего поведения;
  • необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;
  • допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;
  • не провоцировать конфликты, учитывать его аффективную взрывчатость;
  • дать подростку возможность говорить;
  • постоянный контроль и руководство учебной деятельностью;
  • доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействия;
  • уважение интересов и достоинства подростка;
  • проявление искренней заинтересованности в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение;
  • тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарищей;
  • поэтапное выполнение учебных заданий по возрастанию, недопустимо введение уроков с возбудимыми подростками в агрессивной манере;
  • практикование письменных ответов;
  • довольно действенна доброжелательная аргументация выставленной оценки;
  • поручать организацию коллективных творческих дел;
  • поручения должны соответствовать властолюбию, стремлению владеть и распоряжаться чем-либо.

Информация о работе Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера