Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:13, реферат

Описание

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Содержание

1. Понятие акцентуации
2. Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка
3. Особенности психологической и психопедагогической работы
4. Опросник диагностики акцентуаций личности К.Леонгарда – С.Шмишека (адапта-ция О.Елисеева)

Работа состоит из  1 файл

акцентуации подростков.docx

— 74.45 Кб (Скачать документ)

Гипертимный тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • для отвлечения от злоупотреблений необходимо вызывать у подростка интерес к необычному положительному в жизни;
  • поощрять деятельность, связанную с постоянным  общением;
  • систематический контроль за выполнением учебных заданий;
  • знать, что подросток комфортно чувствует себя в благоприятной среде для общения, где выступает организатором интересных дел;
  • поощрять ответственность как в семейных отношениях, так и в общении со сверстниками;
  • учитывать то, что подросток может быть снисходительным к недостаткам других, хотя и бывает принципиально требовательным, настойчивым, собранным, серьезным;
  • устранять ситуации вынужденного одиночества, поощрять разностороннее общение, двигательную активность, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям, когда приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, необычном;
  • ограничить демонстрацию сверстникам смелости и превосходства, носящих престижный характер;
  • употребление любых видов алкогольных напитков, любые нарушения эстетических норм.

Педагогическая коррекция поведения:

  • необходимо создание таких условий, в которых проявляются инициатива, лидерство и свободное общение;
  • можно поручать кропотливую работу, требующую усидчивости;
  • в общении следует избегать жесткой требовательности, проявлений власти;
  • не забывать о том, что подросток может переходить к фамильярному стилю общения с учителем;
  • надо найти для подростка интересное дело, увлечь его занятием;
  • на уроках необходимо включение в интересную для него деятельность, особенно если она с оттенком лидерства;
  • необходимо обучение самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других;
  • можно использовать в качестве активного помощника учителя;
  • учитывать, что подросток отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя;
  • необходимо поощрять проявление инициативы;
  • нужна четкая аргументация границ школьного поведения;
  • подросток терпит лишь четкую, спокойную, аргументированную оценку результатов своей деятельности;
  • необходимо умело сочетать доверие с контролем исполнения классных поручений;
  • поддержание работоспособности на уроке возможно при условии поощрения поиска им различных способов выполнения заданий.

Дистимический тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родителям следует знать, что ребенок этого типа может хорошо учиться, а в дальнейшем получить высшее образование и успешно работать;
  • основным условием нормальных взаимоотношений в семье является создание подростку возможностей проявлять самостоятельность в отстаивании своих позиций;
  • следует создавать ситуации принятия подростком самостоятельных решений, без опоры на мнение друзей;
  • надо дать возможность высказаться подростку одним из первых;
  • каждый положительный случай проявления подростком самостоятельности необходимо поощрять;
  • внимательно контролировать социальную среду подростка;
  • необходимо всячески ограждать подростка от употребления любых спиртных напитков;
  • следует постоянно и энергично ограждать подростка от сверстников и старших, способствующих вовлечению его в группу правонарушителей;
  • не допускать нахождения в позднее время суток в общественных местах  без сопровождения взрослых;
  • запретить общение с лицами деликвентной направленности;
  • оградить от усваивания непристойных манер поведения;
  • дурное влияние окружающей среды может толкнуть на путь употребления алкоголя или других дурманящих средств.

Педагогическая коррекция поведения:

  • подростки этого типа могут достигать хороших результатов на работе разной квалификации, если не требуется личной инициативы;
  • в классе ученики этого типа особенно демонстрируют неприязнь к чужакам , проявляют подозрительность ко всему незнакомому и непривычному;
  • в школьный период своей жизни они могут постепенно вживаться  в асоциальную среду и прочно усваивать делинквентное поведение;
  • такие подростки навсегда сохраняют конформность как главную черту характера;
  • необходимо создавать педагогические ситуации, в которых ученик смог бы проявить определенность, стойкость своих позиций;
  • шаблонность поведения и ограниченность общепринятыми рамками может восприниматься как интеллектуальная примитивность, что не всегда соответствует истине, так как при благоприятных условиях он может продемонстрировать незаурядные успехи в учебе по разным предметам;
  • следует проявлять усердие и настойчивость в прививании таким ученикам навыков правильной социальной ориентации.

Тревожно-боязливый тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • ограничить привлечение к труду, связанному с физическими и психическими нагрузками;
  • отказаться от воспитания по типу «кумир семьи»;
  • не допускать несдержанность, грубость речи в адрес подростка;
  • недопустимо воспитание в тревожной атмосфере;
  • создание родителями условий для здорового образа жизни;
  • теплые отношения со стороны родителей, оптимистические установки, наполненная взаимным доверием атмосфера в семье;
  • воспитание осуществлять в условиях заботы, любви, оптимизма, согласия и единства требований со стороны родителей;
  • родителям следует акцентировать внимание ребенка на успехах;
  • необходимо создание психологического комфорта;
  • вуалирование возникающих  на фоне истощения неудач;
  • терпеливое, заботливое, но не попустительское отношение.

Педагогическая коррекция поведения:

  • оценку деятельности давать индивидуально, акцентирую внимание на положительных моментах, аргументировано;
  • поощрение интеллектуальных и эстетических хобби;
  • не настаивать на участии в спортивных соревнованиях, обстановка которых может оказаться невыносимой;
  • воздерживаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках;
  • не задавать в классе неожиданных вопросов;
  • не требовать ответов без предварительной подготовки;
  • не допускать негативного сравнения с лучшими одноклассниками;
  • не совершать противоречивых требований;
  • не создавать условий эмоционального отвержения;
  • основное – это терпение и искреннее сочувствие;
  • учитывать цикличность в течение суток, недели, четверти;
  • необходимо использование для интенсивной учебной работы периодов подъема (2-3 урок, начало недели, начало четверти);
  • нужны доброжелательность, снисходительность к промахам и неудачам, их умелое вуалирование;
  • акцентирование внимания на успех, доброжелательность и спокойствие при общении с ним, недопустимы насмешки;
  • предоставление возможности для отдыха в период утомления;
  • задания на уроках не должны содержать неверных решений, сложные задания следует разбивать на части;
  • необходимо создание ситуации успеха, исключения давления и жесткой критики, частых указаний на его ошибки;
  • малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать;
  • следует создавать такие педагогические ситуации, где подросток мог бы проявить смелость, уверенность;
  • оправдано незначительное завышение оценки, чтобы вселить уверенность в возможность успешного усвоения дисциплины;
  • следует давать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью.

Циклотимический тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родителям надо знать, что особенностью данного типа является периодическое, с фазой от нескольких дней до нескольких месяцев, колебания настроения и жизненного тонуса;
  • в периоды подъема ему присущи черты гипертивного типа, он коммуникабелен, с интересом учится;
  • в период спада резко снижается контактность, подросток немногословен, пессимистичен, тяготится компанией сверстников, забрасываются увлечения, он становится унылым домоседом, может страдать от бессонницы;
  • по отношению к подростку этого типа должна проявляться ненавязчивая забота и внимание;
  • очень важны рациональное распределение сил, отдых, профилактика переутомления, установление с ним теплых доверительных отношений со стороны родителей;
  • очень важна в такой момент возможность теплого контакта с родителями;
  • недопустимо провоцирование никаких конфликтов.
  • Педагогическая коррекция поведения:
  • важную роль в жизни подростка этого типа может сыграть учитель, которому он сможет «открыть душу», облегчит свои душевные переживания в ходе беседы;
  • учителя могут давать им поручения: член редакции стенгазеты, член клуба или кружка, ответственный за учебный кабинет;
  • нужно обучение самоконтролю, самодисциплине, умению трезво относится к возникающим проблемам, находить занятия по душе;
  • учителям следует избегать конфликтных ситуаций: неожиданных поручений и просьб, противоречащих настроению данного момента, резкой смене привычных состояний;
  • избегать неудач, психологических перегрузок (особенно в стадии спада);
  • следует продумывать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответствует состоянию подростка в этот момент;
  • поручения должны быть отвлекающими от отрицательных эмоций;
  • важно понимать, что в данный момент чувствует подросток, как он относится к себе и окружающим;
  • не допускать обвинений в его адрес;
  • следует избегать однообразности школьной жизни.

Аффективно-экзальтированный тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родителям следует постоянно помнить, что основная особенность их ребенка этого типа – слабость воли;
  • в семье необходимо стимулировать любую положительную инициативу подростка, давать ему задания;
  • чрезвычайно важно сформировать у подростка осознание неизбежности наказания за проступок;
  • при постоянном контроле подросток может длительное время не допускать правонарушений и хорошо учиться;
  • недопустимы безнадзорность, отсутствие требовательности;
  • чрезвычайно важно самое тесное взаимодействие всех членов семьи в воспитании этого подростка;
  • этот подросток ленится учиться, исполнять обязанности по дому, не желает выполнять требований учителей;
  • поэтому родители должны пробуждать у подростка интерес к своей личности, собственным качествам, заставлять его задумываться о своем будущем;
  • родители должны запретить нахождение подростка в темное время суток на улицах, в чужих подъездах;
  • запретить общение с лицами делинквентной направленности;
  • строго исключить употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ;
  • нужна тщательная регламентация досуговой деятельности, обязательный контроль за поведением со стороны родителей.

Педагогическая коррекция поведения:

  • учителя должны помнить, что подростки данного типа не любят учится, чего не скрывают, любят развлечения, азартные игры;
  • нужна система контрольных мер в школьных занятиях, в семье проверяться результативность учебы;
  • в учебе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль;
  • каждый учитель должен знать неустойчивых подростков, чтобы контролировать деятельность их на уроках;
  • контроль выполнения домашних заданий, готовность к работе на уроке;
  • не допускать ситуаций жестких дисциплинарных требований;
  • не требовать длительных усилий и концентрации сил;
  • избегать ситуаций, при которых необходимо принимать конкретные решения и нести за них ответственность;
  • оказание помощи требует от учителей большого терпения, такт, настойчивости;
  • нельзя оставлять подростка без постоянного внимания, он должен быть всегда на виду;
  • в школе может совершать совершенно немотивированные проступки;
  • неукоснительное соблюдение школьного режима;
  • одновременно с контролем учитель должен оказывать дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание.

Информация о работе Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера