Гипертимный
тип
Коррекция взаимоотношений
в семье:
- для отвлечения от злоупотреблений
необходимо вызывать у подростка интерес
к необычному положительному в
жизни;
- поощрять деятельность, связанную
с постоянным общением;
- систематический контроль за
выполнением учебных заданий;
- знать, что подросток комфортно
чувствует себя в благоприятной среде
для общения, где выступает организатором
интересных дел;
- поощрять ответственность как
в семейных отношениях, так и в общении
со сверстниками;
- учитывать то, что подросток
может быть снисходительным к недостаткам
других, хотя и бывает принципиально требовательным,
настойчивым, собранным, серьезным;
- устранять ситуации вынужденного
одиночества, поощрять разностороннее
общение, двигательную активность, в которых
нужно подчиняться определенным систематическим
требованиям, когда приходится отказывать
себе в чем-то интересном, новом, необычном;
- ограничить демонстрацию сверстникам
смелости и превосходства, носящих престижный характер;
- употребление любых видов алкогольных
напитков, любые нарушения эстетических
норм.
Педагогическая
коррекция поведения:
- необходимо создание таких
условий, в которых проявляются инициатива,
лидерство и свободное общение;
- можно поручать кропотливую
работу, требующую усидчивости;
- в общении следует избегать
жесткой требовательности, проявлений
власти;
- не забывать о том, что подросток
может переходить к фамильярному стилю
общения с учителем;
- надо найти для подростка интересное
дело, увлечь его занятием;
- на уроках необходимо включение
в интересную для него деятельность, особенно
если она с оттенком лидерства;
- необходимо обучение самодисциплине,
вежливости, тактичности, самообладанию,
умению учитывать мнение других;
- можно использовать в качестве
активного помощника учителя;
- учитывать, что подросток отзывчив
на доброжелательное отношение со стороны
учителя;
- необходимо поощрять проявление
инициативы;
- нужна четкая аргументация
границ школьного поведения;
- подросток терпит лишь четкую,
спокойную, аргументированную оценку
результатов своей деятельности;
- необходимо умело сочетать
доверие с контролем исполнения классных
поручений;
- поддержание работоспособности
на уроке возможно при условии поощрения
поиска им различных способов выполнения
заданий.
Дистимический
тип
Коррекция взаимоотношений
в семье:
- родителям следует знать, что
ребенок этого типа может хорошо учиться,
а в дальнейшем получить высшее образование
и успешно работать;
- основным условием нормальных
взаимоотношений в семье является создание
подростку возможностей проявлять
самостоятельность в отстаивании своих
позиций;
- следует создавать ситуации
принятия подростком самостоятельных
решений, без опоры на мнение друзей;
- надо дать возможность высказаться
подростку одним из первых;
- каждый положительный случай
проявления подростком самостоятельности
необходимо поощрять;
- внимательно контролировать
социальную среду подростка;
- необходимо всячески ограждать
подростка от употребления любых спиртных
напитков;
- следует постоянно и энергично
ограждать подростка от сверстников и
старших, способствующих вовлечению его в группу
правонарушителей;
- не допускать нахождения в позднее
время суток в общественных местах
без сопровождения взрослых;
- запретить общение с лицами
деликвентной направленности;
- оградить от усваивания непристойных
манер поведения;
- дурное влияние окружающей
среды может толкнуть на путь употребления
алкоголя или других дурманящих средств.
Педагогическая
коррекция поведения:
- подростки этого типа могут
достигать хороших результатов на работе
разной квалификации, если не требуется личной
инициативы;
- в классе ученики этого типа
особенно демонстрируют неприязнь к чужакам
, проявляют подозрительность ко всему
незнакомому и непривычному;
- в школьный период своей жизни
они могут постепенно вживаться в асоциальную
среду и прочно усваивать делинквентное
поведение;
- такие подростки навсегда сохраняют
конформность как главную черту характера;
- необходимо создавать педагогические
ситуации, в которых ученик смог бы проявить
определенность, стойкость своих
позиций;
- шаблонность поведения и ограниченность
общепринятыми рамками может восприниматься как интеллектуальная
примитивность, что не всегда соответствует
истине, так как при благоприятных условиях
он может продемонстрировать незаурядные
успехи в учебе по разным предметам;
- следует проявлять усердие
и настойчивость в прививании таким ученикам
навыков правильной социальной ориентации.
Тревожно-боязливый
тип
Коррекция взаимоотношений
в семье:
- ограничить привлечение к труду,
связанному с физическими и психическими
нагрузками;
- отказаться от воспитания по
типу «кумир семьи»;
- не допускать несдержанность,
грубость речи в адрес подростка;
- недопустимо воспитание в тревожной
атмосфере;
- создание родителями условий
для здорового образа жизни;
- теплые отношения со стороны
родителей, оптимистические установки,
наполненная взаимным доверием атмосфера в
семье;
- воспитание осуществлять в
условиях заботы, любви, оптимизма, согласия
и единства требований со стороны родителей;
- родителям следует акцентировать
внимание ребенка на успехах;
- необходимо создание психологического
комфорта;
- вуалирование возникающих
на фоне истощения неудач;
- терпеливое, заботливое, но
не попустительское отношение.
Педагогическая
коррекция поведения:
- оценку деятельности давать
индивидуально, акцентирую внимание на
положительных моментах, аргументировано;
- поощрение интеллектуальных
и эстетических хобби;
- не настаивать на участии в
спортивных соревнованиях, обстановка
которых может оказаться невыносимой;
- воздерживаться от активной
работы с учениками этого типа ежедневно
на первом и последнем уроках;
- не задавать в классе неожиданных
вопросов;
- не требовать ответов без предварительной
подготовки;
- не допускать негативного сравнения
с лучшими одноклассниками;
- не совершать противоречивых
требований;
- не создавать условий эмоционального
отвержения;
- основное – это терпение и искреннее
сочувствие;
- учитывать цикличность в течение
суток, недели, четверти;
- необходимо использование для
интенсивной учебной работы периодов
подъема (2-3 урок, начало недели, начало
четверти);
- нужны доброжелательность,
снисходительность к промахам и неудачам,
их умелое вуалирование;
- акцентирование внимания на
успех, доброжелательность и спокойствие
при общении с ним, недопустимы насмешки;
- предоставление возможности
для отдыха в период утомления;
- задания на уроках не должны
содержать неверных решений, сложные задания
следует разбивать на части;
- необходимо создание ситуации
успеха, исключения давления и жесткой
критики, частых указаний на его ошибки;
- малейшие успехи необходимо
замечать и поддерживать;
- следует создавать такие педагогические
ситуации, где подросток мог бы проявить
смелость, уверенность;
- оправдано незначительное завышение
оценки, чтобы вселить уверенность в возможность успешного усвоения
дисциплины;
- следует давать поручения, не
связанные с долгосрочной ответственностью,
длительностью и утомительностью.
Циклотимический
тип
Коррекция взаимоотношений
в семье:
- родителям надо знать, что особенностью
данного типа является периодическое,
с фазой от нескольких дней до нескольких
месяцев, колебания настроения и жизненного тонуса;
- в периоды подъема ему присущи
черты гипертивного типа, он коммуникабелен,
с интересом учится;
- в период спада резко снижается
контактность, подросток немногословен,
пессимистичен, тяготится компанией
сверстников, забрасываются увлечения,
он становится унылым домоседом, может страдать от
бессонницы;
- по отношению к подростку этого
типа должна проявляться ненавязчивая
забота и внимание;
- очень важны рациональное распределение
сил, отдых, профилактика переутомления,
установление с ним теплых доверительных
отношений со стороны родителей;
- очень важна в такой момент
возможность теплого контакта с родителями;
- недопустимо провоцирование
никаких конфликтов.
- Педагогическая
коррекция поведения:
- важную роль в жизни подростка
этого типа может сыграть учитель, которому
он сможет «открыть душу», облегчит свои
душевные переживания в ходе беседы;
- учителя могут давать им поручения:
член редакции стенгазеты, член клуба
или кружка, ответственный за учебный
кабинет;
- нужно обучение самоконтролю,
самодисциплине, умению трезво относится
к возникающим проблемам, находить занятия
по душе;
- учителям следует избегать
конфликтных ситуаций: неожиданных поручений
и просьб, противоречащих настроению данного
момента, резкой смене привычных состояний;
- избегать неудач, психологических
перегрузок (особенно в стадии спада);
- следует продумывать несколько
вариантов заданий, поручений и использовать
тот вариант, который наиболее соответствует
состоянию подростка в этот момент;
- поручения должны быть отвлекающими
от отрицательных эмоций;
- важно понимать, что в данный
момент чувствует подросток, как он относится
к себе и окружающим;
- не допускать обвинений в его
адрес;
- следует избегать однообразности
школьной жизни.
Аффективно-экзальтированный
тип
Коррекция взаимоотношений
в семье:
- родителям следует постоянно
помнить, что основная особенность их
ребенка этого типа – слабость воли;
- в семье необходимо стимулировать
любую положительную инициативу подростка,
давать ему задания;
- чрезвычайно важно сформировать
у подростка осознание неизбежности наказания
за проступок;
- при постоянном контроле подросток
может длительное время не допускать правонарушений и хорошо учиться;
- недопустимы безнадзорность,
отсутствие требовательности;
- чрезвычайно важно самое тесное
взаимодействие всех членов семьи в воспитании
этого подростка;
- этот подросток ленится учиться,
исполнять обязанности по дому, не желает
выполнять требований учителей;
- поэтому родители должны пробуждать
у подростка интерес к своей личности,
собственным качествам, заставлять его
задумываться о своем будущем;
- родители должны запретить
нахождение подростка в темное время суток
на улицах, в чужих подъездах;
- запретить общение с лицами
делинквентной направленности;
- строго исключить употребление
алкоголя, наркотических и токсических
веществ;
- нужна тщательная регламентация
досуговой деятельности, обязательный
контроль за поведением со стороны родителей.
Педагогическая
коррекция поведения:
- учителя должны помнить, что
подростки данного типа не любят учится,
чего не скрывают, любят развлечения, азартные
игры;
- нужна система контрольных
мер в школьных занятиях, в семье проверяться
результативность учебы;
- в учебе не проявляют усердия,
поэтому над ними должен осуществляться
постоянный контроль;
- каждый учитель должен знать
неустойчивых подростков, чтобы контролировать
деятельность их на уроках;
- контроль выполнения домашних
заданий, готовность к работе на уроке;
- не допускать ситуаций жестких
дисциплинарных требований;
- не требовать длительных усилий
и концентрации сил;
- избегать ситуаций, при которых
необходимо принимать конкретные решения
и нести за них ответственность;
- оказание помощи требует от
учителей большого терпения, такт, настойчивости;
- нельзя оставлять подростка
без постоянного внимания, он должен быть
всегда на виду;
- в школе может совершать совершенно
немотивированные проступки;
- неукоснительное соблюдение
школьного режима;
- одновременно с контролем учитель
должен оказывать дополнительную помощь,
создавать спокойную обстановку
на уроке, оценивать не только результат
его успеваемости, но и старание.