Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:13, реферат

Описание

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Содержание

1. Понятие акцентуации
2. Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка
3. Особенности психологической и психопедагогической работы
4. Опросник диагностики акцентуаций личности К.Леонгарда – С.Шмишека (адапта-ция О.Елисеева)

Работа состоит из  1 файл

акцентуации подростков.docx

— 74.45 Кб (Скачать документ)

 

Эмотивный тип

Коррекция взаимоотношений в семье:

  • родителям следует понимать труднодоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлениях своего ребенка, что делает его поступки непонятными для окружающих;
  • учитывать, что некоторые выходки носят печать чудачества, так как совершаются без цели привлечения к себя внимания;
  • родителям следует ограничить доступ подростка к информации сексуального содержания;
  • недопустимо воспитание в  условиях жестких взаимоотношений, доминирующей гиперпротекции, в условиях изоляции, сопровождающейся эмоционально-психологической депривацией;
  • недопустимы насмешки в его адрес;
  • не предъявлять непосильные для него требования;
  • не проявлять к нему бурных аффективных реакций со стороны взрослых;
  • оградить от длительных психотравмирующих ситуаций;
  • родителям рекомендуются совместные прогулки с подростком;
  • в семье необходимо создание эмоционально-интеллектуального богатства, общих увлечений;
  • психологический комфорт подростков возрастает при принятии их взрослыми;
  • отсутствует стремление установить дружеские отношения, так как подростки сосредоточены на идее совершенствования в какой-либо области, во всем хотят разобраться сами;
  • независимы от мнения окружающих, действуют самостоятельно, но без риска и опрометчивости;
  • родителям нужно обучать его умению общаться, выражать свои чувства и понимать чувства и состояния другого;
  • нуждаются в своевременном семейном половом просвещении и воспитании;
  • нужно воспитание в условиях теплых заботливых отношений со стороны близких.

Педагогическая коррекция поведения:

  • конфликтными для подростка являются  ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;
  • необходимо создание микроклимата с душевным контактом;
  • необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и знания подростка в этой области;
  • эффективным для получения знаний являются индивидуальные занятия с учетом сферы интересов подростка;
  • необходимо включать подростка в различные групповые и коллективные формы деятельности;
  • чрезвычайно важно суметь включить подростка в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими учениками;
  • необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для него – добросовестность и исполнительность;
  • учитель должен уметь в случае «ухода подростка в себя» легко вернуть его  к учебной деятельности;
  • не следует запрещать увлечения, которые отличаются постоянством и необычностью (чтение, коллекционирование);
  • учителя должны замечать способности и успехи подростка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;
  • не нужно удивляться сниженному видимому интересу к противоположному полу;
  • учитывать, что у этих подростков отмечается заметное отставание психомоторики;
  • следует учителям проявлять терпение к его «чудачествам»;
  • при совершении проступков целесообразно применять методы убеждения, просьбу, поддерживать успех, демонстрировать доверие.

Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. Реальное единство психического облика личности многообразно и противоречиво. Но всегда находится в конце концов такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве.

4. ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ К.ЛЕОНГАРДА – С.ШМИШЕКА (АДАПТАЦИЯ О.ЕЛИСЕЕВА)

На основе теории К.Леонгарда С.Шмишек создал методику изучения акцентуаций, которая позволяет выявить не только акцентуации характера, но и их признаки, и диапазон тенденций.

Опросник позволяет выявить 10 типов акцентуаций.

  • демонстративный, с истерическими чертами характера;
  • застревающий, со склонностью к «застреванию аффекта»;
  • педантичный, с преобладанием черт ригидности и педантизма;
  • возбудимый, склонный к повышенной реактивности;
  • гипертимный, с преобладанием повышенного настроения;
  • дистимический, характеризующийся подавленным настроением, угрюмостью;
  • тревожный, испытывающий страхи, низко контактный;
  • экзальтированный, склонный к аффективной экзальтации, способный восхищаться;
  • эмотивный, аффективно-лабильный, высоко эмоциональный;
  • циклотимный, с резкими перепадами настроения.

На основе полученных результатов составляется профиль характера (личностной акцентуации).

Инструкция  к опроснику

Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если отвечаете утвердительно, или «-» (нет), если ваш ответ отрицательный.

Текст опросника

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2. Восприимчивы ли Вы к обидам?
  3. Легко ли Вы плачете?
  4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения, и Вы прибегаете к проверке — правильно ли все было сделано?
  5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?
  6. Может ли Ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Бываете ли Вы обычно в компании  в центре внимания?
  8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли Вы человек?
  10. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Быстро ли Вы забываете обиды?
  13. Мягкосердечный  ли Вы человек?
  14. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?
  15. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?
  16. Испытывали ли Вы в детстве страх перед грозой  или  собаками?
  17. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
  18. Сильно ли зависит Ваше настроение от жизненных событий и обстоятельств?
  19. Можете ли Вы сказать, что большинство ваших знакомых испытывает к Вам симпатию?
  20. Ваше настроение обычно несколько подавлено?
  21. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  22. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  23. Трудно ли Вам длительное время просидеть на одном месте?
  24. Боритесь  ли Вы за свои интересы, если кто-то поступает с Вами несправедливо?
  25. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  26. Сильно ли Вам мешает косо висящая гардина или неровно застланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без видимой причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Легко ли Вы можете разгневаться?
  31. Можете ли Вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли Вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Смогли бы ли Вы выступить в роли ведущего на увеселительном мероприятии?
  34. Высказываете ли Вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
  36. Охотно ли Вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли Вы заступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли Вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли Вы кропотливую рутинную работу так же точно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли Вы общительным человеком?
  41. Охотно ли Вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли Вы ребенком  из дома?
  43. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?
  44. Бывали ли у Вас конфликты и неприятности, которые так расстраивали Вас, что вы не выходили на работу (учебу)?
  45. Можно ли сказать, что Вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли Вы первым шаг к примирению, если Вас кто-то обидит?
  47. Любите ли Вы  животных?
  48. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  49. Мучают  ли Вас неопределенные  мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно случиться какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли Вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
  52. Можете ли Вы выйти из себя и дать волю рукам. Если Вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли Вы общаетесь?
  54. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  55. Нравится ли Вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли Вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли Вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня?
  59. Свойственно ли было Вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать домашнее задание у одноклассников?
  60. Трудно ли Вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли Вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли Вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  64. Есть ли у Вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли Вы смеетесь?
  66. Можете ли Вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли Вас назвать оживленным и подвижным человеком?
  68. Сильно ли Вы страдаете от  несправедливости?
  69. Можно ли Вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у Вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли Вы?
  72. Бывает ли, что Вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли Вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?
  76. Может ли Ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается Ваше настроение в дружеской компании?
  78. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
  79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?
  80. Была ли у Вас в школе привычка переписывать лист в тетради из-за помарок?
  81. Можно ли сказать, что Вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли Вы видите страшные сны?
  83. Возникали ли у Вас навязчивые мысли против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
  85. Легко ли Вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли Вам сдержать себя, если Вы разозлитесь?
  87. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?
  88. Могли бы Вы, если бы пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

 

Обработка и интерпретация результатов

Акцентуация характера

Коэффициент

«+», номера вопросов

«-», номера вопросов

Демонстративность/демонстративный тип

2

7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

51

Застревание/застревающий тип

2

2,15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

12, 46, 59

Педантичность/педантичный тип

2

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

36

Возбудимость/возбудимый тип

3

8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

 

Гипертимность/гипертимный тип

3

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

 

Дистимность/дистимический тип

3

9, 21, 43, 75, 87

31, 53,65

Тревожность/тревожно-боязливый тип

3

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

5

Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип

6

10, 32, 54, 76

 

Эмотивность/эмотивный тип

3

3, 13, 35, 47, 57, 69, 79

25

Циклотимность/циклотимный тип

3

6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

 

 

 

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации.

Максимальная сумма баллов после умножения -24.

Считается, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит о тенденции к тому или иному типу акцентуации, от 12 до 15 – о признаке акцентуации. В случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные результаты могут быть представлены и графически . Для этого следует отложить итоговые показатели по каждому из 10 типов личности в системе координат: по оси абсцисс – тип акцентуации (от 1 до 10), по оси ординат – значения итоговых показателей опросника. Соединение точек на графике, полученных при пересечении типа акцентуации личности и итогового показателя по каждому из типов, дает в результате профиль личностных акцентуаций, характеризующий данного конкретного испытуемого.

При использовании данного опросника следует учитывать, что он не имеет шкалы лжи. Поэтому требуются специальные дополнительные действия диагноста для получения достоверных результатов: проявление максимума внимания на стадии инструктирования для выявления возможных отрицательных установок испытуемого на обследование, создание атмосферы благожелательности и серьезного настроя на работу.

Анализ результатов

Демонстративность. Характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Это человек, у которого сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков. Склонен носить яркую, экстравагантную одежду – может быть определен чисто внешне.

Застревание. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, долго переживает происшедшее. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей.

Педантичность. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В тоже время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, усидчив, ориентирован на высокое качество работы, склонен к сомнениям в правильности выполненной работы.

Возбудимость. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Характеризуется повышенной импульсивностью, грубостью, занудством, склонностью к хамству, трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет, такое же, нежелание учится. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Гипертимность. Человек, склонный к повышенному настроению, быстро переключается с одного дела на другое, не доводит начатого до конца, недисциплинированный, легко попадает под влияние неблагополучных компаний. Не терпит власти над собой, не любит, когда его опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Людей этого типа отличает общительность, выраженность жестов и мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Эти люди с повышенной самооценкой. Поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники. Они трудно переносят монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

Дистимичность. Человек этого типа отличается серьезностью. Даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для него характерны пессимистическое отношение к будущему, низкая контактность, немногословность в беседе. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, вдут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, располагают обостренным чувством справедливости.

Тревожность. Человек с очень высоким уровнем тревожности. Недооценивает, преуменьшает свои способности. Застенчив, пугается ответственности. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость. Неуверенность в себе, которую стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, непереносимость насмешек сопровождается неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.

Экзальтированность. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждение. Эти чувства у таких людей могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Эмотивность. Тонко организована эмоциональная сфера; такой человек способен глубоко чувствовать и переживать. Склонен к добрым отношениям с окружающими. В любви раним как никто. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям, отзывчивость, мягкосердечность. Он впечатлительный, слезливый, любые жизненные события воспринимает серьезнее, чем другие люди. Редко вступает в конфликты, обиды носит в себе, не «выплескивается» наружу.

Циклотимность. Ему свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у него картины гипертимии жажда деятельности, повышенная говорливость; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления. Также часто меняется его манера общения с окружающими людьми. Настроение влияет на самооценку. При депрессии ведет себя, как человек с тревожным типом акцентуации, быстро утомляется, снижается творческая активность. При хорошем настроении ведет себя, как человек с гипертимным типом акцентуации.

Информация о работе Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера