Общие понятия о подростковом возрасте И акцентуациях характера
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:13, реферат
Описание
Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Содержание
1. Понятие акцентуации 2. Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка 3. Особенности психологической и психопедагогической работы 4. Опросник диагностики акцентуаций личности К.Леонгарда – С.Шмишека (адапта-ция О.Елисеева)
Исследование
влияния акцентуации характера на развитие
личности подростка
Особенности
психологической и психопедагогической
работы
Опросник
диагностики акцентуаций личности К.Леонгарда
– С.Шмишека (адаптация О.Елисеева)
1. ПОНЯТИЕ АКЦЕНТУАЦИИ
Акцентуа́ция (от лат. accentus —
ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция
ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная
черта́ — нормальная особенность характера
(в других источниках — личности), при
которой отдельные его черты чрезмерно
усилены, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении
одних психогенных воздействий при сохранении
хорошей устойчивости к другим. Акцентуации
не являются психическими расстройствами,
но по ряду своих свойств схожи с расстройствами
личности, что позволяет делать предположения
о наличии между ними связи. Согласно МКБ-10
классифицируется как одна из проблем,
связанных с трудностями поддержания
нормального образа жизни.
Термин «акцентуация» в 1968 году
ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард,
который употреблял его в словосочетаниях
«акцентуированная личность» и «акцентуированная
черта личности». Он описывает акцентуации
как чрезмерно усиленные индивидуальные
черты личности, обладающие тенденцией
к переходу в патологическое состояние
в неблагоприятных условиях. Леонгард
характеризует акцентуации как «отклонение
от нормы», но замечает, что, по его мнению
«население Берлина, это на 50% акцентуированные
личности и на 50% — стандартный тип людей».
Он разработал также свою классификацию
акцентуаций, в которой можно видеть значительное
влияние психоаналитических представлений
о типологии психических расстройств.
Понятие «акцентуация» близко
к понятию «расстройство личности». Основным
отличием является то, что три основные
характеристики расстройства личности
(влияние на все сферы жизни человека,
стабильность во времени, социальная дезадаптация)
никогда не присутствуют в акцентуации
одновременно:
Акцентуированный человек может
специфически реагировать на специфические
психогенные воздействия, но только на
них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные
воздействия реагирует в соответствии
с особенностями своего расстройства
(влияние на все сферы жизни).
Акцентуации могут наиболее
ярко проявляться только в течение определённого
периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время
как для расстройств личности характерно
появление на ранних периодах жизни и
стабильность или усиление проявлений
в течение жизни (стабильность во времени).
Акцентуации могут не приводить
к социальной дезадаптации вообще или
приводить к ней лишь на непродолжительное
время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации
постоянно (социальная дезадаптация).
К. Леонгардом выделены
10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно
произвольно разделены на две группы: акцентуации
характера (демонстративный, педантичный,
застревающий, возбудимый) и акцентуации
темперамента
(гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый,
циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
На основании сказанного можно
дать следующее определение акцентуации
характера.
Акцентуации характера – это
крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты характера чрезмерно усилены, вследствие
чего обнаруживается избирательная уязвимость
в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной
устойчивости к другим.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ПОДРОСТКА.
Исследование акцентуаций характера
является сложнейшей социально – психологической
и медицинской проблемой. Многие подростки
имеют аномальные проявления характера,
что, безусловно, сказывается на их поведении
в обществе, взаимодействие с окружающими,
успеваемости в учебной деятельности
и др.
Общепринятым считается утверждение,
что одним из самых сложных периодов в
онтогенезе человека является подростковый
возраст (от 11 до 15 лет). Весь период обычно
протекает трудно и для ребёнка, и для
близких ему взрослых. С одной стороны,
показательны негативные проявления подростка,
дисгармоничность в строении личности,
свертывание прежде установившейся системы
интересов, протестующий характер поведения
по отношению к взрослым. С другой стороны,
подростковый возраст отличается и положительными
факторами — возрастает самостоятельность
ребенка, более многообразными и содержательными
становятся его отношения с другими детьми
и взрослыми, значительно расширяется
и качественно изменяется сфера его деятельности,
развивается ответственное отношение
к себе, другим людям и т. д..
Большую роль в развитии самосознания
подростка играют суждения других — оценка
его личности и поведения родителями,
учителями, мнение о нем со стороны ученического
коллектива, которое особенно высоко ценится
подростком. Младший подросток как бы
смотрит на себя глазами окружающих, его
суждения о себе самом по сути дела повторяют
высказывания о нем родителей, учителей,
товарищей. С возрастом, кроме этого, появляется
и крепнет тенденция самостоятельно проанализировать
и оценить собственную личность, исходя
из результатов своего поведения и деятельности.
Среди личностных особенностей,
присущих подростку, выделим формирующиеся
у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
Конечно, подростку еще далеко до истинной
взрослости — и физически, и психологически,
и социально. Он объективно не может включиться
во взрослую жизнь, но стремится к ней
и претендует на равные со взрослыми права.
Новая позиция проявляется в разных сферах,
чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными
проявлениями взрослости возникает и
чувство взрослости — отношение подростка
к себе как к взрослому, представление,
ощущение себя в какой-то мере взрослым
человеком. Эта субъективная сторона взрослости
считается центральным новообразованием
младшего подросткового возраста. Чувство
взрослости — особая форма самосознания
и появляется в желании, чтобы все относились
к нему как к взрослому. Что проявляется
в претензиях на равноправие в отношениях
со старшими. Кроме того, чувство взрослости
проявляется и в стремлении к самостоятельности,
это касается вопросов внешности, отношений
с ровесниками и учебы. В последнем случае
отвергается контроль за успеваемостью,
временем выполнения домашних заданий
и помощь. Кроме того, появляются собственные
вкусы, взгляды, оценки, собственная линия
поведения.
Итак, чувство взрослости становится
центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а к концу периода,
примерно в 15 лет у него формируется «
Я-концепция» - система внутренне согласованных
представлений о себе, образов «Я». Примерно
в 11-12 лет у подростков возникает интерес
к своему внутреннему миру, а затем происходит
постепенное усложнение и углубление
самопознания. Подросток открывает для
себя свой внутренний мир и хочет понять,
какой есть на самом деле, и представляет
себе, каким он хотел бы быть. Познать себя
ему помогают друзья, в которых он смотрится,
как в зеркало, в поисках сходства, и близкие
взрослые. Образы «Я», которые создает
в своем сознании подросток, разнообразны.
При высоком уровне притязаний и недостаточном
осознании своих возможностей «идеальное
Я» может слишком сильно отличаться от
реального. Тогда переживаемый подростком
разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности
в себе, что внешне может выражаться в
обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Когда идеальный образ представляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Подросток также обладает сильными
потребностями в самостоятельности и
общении со сверстниками. Подростковая
самостоятельность выражается, в стремлении
к эмансипации от взрослых, освобождении
от их опеки, контроля и в разнообразных
увлечениях. Общение пронизывает всю жизнь
подростков, накладывая отпечаток и на
учение, и на неучебные занятия, и на отношения
с родителями. Ведущей деятельностью в
этот период становится интимно-личностное
общение. Подростковая дружба — сложное,
часто противоречивое явление. Подросток
стремится иметь близкого, верного друга
и лихорадочно меняет друзей. Обычно он
ищет в друге сходства, понимания и принятия
своих собственных переживаний и установок.
Еще одна значимая сфера отношений
подростков — отношения со взрослыми,
прежде всего, с родителями. Влияние родителей
уже ограничено, а мнение сверстников
наиболее важно в вопросах отношений с
мальчиками и девочками, в вопросах, связанных
с развлечениями, молодежной модой, современной
музыкой и т.п. Но ценностные ориентации
подростка, нравственные оценки событий
и поступков зависят в первую очередь
от позиции родителей. Нуждаясь в родителях,
в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают
сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах. Во взрослом же
сообществе утвердилась позиция, препятствующая
развитию социальной активности подростка
— он ребенок и должен слушаться. В результате
между взрослыми и подростками растет
психологический барьер, стремясь преодолеть
который, многие подростки прибегают и
к агрессивным формам поведения.
Согласно Л. С. Выготскому, существенные
изменения происходят в этом возрасте
в развитии воображения. Под влиянием
абстрактного мышления воображение уходит
в сферу фантазии. Говоря о фантазии подростка,
Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается
у него в интимную сферу, которая скрывается
обычно от людей, которая становится исключительно
субъективной формой мышления, мышления
исключительно для себя". Подросток
прячет свои фантазии как тайну и охотнее
признается в своих проступках, чем обнаруживает
свои фантазии. Л. С. Выготский отмечал
также еще два новообразования возраста.
Это развитие рефлексии и на ее основе
самосознания. Развитие рефлексии у подростка,
писал он, не ограничивается только внутренними
изменениями самой личности, в связи с
возникновением самосознания для подростка
становится возможным и неизмеримо более
глубокое и широкое понимание других людей.
Развитие самосознания, как никакая другая
сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский,
зависит от культурного содержания среды.
Таким образом, подростковый
возраст можно описать в терминах кризисности,
переломности и реконструкций. Структура
кризисного подросткового периода заключается
в том, что в этот период подростки обнажают
«явления» границы реальной и идеальной
форм - как его видят другие, и как он сам
определяет свою целостности и ценность,
в чем его самобытность существования
в мире. Потому так понятным становиться
мотивация «эгоцентрическая доминанта»
— по Л. С. Выготскому, подростка к собственной
личности.
Характер — это закрепленная
в индивиде система генерализованных
обобщенных побуждений. Обычно рассматривая
отношение мотивов и характера, подчеркивают
зависимость побуждений, мотивов человека
от его характера: поведение человека,
мол, исходит из каких-то побуждений (благородных,
корыстных, честолюбивых), потому что таков
его характер. На самом деле таким выступает
отношение характера и мотивов, лишь, будучи
взято статически. Ограничиться таким
рассмотрением характера и его отношения
к мотивам — значит закрыть себе путь
к раскрытию его генезиса. Для того чтобы
открыть путь к пониманию становления
характера, нужно обернуть это отношение
характера и побуждений или мотивов, обратившись
к побуждениям и мотивам не столько личностным,
сколько ситуационным, определяемым не
столько внутренней логикой характера,
сколько стечением внешних обстоятельств.
И несмелый человек может совершить смелый
поступок, если на это его толкают обстоятельства.
Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками
которых непосредственно выступают внешние
обстоятельства, можно прорвать порочный
круг, в который попадаешь во внутренних
взаимоотношениях характерологических
свойств личности и ими обусловленных
мотивов. Узловой вопрос — это вопрос
о том, как мотивы (побуждения), характеризующие
не только личность, сколько обстоятельства,
в которых она оказалась по ходу жизни,
превращаются в то устойчивое, что характеризует
данную личность. Именно к этому вопросу
сводится, в конечном счете, вопрос о становлении
и развитии характера в ходе жизни. Побуждения,
порождаемые обстоятельствами жизни,
— это и есть тот «строительный материал»,
из которого складывается характер. Побуждение,
мотив — это свойство характера в его
генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение)
стал личностным свойством, закрепившимся
за личностью, «стереотипизированным»
в ней, он должен генерализоваться по отношению
к ситуации, в которой он первоначально
появился, распространившись на все ситуации,
однородные с первой, в существенных по
отношению к личности чертах. Свойство
характера — это, в конечном счете, и есть
тенденция, побуждение, мотив, закономерно
появляющийся у данного человека при однородных
условиях. (Анастази А.).
Каждое свойство характера
всегда есть тенденция к совершению в
определенных условиях определенных поступков.
Истоки характера человека и ключ к его
формированию — в побуждениях и мотивах
его деятельности. Ситуационно обусловленный
мотив или побуждение к тому или иному
поступку — это и есть личностная черта
характера в ее генезисе.
Исследование характера и его
формирования, до сих пор мало продвинутое,
должно было бы сосредоточиться в первую
очередь на этой проблеме — проблеме перехода
ситуационно, стечением обстоятельств
порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые
личностные побуждения. Этим в педагогическом
плане определяется и основная линия воспитательной
работы по формированию характера. Исходное
здесь — это отбор и «прививка» надлежащих
мотивов путем их генерализации и «стереотипизации».
Общая концепция, согласно которой внешние
причины действуют через посредство внутренних
условий, определяющая, в конечном счете,
наш подход к психологическому изучению
человеческой личности, определяет и понимание
путей ее психического развития.
В период становления характера,
его типологические особенности, не будучи
еще сглажены и затушеваны жизненным опытом
в подростковом возрасте, выявляются очень
ярко. Со временем черты акцентуаций обычно
сглаживаются. Это позволяет говорить
о «преходящих подростковых акцентуациях
характера» (Личко А. Е.).
Будучи крайними вариантами
нормы, акцентуации характера сами по
себе не могут быть клиническим диагнозом.
Они являются лишь почвой, преморбидным
фоном, предрасполагающим фактором для
развития психогенных расстройств в подростковом
возрасте (острых аффективных реакций,
неврозов, ситуативно-обусловленных патологических
нарушений поведения, психопатических
развитий, реактивных и эндореактивных
психозов). В этих случаях от типа акцентуации
зависит как избирательная чувствительность
к определенного рода психогенным факторам,
так и особенностям клинической картины.
Доминирующие черты характерологических
особенностей индивида сопровождают на
протяжении всей жизни, а именно:
• взаимоотношение со сверстниками
и взрослыми;
• психосоматическое состояние;
• развитие психических
процессов;
• уровень воспитанности,
знание этических норм и правил;
• уровень самооценки;
• психоэмоциональные проявления.
Таким образом, акцентуация
является основополагающим аспектом в
становлении взрослеющей личности, обуславливает
общественно значимое поведение и деятельность.
В зависимости от степени выраженности
выделяют две степени акцентуации характера
— явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень
акцентуации относится к крайним вариантам
нормы. Она отличается наличием довольно
постоянных черт определенного типа характера.
Тщательно собранный анамнез, сведения
от близких, непродолжительное наблюдение,
особенно в среде сверстников, а также
результаты патохарактерологической
оценки с помощью диагностического опросника
позволяют распознать этот тип. Однако
выраженность черт определенного типа
не препятствует возможности удовлетворительной
социальной адаптации. Занимаемое положение
обычно соответствует способностям и
возможностям. В подростковом возрасте
особенности характера часто заостряются,
а при действии психогенных факторов,
адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”,
могут наступать временные нарушения
адаптации, отклонения в поведении. При
повзрослении. особенности характера
остаются достаточно выраженными, но компенсируются
и обычно не мешают адаптации.