Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:35, реферат

Описание

Как и в отношении любых различий между мужчинами и женщинами, в отношении различий по познавательным способностям тоже имеются два подхода. Первый говорит о том, что эти различия - результат воспитания или деятельности людей, т. е. социальной среды. Второй подход отстаивает генетическую природу этих различий.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

  Мстительность - это склонность человека к агрессии в отплату за причиненное зло. Изучение мстительности П. А. Ковалевым у школьников 5-11-х классов показало, что, во-первых, во всех возрастах мстительность у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и, во-вторых, наибольшая мстительность у мальчиков наблюдается в возрасте 12 и 14-15 лет (рис. 6.2). У девочек существенной возрастной динамики мстительности не выявлено.

  Стремление  к лидерству, доминантности, независимости. Б. Фагот (B. Fagot, 1978) и В. Хартуп (W. Hartup, 1958) пишут, что девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям. Э. Игли с соавторами (1995) высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины - социальными.

  Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, у мужчин же - зависимостью от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободой самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль.

  Как показала В. М. Погольша (1997), мужчины  значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом  и автономностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

  По  данным Р. Бернрейтера (R. Bernreuter, 1938), мужчины  более самоуверенны и независимы, чем женщины, что может проистекать  как от более низкой их невротичности, так и от завышенных самооценок. Сходные данные получены много лет спустя А. И. Винокуровым (1996): мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю. Е. Кочнева и О. А. Шабалина (2000) тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии.

  стереотипы

На наш взгляд, для преодоления сложившихся  стереотипов и достижения гендерного равенства, как основной цели интеграции гендерного подхода, должна действовать  продуманная система профессиональной ориентации молодежи, которая способствовала бы их самореализации  без ограничения их выбора предписаниями по полу. Для решения данной проблемы необходимо:

разработать единую и целостную концепцию, раскрывающую вопросы поиска оптимальных педагогических условий развития личности обучающихся с учетом их гендерных характеристик;

решить проблемы гендерной асимметрии в законодательном  порядке, что является  составной  частью подлинной демократии;

повысить уровень  научных исследований в области гендерных различий в образовательной сфере и разработать технологии организации процесса обучения на основе гендерного подхода;

организовать  повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по гендерным  проблемам в системе образования;    

 разработать  учебные планы, программы и  методики преподавания с учетом  гендерного подхода; 

формировать и  развивать гендерную культуру.

Традиционный  подход в воспитании и его возможные  последствия

Традиционный (или  полоролевой) подход в образовании  опирается на следующие принципы:

• подчеркивание  различий между лицами женского и  мужского пола;

• ориентация на их «особое предназначение» и  взаимодополнительность их социальных ролей;

• закрепление  гендерно–стереотипных интересов  и предпочтений;

• игнорирование индивидуальности личности и ограничение свободы выбора, «не соответствующих» половой принадлежности ребенка;

• воспитание гендерно–схематизированных детей.

Сторонники этого  подхода, переоценивая роль биологических  различий женщин и мужчин в их социальном поведении, обосновывая вышеперечисленные принципы, как правило, ссылаются на данные нейропсихологии и психофизиологии, нередко формулируя их с оттенком предубежденности, как, к примеру, это делает Т. П. Хризман, отмечая, что мозг мальчиков, по сравнению с девочками, «более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней» [20, с. 116]. При этом авторы обычно не задумываются о последствиях подобного рода заключений, которые становятся основой для распространения в обществе идеологии и практики сексизма.

Согласно традиционному (полоролевому) подходу, девочка должна быть доброй, скромной, послушной, заботливой, умеющей следить за своей внешностью, прилежной и трудолюбивой. Именно такие требования предъявляют к ней родители и педагоги, и именно эти качества они предпочитают видеть в ее поведении. Особенно это касается послушания.

Однако, как справедливо  подчеркивает Н. Л. Пушкарева, такая  направленность воспитания подрубает  под корень столь востребованные в современном мире инициативность, активность, способность принимать самостоятельные решения. Кроме того, девочка должна обладать поистине необычайной психической устойчивостью, чтобы в подобных условиях сохранить себя как индивидуальную самоценную личность, готовую к преодолению любых жизненных невзгод.

Соответственно  среди возможных последствий  такого традиционного женского воспитания типичными становятся следующие  проблемы:

• неудовлетворенность  своей внешностью и чрезмерная озабоченность ею, восприятие внешности как главного ресурса собственной ценности, причем нередко в ущерб интеллектуальному развитию и деловой предприимчивости [7];

• единоличная  ответственность за дом и семью;

• страх развода  и одиночества;

• принятие факта  насилия над собой как «издержек женского существования»;

• периодически возникающее ощущение своей неполноценности  и несостоятельности, поскольку  реальная современная жизнь не ограничивается сковородками и раздражением кожи от недостаточно мягкого после очередной стирки постельного белья

Напротив, практика воспитания мальчиков ориентирована  на иные идеалы [5, 10, 11, 12, 18, 19], которые  предполагают: презрительное отношение  к «женским слабостям»; отказ от «женской работы»; стремление и умение доказывать свою силу и превосходство; требование воздерживаться от проявлений эмоций; стремление стать конкурентоспособным профессионалом и зарабатывать деньги, обрести реальную власть и высокий статус. Мальчиков учат быть смелыми, решительными, настойчивыми в достижении поставленной цели, проявлять самостоятельность и принципиальность, демонстрировать свою силу и компетентность. Современных мальчиков готовят к жизни в условиях жесткой конкуренции и борьбы по олимпийской формуле «Быстрее, выше, сильнее!», а в качестве основных ценностей для них определяют профессиональный успех и карьерные достижения, необходимость постоянно доказывать свое превосходство. Иными словами, в основе их личностного развития лежит образ «настоящего мужчины», который определяется нормой статуса, нормой твердости (физической, умственной, эмоциональной) и нормой антиженственности [5]. При этом мальчиков обычно делают беспомощными в быту и самообслуживании, безответственными за тех, кто рядом с ними. И в результате: опрятность мужчины, как это ни странно, становится долгом заботливой женщины; личный успех оказывается единственным смыслом жизни большинства мужчин, и они идут к нему по головам других, забывая ради карьеры о собственных детях и нередко сожалея об этом в старости, воспринимая свои вполне вероятные в наше время профессиональные неудачи как катастрофу, что приводит к неуверенности, разочарованию в жизни и озлоблению, а в итоге часто – к алкоголизму и компенсаторному насилию.

Возможные последствия  подобного воспитания обнаруживают себя довольно рано, уже в детском возрасте, нередко заставляя взрослых размышлять о серьезных социальных проблемах. Так, осуществляя анализ содержания желаний дошкольников и младших школьников, в одном из своих последних исследований мы обнаружили, что девочки гораздо чаще мальчиков формулируют так называемые общественно значимые желания («чтобы не было войны и никого не убивали»; «город был чистый и красивый, весь в цветах»; «чтобы люди помогали друг другу»

.), причем с  возрастом эта тенденция только  увеличивается [14]. В такого рода акцентировании общечеловеческих проблем и проявляется воспитанная в девочках готовность помнить и думать не только и не столько о себе, сколько о благополучии других, принимать в расчет потребности и интересы окружающих людей, чего, к сожалению, за редким исключением не наблюдается у мальчиков. Однако в силу сложившихся традиций именно мальчики, будучи взрослыми, становятся центральными субъектами практически во всех сферах публичной жизнедеятельности, включая политику, которая, как известно, считается «не женским» делом, а потому и занимаются ею преимущественно мужчины, определяющие существующие в обществе приоритеты в постановке и решении разного рода социальных вопросов. И если привычка думать о благополучии людей в мужчинах не воспитана, то стоит ли тогда удивляться, почему забота о нуждах населения не входит в число первоочередных государственных задач и обсуждаемых правительством проблем

Исследование  гендерной идентичности и гендерных  стереотипов личности

Вводные замечания 

Развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Это в полной мере относится и к половой дифференциации. Осознание собственной половой принадлежности и становление гендерной идентичности человека – одно из направлений его социализации. Гендерная социализация – это процесс усвоения человеком норм и образцов поведения, принятого (дозволенного) в данном обществе для мужчины и женщины [9, c. 220].

Процесс гендерной  социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств посредством социальных институтов (школа, семья, СМИ, религия, политика и т. д.). Гендерная роль – один из механизмов гендерной социализации личности [11, с. 14].

В широком смысле понятие роли обозначает способ поведения  людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину) [9, c. 223].

В свою очередь, гендерные роли всегда связаны с  определенными гендерными стереотипами. Стереотип – это мнение о личностных качествах группы людей, которое  может быть чрезмерно обобщенным и неточным. С их помощью человек воспринимает, «классифицирует» других людей по их принадлежности к той или иной группе, социально–экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т. д.), например подростки, женщины/мужчины, политики, безработные и т. д.

Гендерные стереотипы – это стандартизованные представления  о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское/маскулинное» и «женское/феминное». Маскулинность и фемининность – это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Стереотипы осознаются и приобретаются индивидом в ходе социализации в той группе, к которой он принадлежит (семье, в школе, в группе приятелей, СМИ и т. д.) [5, с. 257–262].

Стереотипы, в  том числе и гендерные, часто  порождают слишком условное и  упрощенное представление о людях, формируют ожидания и установки  в отношении других, содействуют  упрощенному восприятию, лишают выгод, связанных с познанием отдельной личности [3].

Гендерная роль, базирующаяся на определенном гендерном  стереотипе, как осваиваемая внешняя  данность должна быть «понята и принята» в общую структуру личности. Результатом  такой гендерной социализации, понимаемой как психологическая интеграция внешних и внутренних смыслов внутри личности, является гендерная идентичность.

Гендерная идентичность чаще всего понимается как осознание  и переживание индивидом принадлежности к определенному полу, как правило, мужскому или женскому [10, 11]. По мнению О. А. Ворониной, понятие гендерной идентичности также означает, что человек осознает связь с культурными определениями мужественности и женственности [2, с. 102].

    Третий  этап — «психоаналитический» (начало XX в. — 1930-е гг.). Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью Зигмунда Фрейда.

    Трудно  представить себе другое имя, которое  вызывало бы такую бурю негативных эмоций у представителей психологии женщины, как имя Фрейда. И сегодня его взгляды остаются крайне дискуссионными.

    Самого Фрейда очень трудно отнести к «гендерным психологам». Он написал работу «Психология женщины», опубликованную в 1933 г., статью «Женствен-ность» и другие очерки о развитии женщины, разработал представление о нарциссизме у мужчин и женщин и об их сексуальных переживаниях (работы «Об унижении любовной жизни», «Об особом типе "выбора объекта" у мужчины» и др.). Однако и редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин. А влияние самого Фрейда как на психологию, так и на всю культуру было столь велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению.  Первая критика Фрейда была предпринята еще в начале XX в. Шарлотта Пер-кинс Гилман назвала его взгляды «возрождением фаллического культа».

Информация о работе Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях