Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, реферат
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках
СПОСОБНОСТИ
Введение
Встречаясь в жизни
с различными людьми, наблюдая за ними
в работе, сопоставляя их достижения,
сравнивая темпы их духовного
роста, мы постоянно убеждаемся в
том, что люди заметно отличаются
друг от друга по своим способностям.
Термин "способность"
употребляют в житейском
Всякая способность
является способностью к чему-нибудь,
к какой-то деятельности. Наличие
у человека определенной способности
означает пригодность его к определенной
деятельности. Всякая более или менее
специфическая деятельность требует
от личности более или менее специфических
качеств. Мы говорим об этих качествах
как о способности человека. Способность
должна включать в себя различные
психические свойства и качества,
необходимые в силу характера
этой деятельности и требований, которые
она предъявляет.
Способности имеют
органические, наследственно закрепленные
предпосылки для их развития в
виде задатков. Люди от рождения бывают
наделены различными задатками, хотя различия
эти не так велики, как это утверждают
те, которые различия в способностях
ошибочно целиком сводят к различию
врожденных задатков. Различия между
людьми в задатках заключаются прежде
всего в прирожденных особенностях их
нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических,
функциональных его особенностях. Исходные
природные различия между людьми являются
различиями не в готовых способностях,
а именно в задатках. Между задатками и
способностями очень большая дистанция;
между одними и другими – весь путь развития
личности. Задатки многозначны; они могут
развиваться в различных направлениях.
Задатки – лишь предпосылки развития
способностей. Развиваясь на основе задатков,
способности являются все же функцией
не задатков самих по себе, а развития,
в которое задатки входят как исходный
момент, как предпосылка. Включаясь в развитие
индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются
и изменяются.
Для доказательства
наследования способностей обычно указывают
на существование семейств, в которых
несколько поколений проявляли
однородную по своей направленности
одаренность. Так, в семье Иоганна
Себастьяна Баха в пяти поколениях
его предков, братьев и потомков
насчитывается не менее 18 значительных
музыкальных дарований, из них 11 приходится
на его родственников по нисходящей
линии, причем в семье было всего
10 мужчин, не обнаруживших музыкальных
дарований. Можно также указать
на семью Ч.Дарвина, исключительно богатую
целым рядом даровитых людей. Однако когда
из подобных фактов непосредственно заключают
о наследовании способностей, относя их
исключительно за счет наследственных
особенностей организма, то допускают
явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства:
в семье с большим количеством музыкальных
дарований музыкальный отец не только
передает своим детям определенные гены,
но и оказывает влияние на развитие детей.
Наследственность
включается, конечно, в качестве одного
из условий в развитие человека,
но его способности являются не прямой
функцией его наследственности. Во-первых,
наследственное и приобретенное
в конкретных особенностях личности
образуют неразложимое единство; уже
в силу этого нельзя относить какие-либо
конкретные психические свойства личности
за счет одной лишь наследственности.
Во-вторых, наследственны могут быть не
сами психические способности в их конкретном
психологическом содержании, а лишь органические
предпосылки их развития. Органические
предпосылки развития способностей человека
обусловливают, но не предопределяют одаренности
человека и возможностей его развития.
Мы говорим о
врожденности задатков, наряду с этим
говорят о наследственности способностей.
Необходимо уточнить и разграничить
эти понятия. Под врожденным естественно
понимать то, что уже имеется к
моменту рождения; под наследственным
то, что посредством определенных
органических механизмов передается индивиду
от его предков. Эти понятия не
тожественные ни по форме, ни по существу.
Первое понятие описательное: оно
констатирует факт; второе – объяснительное:
оно вскрывает его источник. Они
не совпадают и по содержанию: то,
что оказывается врожденным, т.е.
наличным к моменту рождения, вовсе
не должно быть продуктом одной лишь
изолированно взятой наследственности;
оно обусловлено и
Таким образом, врожденное
не сводится к наследственному и наследственное
не сводится к врожденному.
Значение врожденных
задатков для разных способностей различно.
Значение их относительно рельефно выступает
в таких способностях, как музыкальные,
существенной предпосылкой которых
является тонкий слух, т.е. качество, зависящее
от свойств периферического (слухового)
и центрального нервного аппарата.
Особенности строения нервно-мозгового
аппарата – это прирожденные задатки.
Но это именно задатки для развития музыкальных
способностей, предпосылки их развития,
а не сами музыкальные способности. Музыкальные
способности в подлинном смысле слова
– это свойства и данные, необходимые
для занятия музыкальной деятельностью,
т.е. исполнения музыки, сочинения музыки
(композиции) или полноценного художественного
восприятия ее. Музыкальные способности
в этом единственно правомерном смысле
слова являются не врожденными свойствами
организма, а результатом развития личности;
врожденные задатки являются лишь необходимыми
предпосылками, они зависят от всего пути
развития личности. Конкретно (если продолжать
развитие мысли на примере музыкальных
способностей) развитие музыкальных способностей
композитора может зависеть от того, найдет
ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные
его техническим средствам, и технические
средства, адекватные его замыслам, и т.п.
Не подлежит сомнению,
что люди очень значительно разнятся
не только по врожденным задаткам, но и
по своим способностям – как по
их степени, так и по их характеру.
Эти различия в способностях –
продукт не врожденных задатков самих
по себе, а всего хода развития личности.
Способность развивается на основе
различных психофизических
При развитии способностей
в процессе деятельности существенную
роль играет своеобразная диалектика
между способностями и
Способность закрепляется
в личности как более или менее
прочное достояние, но она исходит
из требований деятельности и, будучи
способностью к деятельности, она
в деятельности и формируется. Когда
мы анализировали воображение, то вскрыли,
как направленность личности, сознание
которой отображает действительность,
порождает характерную для
Если речь идет о
музыкальном творчестве, то деятельность
воображения предполагает, с одной
стороны, наличие достаточно ярких,
богатых, тонко нюансированных ощущений
и представлений, с другой – эта
деятельность требует для своего
осуществления специальной
Конкретная музыкальная
способность к композиции – это
целый комплекс различных качеств,
которые в процессе деятельности,
взаимодействуя друг с другом, образуют
единое целое. Так же, по существу, обстоит
дело с каждой способностью.
Способности квалифицируют
личность как субъекта деятельности:194
будучи принадлежностью личности, способность,
конечно, сохраняется за личностью как
потенция и в тот момент, когда она не действует.
В итоге способность – это сложная синтетическая
особенность личности, которая определяет
ее пригодность к деятельности. Более
или менее специфические качества, которые
требуются для определенной деятельности,
лишь в деятельности и через посредство
ее могут сформироваться на базе тех или
иных задатков.
Деятельность человека
– это, говоря конкретно, трудовая деятельность,
посредством которой человек
в процессе исторического развития,
изменяя природу, создает материальную
и духовную культуру. Все специальные
способности человека – это в конце
концов различные проявления, стороны
общей его способности к освоению достижений
человеческой культуры и ее дальнейшему
продвижению. Способности человека –
это проявления, стороны его способности
к обучению и к труду.195
Означая способность
к труду и обучению, способности
человека в обучении и труде формируются.
Совершенно ошибочной является та точка
зрения, будто способности человека
в деятельности человека и ее продуктах
лишь выявляются вовне, оставаясь независимыми
от нее. В действительности между
способностями человека и продуктами
его деятельности, его труда, этими
материализованными сгустками человеческих
способностей, существует глубочайшая
взаимосвязь и теснейшее взаимодействие.
Реализуясь в тех или иных достижениях,
способности человека не только проявляются,
но также формируются и развиваются. Способности
человека развиваются и отрабатываются
на том, что он делает.
Человеческие способности,
отличающие человека от других живых
существ, составляют его природу, но
сама природа человека – продукт
истории. Природа человека формируется
и изменяется в процессе исторического
развития в результате трудовой деятельности
человека. Интеллектуальные способности
формировались по мере того, как
изменяя природу, человек познавал
ее; художественные – изобразительные,
музыкальные и т.п. – формировались
вместе с развитием различных
видов искусства.
По мере того как
человечество создавало новые области
культуры, материализовавшиеся в
продуктах общественной практики, порождались
или развивались новые
С расширением сфер
трудовой деятельности и появлением
все новых видов ее у человека
формировались и новые
Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся форм разделения труда, К.Маркс в блестящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от ее начальных к более поздним, зрелым капиталистическим формам (см.: "Капитал", т. I, гл. 12 и 13). <...> Дальнейшее развитие механизации промышленности, при которой различные виды физического труда теряют характер специальности, создает технические предпосылки для развития индивида, который уже не прикован к одной частной функции, для которого и различные общественные функции являются сменяющими друг друга формами деятельности. <...>