Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, реферат
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках
Общая одаренность
и специальные способности
В ходе исторического
развития у человечества вырабатываются
различные специализированные способности.
Все они представляются разнообразными
проявлениями способности человека
к самостоятельной трудовой деятельности
и к освоению в процессе обучения
того, что было создано человечеством
в его историческом развитии. В
результате дифференцируются специальные
способности к различным видам
деятельности и общая способность.
Общую способность
часто обозначают термином "одаренность";
в зарубежной литературе ее обычно
отожествляют с интеллектом.
Нужно, однако, сказать,
что если под общей одаренностью
разуметь совокупность всех качеств
человека, от которых зависит продуктивность
его деятельности, то в нее включаются
не только интеллект, но и все другие
свойства и особенности личности,
в частности эмоциональной
Вопрос об общей
и специальной одаренности
Дифференциация и
специализация способностей в деятельности
зашла так далеко, что для ряда
ученых утраченными оказались их
общая основа и внутреннее единство.
При этом в процессе всеобщей специализации
способности к различным видам
деятельности – технической, изобразительной,
музыкальной и т.д. – стали
представляться совершенно не связанными
друг с другом. Далее, господство аналитических
функциональных тенденций привело
к тому, что ряд ученых пришли
к отрицанию единства познавательных
способностей и стали сводить
интеллект к совокупности отдельных
механизмов и функций. Понятия такого
порядка, как интеллект, раскрываются
лишь в плане конкретных действенных
взаимоотношений индивида с окружающей
действительностью. Психология, которая
знает только точку зрения механизмов
и органических функций, неизбежно
должна прийти к расщеплению подобных
понятий и к мозаичности в
них выражающейся психологической
характеристики личности. Эти аналитические
теории одаренности в силу свойственных
им механистических тенденций
С другой стороны, в
тех теориях общей одаренности,
в которых последняя берется вне
отношения к конкретным видам деятельности
и конкретным способностям, утрачиваются
черты интеллектуального облика реального
человека. Каждый человек, о котором вообще
можно с полным правом сказать, что он
умен, умен по-своему; ум его по-разному
проявляется в различных сферах деятельности
или областях применения. Специальные
способности определяются в отношении
к отдельным специальным областям деятельности.
Внутри тех или иных специальных способностей
проявляется общая одаренность индивида,
соотнесенная с более общими условиями
ведущих форм человеческой деятельности.
В конечном счете равно
несостоятельны как попытка свести одаренность
к простой механической сумме специальных
способностей, так и попытка свести общую
одаренность к внешнему противопоставлению
специальным способностям.
Лишь единство общих
и специальных свойств, взятых в
их взаимопроникновении, очерчивает истинный
облик одаренности человека. Несмотря
на многообразие своих проявлений,
она сохраняет внутреннее единство.
Доказательством этому служат многочисленные
случаи, которыми особенно богата наша
действительность, когда человек, выявивший
себя в одной области, при переходе
на другую работу и на ней проявляет
не меньшие способности. При этом
общая одаренность является не только
предпосылкой, но и результатом всестороннего
развития личности. Так же как образование
специальных способностей является
не только предпосылкой, но и следствием
разделения труда в историческом
плане и специализированного
образования в плане
Способности человека
реально даны всегда в некотором
единстве общих и специальных (особенных
и единичных) свойств. Нельзя внешне
противопоставлять их друг другу. Между
ними имеется и различие, и единство.
Это положение относится как
к взаимоотношению общих и
специальных умственных способностей,
так и к взаимоотношению общей
одаренности и специальных
Взаимоотношение общей
одаренности и специальных
Развитие реальной
личности совершается в конкретных
условиях; в соответствии с этим
совершенно специфично и индивидуализированно
развивается и одаренность. Одаренность
одного человека так же отлична от одаренности
другого, как различна и их жизнь. Способности
складываются в процессе развития; в процессе
развития происходит специализация одаренности,
в одном случае – меньшая, в другом – большая;
у одних – более, у других – менее равномерная,
в зависимости от направления и характера
обучения – более односторонне специализированного
или более всестороннего, политехнического,
более или менее совершенного. В результате
у одного человека можно констатировать
общую даровитость, которая проявляется
по разным направлениям, при отсутствии
специализированного таланта; у другого
способности в одном каком-нибудь направлении
оформились как уже определившийся талант.
Более раннее и успешное развитие одной
способности, опередившее развитие остальных,
создает новые предпосылки – путем привлечения
интереса к данной области, особенно успешного
продвижения в ней – для дальнейшего развития
способности, которая более или менее
значительно и ярко выступает у данного
человека. У третьего, наряду с одним особенно
ярко выявившимся и уже оформившимся талантом,
отчетливо наметился второй; развитие
идет преимущественно по двум основным
руслам.
Отношение между
общей одаренностью и специальными
способностями не является, таким
образом, каким-то статическим отношением
двух внешних сущностей, а изменяющимся
результатом развития. В процессе
развития возникает не только тот
или иной уровень, но и та или иная
– более или менее
Само развитие специальных
способностей является сложным процессом.
Каждая способность имеет свой путь развития,
в ходе которого она дифференцируется,
формируется и отрабатывается. Для каждой
из них конкретно, по-иному, специфично
ставится и вопрос о роли природных предпосылок;
для музыкального дарования, например,
в котором существенную роль играют качества
слуха, природные предпосылки имеют иное
значение, чем для теоретических способностей
в области науки.
Специфичность пути
развития специальных способностей
сказывается и на времени их выявления.
Можно эмпирически установить определенную
хронологическую
Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж.В.Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические. Почти все ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками. В качестве примеров можно назвать творчество Б.Паскаля, Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Ж.Л.Лагранжа, К.Ф.Гаусса, Э.Галуа и других.
Одаренность и уровень
способностей
Проблема одаренности
– это прежде всего качественная проблема.
Первый, основной вопрос – это вопрос
о том, каковы, способности человека, к
чему у него способность и в чем их своеобразие.
Но эта качественная проблема имеет и
свой количественный аспект.
Исследования различных
видов специальной одаренности
проводились по большей части
в связи с профессиональной ориентацией
и выявлением профессиональной пригодности.
Таковы, например, работы по одаренности
технической (Е.Кокса и др.), художественной,
изобразительной (Р.Эйлера), музыкальной
(Г.Ревеша, К.Сишора). В советской психологии
вопросу о музыкальных способностях посвящено
большое исследование Б.М.Теплова.196
Способности могут
различаться не только по своему качеству
или направленности, но и по своему
уровню или масштабу. У одного и
того же человека могут быть разные
способности, но одна из них может
быть более значительной, чем другие.
С другой стороны, у различных
людей наблюдаются одни и те же
способности, т.е. способности к одной
и той же деятельности, но эти
способности могут различаться.
В житейском обиходе,
когда говорят, например, об одаренных
детях, то разумеют по большей части
высокий уровень способностей; в
психологической литературе одаренность
обозначает вообще любой уровень
способностей. Под общей одаренностью
при этом разумеют уровень общих
способностей, проявляющихся как
способность к общему (общеобразовательному)
обучению, а под специальной одаренностью
уровень специальных
Особенно высокий
уровень одаренности обозначают
понятиями "талант" и "гений".
Талант и гений
различаются прежде всего по объективной
значимости и вместе с тем оригинальности
того, что они способны произвести. Талант
характеризуется способностью к достижениям
высокого порядка, но остающимся в принципе
в рамках того, что уже было достигнуто;
гениальность предполагает способность
создавать что-то принципиально новое,
прокладывать действительно новые пути,
а не только достигать высоких точек на
уже проторенных дорогах. Высокий уровень
одаренности, который характеризует гения,
неизбежно связан с незаурядностью в разных
или даже во всех областях. В качестве
примера универсализма, часто свойственного
гениям, достаточно назвать Аристотеля,
Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница,
М.В.Ломоносова, К.Маркса. Но и одаренность
гения имеет определенный профиль, и в
нем какая-то сторона доминирует, какие-то
способности особенно выявлены и оформлены
в ведущем направлении его творчества.
Означая уровень
способностей личности к обучению и
производительному труду, которые
формируются в ходе обучения и
трудовой деятельности, одаренность
лишь по ходу учебной и трудовой
деятельности и может быть определена.
Наиболее убедительным доказательством
значительности способностей человека
является значительность его достижений
в смысле их уровня и качества. Но
этот показатель при всей его очевидности
не дает возможности распознать и
должным образом оценить