Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:29, реферат
Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках
Ни одна способность
не является актуальной способностью
к определенной деятельности, пока
она не вобрала в себя, не инкорпорировала
систему соответствующих
Развитие способностей
у детей
Развитие способностей
у детей совершается в процессе
воспитания и обучения. Способности
ребенка формируются
Уже самые первые
проявления задатков превращают их в
элементарные, начинающие складываться
способности. Вместе с тем каждая
начинающаяся складываться способность
является как бы задатком для дальнейшего
развития способностей. Каждая способность,
проявляясь, вместе с тем развивается,
переходит на высшую ступень, а переход
ее на высшую ступень открывает возможности
для новых, более высоких ее проявлений.
Роль задатков в развитии различных
способностей различна. Она более
значительна и специфична, например,
в развитии музыканта, в даровании
которого существенную роль играют специфические
врожденные свойства слухового аппарата,
чем в развитии способностей ученого
литературоведа, историка или экономиста.
В развитии способностей
у ребенка существенным этапом является
развитие у него так называемой готовности
к обучению. <...> Эта готовность
в обучении и формируется, конечно,
на основе той подготовки, которую
дает дошкольное воспитание. Эта способность
к обучению не угасает в школьном
возрасте, как склонны утверждать
те, кто связывает ее с определенным
периодом возрастного созревания. Практика
массового обучения взрослых при
ликвидации безграмотности в Советском
Союзе это доказала. Но, конечно,
юные годы все же исключительно благоприятная
пора для учения; в процессе этого
учения совершается формирование способностей,
которые открывают более
В способностях детей
– как общих, так и специальных
– обнаруживаются многообразные
индивидуальные различия. Они проявляются
в успешности учебной работы, в
том, что различные ученики с
различной степенью совершенства справляются
с учебными заданиями, с разной глубиной
осваивают ту систему знаний, которой
они обучаются. Однако успешность саму
по себе никак нельзя превращать в
критерий одаренности. Различная успеваемость
разных учеников может быть обусловлена
многообразными причинами – интересом
к учебе, который сумел вызвать
педагог, предшествующей учебной подготовкой
и т.п., а вовсе не только их способностями.
Поэтому одни и те же успехи разных
учеников могут быть показателями различных
способностей, и при одних и
тех же или равных способностях их
успехи могут быть различны. Для
того чтобы сколько-нибудь обоснованно
заключать об одаренности детей
по успешности их работы, темпам их продвижения
и т.п., необходимо учесть условия
их развития, а не только его результаты.
Лишь соотнеся эти результаты с условиями,
при которых они достигнуты, можно,
исходя из успешности учебной работы детей,
опосредованно составить себе суждение
об их одаренности. <...>
В результате индивидуального
жизненного пути у человека формируется
– на основе задатков – индивидуально
своеобразный склад способностей.
Наличие более или
менее значительных индивидуальных
различий в способностях требует
и индивидуализированного подхода
к учащимся.
Вместе с тем, поскольку
успешность учебной работы учащихся
зависит в известной мере от их
способностей, а развитие, формирование
их способностей в свою очередь зависит
от того, как ребенок осваивает
передаваемые ему в ходе обучения
знания, перед педагогом встает задача:
учитывая способности учащихся во всем
их многообразии и индивидуальных особенностях,
вместе с тем и формировать
их в надлежащем направлении. <...>
Между всесторонним
развитием способностей и интересов
существует при этом теснейшая взаимосвязь:
с одной стороны, развитие способностей
совершается в деятельности, которая
стимулируется интересами, с другой
– интерес к той или иной
деятельности поддерживается ее успешностью,
которая в свою очередь обусловлена
соответствующими способностями. Эта
взаимосвязь не исключает, конечно,
и возможности противоречий между
интересами к тому или иному предмету,
склонностями к той или иной деятельности
и способностями. Бывает, как известно,
и так, что у человека, у подростка
складываются интересы, не отвечающие
его способностям. Но это случается
по преимуществу при слабовыраженных
способностях. Значительные способности,
подлинный талант обычно определяют
призвание человека, которое, переживаясь
как таковое, определяет и направленность
интересов.
Всестороннее развитие
интересов, означая нормальное развитие
человеческой личности, не исключает
особой собранности и