Организация игровой деятельности в условиях разновозрастной группы с учётом гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:48, статья

Описание

Очень важно внимательно изучить детское общество, группки играющих, руководить не отдельными детьми, а коллективом, складывающимся в той или иной игре мальчиков и девочек разного возраста.
Организация игры в дошкольном детстве неотделима от проблемы понимания воспитателем особенностей жизни и опыта своих воспитанников, их индивидуальных проявлений, на характер которых, безусловно, влияет пол ребёнка. Правильно организованное ролевое взаимодействие мальчиков с мальчиками, девочек с девочками, мальчиков с девочками в игре приводит к закономерному освоению детьми адекватного полоролевого поведения.

Работа состоит из  1 файл

статья игра в разновозрастной группе.docx

— 20.73 Кб (Скачать документ)

Организация игровой деятельности в условиях разновозрастной группы с учётом гендерного подхода

В дошкольном возрасте полоролевая социализация наиболее ярко проявляется в игровой деятельности и выражается в предпочтении мальчиками и девочками различных игровых сюжетов, ролей, игрушек, а также в явлении консолидации в играх со сверстниками своего пола. Игра  выполняет важную роль в процессе половой идентификации, так как в ней ребёнок стремится практиковать поведение ролевой модели [7, c. 42-43]. 

Организация содержательной, интересной для детей разного возраста жизни, как и решение широких педагогических задач, обеспечивается не только разнообразием  игр, но и развитием детского общества, в котором протекает игра. Очень  важно  внимательно изучить детское  общество, группки играющих, руководить не отдельными детьми, а коллективом, складывающимся в той или иной игре мальчиков и девочек разного  возраста. 

Организация игры в дошкольном детстве  неотделима от проблемы понимания воспитателем особенностей жизни и опыта своих  воспитанников, их индивидуальных проявлений, на характер которых, безусловно, влияет пол ребёнка. Правильно организованное ролевое взаимодействие мальчиков  с мальчиками, девочек с девочками, мальчиков с девочками в игре приводит к закономерному освоению детьми адекватного полоролевого поведения.

В результате исследования Т.А. Репина выявила,  различия в игровых интересах  мальчиков и девочек, особенно в  тематике сюжетно-ролевых игр. Например, у мальчиков любимые игры –  это военные, а у девочек –  семейно-бытовые. Так же исследования выявили различия и в том, что  игры мальчиков носят более активный характер, чем игры девочек, мальчики в играх больше двигаются, шумят [7, c. 43, 45].

 Поэтому необходимо учитывать  данные факты в организации  игровой деятельности дошкольников.  Так  для игр девочек необходимо  ограниченное пространство, а для  мальчиков – неограниченное, в  связи с высокой двигательной  активностью. Вследствие этого необходимо правильное «построение» игровой среды, выделяя следующие критерии:

  • Организация  автономно небольших, но богатых игровыми атрибутами уголков для статичных игр девочек, чтобы они могли осуществлять свои ролевые действия;
  • Обеспечение возможности движения, организация большого пространства для игр мальчиков, так как они более подвижны и именно оно необходимо для выполнения ролевых действий

Важным условием организации содержательной игровой деятельности детей в  разновозрастной группе является правильный подбор, рациональное размещение и  использование игрушек и пособий. Так же необходимо отметить, что  игровая среда должна отражать потребности  детей обоих полов. В  развивающую  среду должны входить игрушки  отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек:

  • Для мальчиков различные машинки, как обычные, так и с дистанционном управлением, различные роботы, самолёты, пистолеты, конструкторы и т.д. в зависимости от возрастных потребностей.
  • Для девочек, различные куклы – Барби, Кен, их семья, игрушечная мебель для  них и игрушечные домики для них, современные пупсы, игрушечная косметика, детская посудка и т.д. в зависимости от возрастных потребностей.

Игрушки и игровые материалы  лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет  помещение, необходимо выделить игровой  уголок для малышей и место  для игры старших.

Необходимо включать в среду  игривые атрибуты, которые также  как и игрушки, необходимы для  организации сюжетно-ролевых игр  в разных возрастных группах. Например:

  • Для игры «Дочки-матери»: игрушечный пылесос, утюг, телевизор, плита, стиральная машинка, разная крупа в баночках, сотовый телефон и др.;
  • Для игры «Парикмахер»: разные виды расчёсок, заколочек и ризиночек, украшения для волос, бигуди, игрушечные ножницы, фен, баночки, коробочки, журналы мод и др.;
  • Для игры «Доктор»: белый халат и шапочка, игрушечные шприцы, градусники, вата, бинты, коробочки и баночки из-под лекарств, подобие медицинских карт, бланки для рецептов, рекламки лекарств и др.;
  • Для игры «Магазин»: фартуки, бейджи с изображением профессий (продавец, кассир, охранник, рекламный агент и т.д.), игрушечная рация для охранника, муляжи овощей и фруктов, самодельно сделанные конфеты, печенье, деньги, кассовый аппарат, весы, кошельки, сумки и др.;
  • Для игры «Моряки»: фуражка для капитана, матроски для моряков, колпак повара, водолазное снаряжение, «инструменты» для починки корабля, «аптечка», спасательные жилеты, спасательные круги, игрушечный огнетушитель и др.;
  • Для игры «Гараж»: самостоятельно сделанная мойка для машин, «инструменты» для починки машин, спец. одежда для рабочих и др. [20]

В результате продуманной воспитательной работы, дети привыкают к установленному порядку, хорошо ориентируются в  своём игровом пространстве, играют, не мешая товарищам, используют игрушки  по назначению и прежде всего те, которые предназначены для определённой возрастной группы.

Осуществляя руководство играми детей  в разновозрастной группе, необходимо учитывать, что у детей разного  возраста разные умения в налаживании  игровых действий и отношений, разный опыт совместных игр и занятий.

В разновозрастной группе игры детей  не менее интересны и содержательны, чем в других группах. Особенно выигрывают младшие дети. Но, правильное отношение  между детьми разного возраста лучше  формируется там, где создаются  условия для удовлетворения потребностей и интересов всех детей.  Воспитателю  необходимо активно воздействовать на игру детей, продумывать, в каких  играх и кого с кем лучше  объединять, какие способы взаимодействий и взаимоотношений формировать, на какие положительные стороны  в поведении детей в играх опираться [1]. Также необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и гендерную принадлежность. Например, у девочек необходимо обогащать представления о ролевых действиях: мамы, врача, парикмахера, продавца и т.д., развивать умение комбинировать различные действия внутри одной роли, самостоятельно организовывать игровые взаимодействия с привлечением детей младшего возраста.

Для мальчиков важно подбирать  сюжетно-ролевые игры с героическим  содержанием в качестве средства воспитания основ мужественности. Также  через сюжетно-ролевую игру можно  научить мальчика конструктивно  разрешать конфликтные ситуации, воспитывать культуру общения. Для  будущего мужчины это крайне важно  – научиться созидательному поведению  в отношение с окружающим миром [7, c. 47].

При руководстве играми мальчиков  и девочек разного возраста, воспитывающихся  в одной группе, надо стремится к тому, чтобы мальчики и девочки имели возможность не только самостоятельно играть в разные виды творческих игр, но и могли по-разному в них объединяться. В смешанной группе необходимо поддерживать и оберегать игры детей одного возраста, имеющих более близкие интересы и возможности, способы установлений взаимодействий друг с другом, а также совместные игры детей разного возраста, которые в воспитательном отношении полезны, как для младших, так и для старших детей. Таким образом, воспитанники, девочки и мальчики готовятся не к стереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия друг с другом.

Таким образом,  при организации  игровой среды в группе, осуществляя  руководство игровой деятельностью  детей в разновозрастной группе, необходимо учитывать как возрастные особенности детей, так и их гендерную  принадлежность.

 

 


Информация о работе Организация игровой деятельности в условиях разновозрастной группы с учётом гендерного подхода