Организация социальной помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание

Цель. Выявить содержание социальной работы с женщинами и детьми, которые подверглись насилию в семье.
Задачи:
- показать женщин и детей как особую категорию жертв домашнего насилия
- рассмотреть социально-правовые основы социальной работы с жертвами домашнего насилия
- рассмотреть деятельность государственных и общественных структур по социальной реабилитации жертв домашнего насилия
- предложить пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, которые подверглись насилию в семье.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Женщины и дети как объект социальной защиты от домашнего насилия. 7
П.1.1 Женщины и дети как особая категория жертв домашнего насилия 7
П.1.2.Социально-правовые основы социальной работы с жертвами домашнего насилия 19
Глава 2. Организация социальной помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию. 25
П.1.2 Деятельность государства и общественных структур по социальной реабилитации женщин и детей – жертв домашнего насилия 25
П.2.2 Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье. 43
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49
Приложение 1. 51
Приложение 2 54

Работа состоит из  1 файл

насилие.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

1. Способствовать соблюдению  международных стандартов в области  прав человека, в особенности  тех, которые сформулированы в  Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, определившей насилие в отношении женщин как "любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, сексуальный или психологический вред или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни".

2. Признать, что насилие,  совершенное на основании полового  признака, в отношении женщин - домочадцев  или женщин, связанных близкими  отношениями с причинителем вреда, является насилием в семье.

3. Признать, что насилие  в семье является серьезным  преступлением против; личности  и общества, которое не извинимо  и не терпимо.

4. Установить законодательство, запрещающее насилие в отношении  женщин - домочадцев или женщин, находящихся в близких отношениях, защищающее жертв насилия и предотвращающее дальнейшее насилие.

5. Обеспечить жертвам  насилия максимум правовой зашиты.

6. Создать широкий  ряд гибких, неотложных, отвечающих  нуждам жертв насилия мер, включая меры, предусмотренные уголовным и гражданским законодательством, для наказания и предотвращения насилия в семье, обеспечивая в то же время защиту жертв насилия.

7. Обеспечить недискриминационное  применение уголовного законодательства  для удержания от правонарушений и для наказания лиц, совершающих насилие в отношении женщин - домочадцев или женщин, связанных близкими отношениями с причинителем вреда.

8. Создать подразделения,  программы, службы, протоколы и  обязанности, включающие, но не  ограничивающиеся следующим: убежища, консультирование, программы в области занятости в помощь жертвам насилия в семье.

Законодательным образом  закрепить создание и перечень всесторонних служб поддержки, включающих, но не ограничивающихся следующим:

а) программы, способствующие предотвращению и искоренению насилий в семье, включая работу по формированию общественного мнения и повышению уровня осведомленности в этой области;

б) неотложные службы помощи жертвам различных видов насилия  и их семьям;

в) программы поддержки, отвечающие специфическим потребностям жертв насилия и их семей;

г) программы просвещения, консультирования и психокоррекции для виновника насилия, жертвы и  других членов семьи, включая детей. 10. Расширить возможности правоохранительных органов в деле содействия жертвам насилия, обеспечения соблюдения закона в случае насилия в семье и профилактики дальнейших случаев насилия (предотвращать дальнейшие злоупотребления).

11. Обучать судей, прокуроров, полицейских и социальных работников  эффективным действиям в ситуациях, когда жертвам насилия в семье необходимы попечение о детях, экономическая поддержка и безопасность, а также в случаях, когда у жертв есть особые нужды, в том числе связанные с инвалидностью.

12. Подготовить консультантов  для содействия полиции, судам, жертвам насилия в семье, а также для коррекционной работы с лицами, совершившими насилие.

13. Добиваться большей  осведомленности местной общественности  и соседей о фактах и причинах  насилия в семье и поощрять  участие местной общественности  в искоренении этого явления.

      В сферу  действия закона о насилии  в семье включены следующие  категории отношений: жены, совместно  проживающие партнеры, бывшие жены  или партнеры, лица, находящиеся  в сожительстве, в том числе  те из них, кто не проживает  в том же самом доме, родственница (включая, но, не ограничиваясь сестрами, дочерьми, матерями), домашняя работница и члены их семей (ч.2.А).

     Кроме того, предлагаются механизмы подачи  жалоб на насилие в семье  исходящих от жертв насилия  (ч.3.Б). Подробно описываются действия сотрудников полиции, социальных работников, судебных органов (ч.3.А).

     Основным  международным документом по  правам ребёнка является Конвенция о правах ребёнка. Это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребёнка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени.      Конвенция о правах ребёнка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира.  Положение о защите ребёнка от грубого обращения и отсутствия о нём заботы изложено в ст. 19 Конвенции.

Государства, ратифицировавшие эту Конвенцию должны принимать  все меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления.

     Законодательство  Российской Федерации гарантирует  равенство прав и свобод ребёнка  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.17

     К законодательным  документам, регулирующим  права и свободы человека вообще, а так же непосредственно женщин и детей в нашей стране относятся:

- Конституция Российской Федерации. В ст. 2 заявлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В ст.21 говорится о том, что достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

- Семейный кодекс  Российской Федерации ст. 56, в которой говориться, о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей.

- Уголовный кодекс  Российской Федерации ст.134, 135. В  этих статьях говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а так же за развратные действия с несовершеннолетним. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством, попрошайничество. Кроме того в Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзорза детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношением с детьми ( ст.156 УК РФ).

     Ужесточена  ответственность за умышленные  преступления против жизни, здоровья  и половой неприкосновенности  граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.

- Федеральный закон  «О гарантиях основных прав  ребенка в Российской Федерации»  Настоящий закон устанавливает  основные гарантии прав и законных  интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребенка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности. Особое внимание при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям - жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи.

     Однако  нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами и детьми (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося.

К сожалению специальных  законодательных актов, которые  бы регулировали проблему насилия в  семье, на данный момент не существуют.

 

Глава 2. Организация социальной помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию.

П.1.2 Деятельность государства и общественных структур по социальной реабилитации женщин и  детей – жертв домашнего насилия

 

«Люди могут вместе совершить то,

что не в силах сделать  в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение

их сил может стать  почти всемогущим»

 

Д. Уэбстер.

 

      Специфика социальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия.

     Традиционные  меры, принятые в различных странах  предполагают: 
- предоставление убежища женщинам, а в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток и до полугода;  
- ведение просветительской работы среди населения;  
- телефонное консультирование;  
- предоставление женщинам полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи;  
- формирование поддерживающей среды. 
      В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание - учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом.18 
     В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяют следующие задачи:  по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.19

     В случае  реальной опасности для жизни  и здоровья женщины и ребенка  могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом  своих социальных услуг. Это учреждения  социальной  помощи  стационарного  типа.  В   них предоставляется  возможность  временного  пребывания  для  лиц,  попавших  в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для  детей  и  женщин.  Клиенты таких учреждений могут укрыться от семейной жестокости,  а  сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги,  помогают в случае необходимости в защите собственных прав, в трудоустройстве.

     Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Адресная  социальная   помощь состоит в выдаче  денег, продуктов и вещей,    может предоставляться неоднократно,  даже  регулярно. Оказание  экстренной   социальной   помощи заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье,  оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или  вещей. 

     Поддержание социального  функционирования может обеспечиваться  социально-психологической реабилитацией  и поддержкой женщин и детей  в трудной жизненной ситуации: мероприятия по переподготовке или переобучению, консультации или иная правовой помощью для защиты их прав. Например, подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится  сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности  обратиться  за  различными  видами  содействия  в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

    Задачи социального развития  могут обеспечиваться деятельностью  по поддержанию групп самопомощи  и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав женщин и детей, содействием занятости.        

     Эффективной технологией  является  создание  терапевтических   групп, состоящих  из лиц,  претерпевших семейное насилие,  члены которых  наилучшим   образом  могут поддержать  друг   друга,   достигнуть   более   высоких   результатов   под руководством специалиста по социальной работе в коррекции своей личности,  в защите своих социальных интересов.

     Более высокий уровень  работы — переход терапевтических  групп в группы  самопомощи,  т.е.  объединения  клиентов,  имеющие  более  длительное существование,  более  обширный  круг  проблем,  сильнее  воздействующих  на личность своих членов. Содействие социального  работника  в  создании  таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты  переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем. Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне  коррекции личностного восприятия, когда не меняются  травмирующие  обстоятельства,  но изменяется их восприятие  клиентом.  Так,  группа  «жены  наркоманов»  лишь косвенно может повлиять на пагубное пристрастие  своих  мужей,  но  клиентки ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях наркомании мужа.20 

     Содействие в занятости выражается в создании в ряде  центров   социального   обслуживания   цехов,   мастерских,   участков трудотерапии,  в  рамках   которых   женщины   и   подростки   имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов  поступает  в продажу, а средства  используются  на  улучшение  жизни  клиентов. 

      Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами  социальной работы, совместно с  сотрудниками различных сфер  социального комплекса: правоохранительными  органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и. т .п.

     Обратим внимание на работу учреждений социального обслуживания, оказывающих  помощь  женщинам и детям.

     В последние  годы  в  нашей  стране  активно   развивается   система   центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания.  Эти  центры действуют  преимущественно  в  системе  учреждении  Министерства   труда   и социального развития (в прошлом  Министерства  социальной  защиты  населения Российской Федерации), Комиссии по вопросам женщин, семьи и  демографии  при Президенте  Российской  Федерации,  Министерства  здравоохранения,   органов народного образования, комитетов по  делам  молодежи,  культуре,  туризму  и спорту. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать  в зависимости от местных условий.

Информация о работе Организация социальной помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию