Основные методы психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Содержание

1.Обозначите основные методы психологического исследования. 3
2.Опишите этические правила и нормы работы психолога5
3.Опишите этические правила и нормы работы психолога. 11
4.Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность. 18
5.Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП). 21
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Насимовой К.Ю.docx

— 55.72 Кб (Скачать документ)

Министерство науки  и образования РФ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

Специальность: Клиническая психология

Курс:  3

На  базе среднего образования

№ зачетной книжки: 177/08-фп030

Экзаменационная РАБОТА

по курсу ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Вариант   8

 

 

Выполнил: Насимова К. Ю.

Проверил: кандидат психол. наук,

доцент каф. ОПиИП,

Е.О. Шамшикова

 

Работа  представлена _____________

Оценка_________________________

 

 

НОВОСИБИРСК 2011

 Содержание

 

1.Обозначите основные методы психологического исследования. 3

2.Опишите этические правила и нормы работы психолога5

3.Опишите этические правила и нормы работы психолога. 11

4.Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность.  18

5.Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).  21

Литература 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обозначите основные методы психологического исследования

 

Основными методами получения  фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1. Наблюдение – древнейший  метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  • определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной  частью и в два других метода –  беседу и эксперимент.

2. Беседа как психологический  метод предусматривает прямое  или косвенное, устное или письменное  получение от изучаемого сведений  о его деятельности, в которых  объективируются свойственные ему  психологические явления. Виды  бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники  и психологические анкеты. Анамнез  (лат. по памяти) – сведения  о прошлом изучаемого, получаемые  от него самого или – при  объективном анамнезе – от  хорошо знающих его лиц. Интервью  – вид беседы, при которой ставится  задача получить ответы опрашиваемого  на определенные (обычно заранее  приготовленные) вопросы. В этом  случае, когда вопросы и ответы  представляются в письменной  форме, имеет место анкетирование. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

3. Эксперимент является  главным методом психологического  исследования – это активное  вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий, в которых  выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент, он  протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

  • корреляционный эксперимент
  • квазиэксперимент

Наряду с описанными методами психологического исследования большое  значение имеют и количественные и качественные методы оценки психических  процессов и методы измерения  уровня их развития:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опишите этические правила и нормы работы психолога

 

Современный уровень психологической  науки и практики, выросшая степень  их влияния на социальные и экономические  процессы, настоятельно требуют специальной  регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской  работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние  и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку.

Повышение эффективности  работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образования  и здравоохранения, исключение случаев  дискредитации психологии требуют  введения в практику этических принципов  и правил работы психолога. Это означает, что сегодня уровень профессионализма психолога определяется не только его  теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и  способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.

В перспективе, очевидно, отечественным  психологам предстоит ввести в свою деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются наши зарубежные коллеги практически во всем мире. Введение аттестации психологов, работающих в научно-практической области, выдача лицензий для психологической практики стоят на повестке дня. Обязательным условием при этом является знание и соблюдение этических принципов  работы психолога.

Обязанности и права психолога

  • Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной,      производственной жизни:
  • Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.
  • Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.
  • Улучшат качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.
  • Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.
  • Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.
  • Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.
  • Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.
  • Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.
  • Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами и законом «не навреди».
  • Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
  • Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.
  • Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.
  • Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.
  • Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.
  • Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.
  • Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.
  • Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей и рабочей среды.
  • Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, и в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.
  • Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Содержание принципов  и правил работы психолога.

 

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и  нравственных ценностях. Предпосылки  свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения  людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими  для деятельности психолога. Этические  принципы и правила работы психолога  формулируют условия, при которых  сохраняются и упрочиваются его  профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

Правило взаимоуважения психолога  и испытуемого. Психолог исходит  из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных  Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения  согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах  и способах использования полученной информации.

Правило безопасности для  испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие  методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния  испытуемого, не представляют его в  результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о  тех его психологических свойствах  и особенностях, которые не имеют  отношения к конкретным, согласованным  задачам психологического исследования.

Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование  и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить  их применение вне тех задач, которые  были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли  бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого  о характере передаваемой заказчику  информации и делает это только после  получения согласия испытуемого.

Принцип компетентности психолога  требует от психолога браться  за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет  практическими методами работы и  наделен соответствующими правами  и полномочиями выполнения психо-коррекционных  или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

 

Правило сотрудничества психолога  и заказчика.

 

Психолог обязан уведомить  заказчика о реальных возможностях современной психологической науки  в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах  и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться  ими при использовании методов  и материалов психологического характера.

 

Правило профессионального  общения психолога и испытуемого.

 

Психолог должен владеть  методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического  воздействия на таком уровне, который  позволял бы, с одной стороны, максимально  эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого  чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов  исследования и профилактики допустимо  только с разрешения врача или  с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может  только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации  по медицинской психологии.

 

Правило обоснованности результатов  исследования психолога.

 

Психолог формулирует  результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психологической  науке, подтверждая свои выводы предъявлением  первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением  компетентных коллег. При решении  любых психологических задач  проводится исследование, всегда опирающееся  на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

Принцип беспристрастности  психолога не допускает предвзятого  отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

 

Правило адекватности методик, применяемых психологом.

 

Психолог может применять  методики, которые адекватны целям  проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме  этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту  испытуемых.

Информация о работе Основные методы психологического исследования