Основные методы психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Содержание

1.Обозначите основные методы психологического исследования. 3
2.Опишите этические правила и нормы работы психолога5
3.Опишите этические правила и нормы работы психолога. 11
4.Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность. 18
5.Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП). 21
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Насимовой К.Ю.docx

— 55.72 Кб (Скачать документ)

Правило научности результатов  исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и  интерпретации данных, получившие научное  признание и не зависящие от его  научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального  положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит  любой другой исследователь такой  же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию  первичных данных, которые предъявляет  психолог.

 

Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.

Психолог передает заказчику  результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают  к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые  были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение  испытуемого, заказчика, коллектива, в  котором они сотрудничают.

Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что  материал, полученный психологом в  процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных  условий и должен быть представлен  таким образом, чтобы он не мог  скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую  науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и  кончая итоговым отчетом, указывать  не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий  из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются  фамилия, имя, отчество испытуемого, и  соответствующий ему код, известный  только психологу, оформляется в  единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в  недоступном для посторонних  месте и передается заказчику  по акту, если это необходимо по условиям работы.

Правило контролируемого  хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место  и условия их хранения, цели их использования  и сроки уничтожения.

Правило корректного использования  сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения  испытуемому результатов его  исследования, которые могут его  травмировать, и создать условия  для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера  об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных  психологом.

Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и  испытуемый были извещены об этических  принципах и правилах психологической  деятельности, целях, средствах и  предполагаемых результатах психологической  деятельности и принимали в ней  добровольное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опишите этические правила и нормы работы психолога

 

Социометрическая  процедура — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психологии — социометрии. С помощью социометрии оказывается возможным количественное измерение эмоциональных отношений в малых социальных группах и отражение их в виде социальных матриц, индексов, графиков.

Предметная область  социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Именно социометрия в сочетании со своими специфическими методами положила начало разработке теоретических и практических основ микросоциологии.

Суть общей  теории социометрии основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура). Социометрическая теория ставит своей целью выявление законов формирования и функционирования взаимодействий внутри малых социальных групп.

Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:

  • анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения на основе измерения степени сплоченности—разобщенности в группе;
  • изучать структуру микрогрупп и положение в них отдельных членов (так называемые социометрические позиции — относительный авторитет членов группы по признакам симпатии—антипатии);
  • обнаруживать внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью социометрического  опроса можно также установить величину социодинамического расхождения между  официальной (формальной) и неофициальной (неформальной, неявной, социометрической) структурами. Результаты социометрического  опроса выступают в качестве предпосылки и основы превращения старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразования его групп таким образом, чтобы его формальная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре. Наиболее плодотворно социометрический опрос используется при формировании команд. Кроме того, с помощью социометрического опроса можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Общая схема действий при  социометрическом исследовании заключается  в следующем.

После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются  основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых  людей в нежелании участвовать  в опросе. Когда вопросы или  критерии социометрии выбраны, они  заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Как правило, социометрический критерий — это критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы.

Он представляет собой  социометрический вопрос, в котором  опрашиваемым предлагается выбрать  одного или нескольких членов группы для той или иной совместной деятельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или  меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или  недоверия и т. д. Например, исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго, и т. д.».

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1а) Кого из своих  коллег по группе Вы попросили  бы в случае необходимости  предоставить помощь в подготовке  к занятиям (в первую, вторую, третью  очередь)?

16) Кого из своих коллег  по группе Вы не хотели бы  просить в случае необходимости  предоставлять Вам помощь в  подготовке к занятиям?

2а) С кем Вы поехали  бы в продолжительную служебную  командировку?

26) Кого из членов своей  группы Вы не взяли бы в  служебную командировку?

За) Кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т. д.)?

36) Кому из членов группы  тяжело будет исполнять обязанности  лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений

1а) К кому в своей  группе Вы обратились бы за  советом в трудной жизненной  ситуации?

16) С кем из группы  Вам не хотелось бы ни о  чем советоваться?

2а) Если бы все члены  Вашей группы жили в общежитии,  с кем из них Вам хотелось  бы поселиться в одной комнате?

26) Если бы всю Вашу  группу переформировали, кого  из ее членов Вы не хотели  бы оставить в своей группе?

За) Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

36) Кого из группы Вы  не хотели бы видеть на своем  дне рождения?

Социометрическая процедура  может проводиться в двух вариантах.

Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по отношению к другим членам группы в указанном примере будет равно (М — 1), где .М— число членов группы. Данная величина (М— 1) представляет собой максимальное теоретически возможное число выборов в группе и является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора.

Достоинством  данного варианта процедуры является то, что он позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы свыше 12—16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической  процедуры является большая вероятность  получения случайного выбора. Некоторые  испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Достаточно очевидно, что такой  ответ может иметь только два  объяснения: либо у испытуемого действительно  сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система  отношений с окружающими (что  маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и экспериментатору (что более вероятно).

Анализ подобных случаев  заставил некоторых исследователей попытаться изменить процедуру применения метода и таким образом снизить  вероятность случайного выбора.

Второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

№ п/п

Тип

Критерий

Выборы

 

 

 

1

2

3

 

п

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать  своим бригадиром?

1

2

3

 

п

 

 

б) Кого бы вы не хотели выбрать  своим бригадиром?

1

2

3

...

п

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

1

2

3

 

п

 

 

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

 

1

2

3

 

п

Информация о работе Основные методы психологического исследования