Основные методы психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Содержание

1.Обозначите основные методы психологического исследования. 3
2.Опишите этические правила и нормы работы психолога5
3.Опишите этические правила и нормы работы психолога. 11
4.Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность. 18
5.Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП). 21
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Насимовой К.Ю.docx

— 55.72 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы сделать  вывод об эффективности эксперимента, необходимо, чтобы результаты измерений, происходящих в ходе эксперимента, могли быть сравнимы с некоторым  эталоном. С этой целью наряду с  экспериментальной группой в  эксперименте участвует контрольная  группа. Экспериментальная группа —  это группа испытуемых, вовлеченных  в экспериментальную ситуацию, т. е. поставленных в условия, при которых  они подвергаются воздействию независимой  переменной, которая, согласно предположению, должна оказывать влияние на мысли, чувства или поведение. Контрольная  группа — это группа испытуемых, не подвергаемых действию независимой  переменной в эксперименте. Показатели зависимой переменной у этих испытуемых сравниваются с таковыми у испытуемых из экспериментальной группы, которые  подвергались воздействию независимой  переменной, на основе сравнения делается вывод о том, определяет ли независимая  переменная изменения зависимой  переменной.

"Прочие" переменные  экспериментальной ситуации, которые  должен контролировать экспериментатор,  называются внешними. Среди внешних  переменных выделяют;

1) побочные переменные - внешние переменные, порождаемые  систематическим смешением, ведущим к появлению неожиданных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);

  2) дополнительную переменную - внешнюю переменную. которая существенна  для изучаемой связи между  причиной и следствием.

 При проверке частной  гипотезы уровень дополнительной  переменной должен соответствовать  ее уровню в изучаемой реальности. Например, при изучении связи  уровня развития непосредственного  и опосредованного запоминания  дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае - дополнительная  переменная. Если же проверяется  общая гипотеза, то эксперимент  проводится при разных уровнях  дополнительной переменной, т.е.  с участием групп детей разного  возраста, как в известных экспериментах  А.Н. Леонтьева по изучению  развития опосредованного запоминания. 

Среди дополнительных переменных выделяют ключевую и контрольную  переменные. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется ключевой. Контрольной переменной называется дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной. Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор, варьируя независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную, количественную. Среди зависимых  переменных выделяется базисная переменная, т.е. та, на которую оказывает влияние  независимая переменная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.
  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2000. - 320с.
  4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник для ВУЗов. М.: Изд-во ЧеРо, 2001.
  5. Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2007. – 390 с.
  6. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Налимов В.В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. – М., 2008.
  8. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.
  9. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.: Изд-во МГУ, 1987.
  10. Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. Ч. 1 / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
  11. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С.545-552
  12. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.
  13. Фресс П. Экспериментальный метод: Пер. с франц. Вып. I-II // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 2007.
  14. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976. С.463
  15. Экспериментальная  психология. /Под ред. С. Стивенса  т1. - М., 1960.
  16. Экспериментальная  психология. /Под ред. С. Стивенса  т2. - М., 1963.
  17. http://flogiston.ru/

 

 


Информация о работе Основные методы психологического исследования