Основные методы психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1. Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Содержание

1.Обозначите основные методы психологического исследования. 3
2.Опишите этические правила и нормы работы психолога5
3.Опишите этические правила и нормы работы психолога. 11
4.Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность. 18
5.Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП). 21
Литература 24

Работа состоит из  1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА Насимовой К.Ю.docx

— 55.72 Кб (Скачать документ)

 

При опросе без ограничения  выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой  позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение  числа выборов для разных по численности  групп, но с заранее заданной величиной  Р(А) в пределах 0,14—0,25 можно произвести, пользуясь табл. 1.1

Таблица 1.1 Величины ограничения  социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение  и

 

 

Вероятность случайного выбора Р(А)

 

5-7

1

0,20-0,14

8-11

2

0,25-0,18

12-16

3

0,23-0,19


Обработка результатов. Социоматрица

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Любой способ обработки начинается с построения простейшей социоматрицы. Пример дан в табл. 1.2 для случая социометрического ограничения  а = 3. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. В первую очередь заполняются  таблицы результатов в отдельности  по деловым и личным отношениям.

Таблица 1.2 Пример социоматрицы

Фамилия

1

2

3

4 5

6

7 8

9

10

1

2

Иванов

+1

 

+2

 

+3

 

-1

2

Петров

+1 11

   

+3 +2 +2 +2+2

       

3

Сидоров

-1

+1 1

 

+2 +3 +3 +3

       

4

Данилова

 

+2

   

+1 111

   

+3

 

5

Александрова

+2

+1 1

 

+3

 

 

-3

 

-2

6

Адаменко

                   

7

Петренко

+1 11

   

+3

           

8

Козаченко

+1 1

 

+3

+2

           

9

Яковлева

 

+2

   

+ 1

 

+3

   

-1

10 Ко

Шумская

 

+2

+ 1

 

+3

     

-1

 

 

количество выборов

5 6

2

5

6

0

2

1

2

 

3

Количество баллов

4 | 9

4

13

12 0

0

3

2

-4


Примечание: + положительный  выбор; — отрицательный выбор.

По вертикали подписываются  с соответствующими номерами фамилии  всех членов группы, которая подвергается социометрическому опросу. По горизонтали  — только их номер. На соответствующих  пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый опрашиваемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами  —1, -2, —3 — тех, кого опрашиваемый не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный  или отрицательный выбор обводится  в таблице (независимо от очередности  выбора). После того как положительные  и отрицательные выборы будут  занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму  всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого  члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь  равняется +3 баллам (—3), во вторую — +2 (—2), в третью — + 1(—1). Эта общая алгебраическая сумма баллов для каждого опрашиваемого и определяет статус в группе.

Анализ социоматрицы по каждому  критерию дает весьма наглядную картину  взаимоотношений в группе. Могут  быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство  социоматрицы — возможность представить  выборы в числовом виде, что в  свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок  влияний в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дайте объяснение и характеристику основным параметрам теста: надежность, валидность, дискриминативность

Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью  изучается. "Валидность теста - важнейший  критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения  исследуемого свойства, а также насколько  тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой  проблеме". Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить. Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1) Практическая валидность  характеризует тест не столько  со стороны его психологического  содержания, сколько с точки зрения  его ценности в отношении достижения  определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют  подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая.  Тест с высокой прогностической  валидностью позволяет сделать  прогноз, насколько успешно испытуемый  будет выполнять определенную  деятельность впоследствии. Тест  с высокой совпадающей валидностью  позволяет ответить на вопрос: "Какова вероятность того, что  индивид Х обладает свойством  У в настоящий момент времени?"

2) Валидность по объему  отражает степень, в какой объем  теста выборочно репрезентирует  тот класс ситуаций или учебного  материала, относительно которого  должны быть сделаны выводы. Валидность  по объему показывает, в каком  объеме, в какой мере психическое  свойство отражено в методике.

3) Оценочная валидность  выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными  испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства  со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста  на валидность) тестов оценки  умственных способностей школьников  в качестве экспертов обычно  выступают учителя.

4) Внешняя валидность  означает, что впечатление, которое  создается у неспециалистов при  знакомстве со стимульным материалом  и сугубо внешней стороной  тестирования, соответствует заявленному  содержанию метода.

2. Требование надежности

Требование надежности - прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и  воспроизводимости результатов  при повторном исследовании. "Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем  же результатам при использовании  этого метода разными людьми или  при повторном применении данного  метода одним и тем же человеком  с целью оценивания одного и того же психологического свойства". О  высокой надежности метода говорят  в том случае, когда метод точно  измеряет то свойство, для измерения  которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) При повторном применении  метода к тем же самым испытуемым  в одних и тех же условиях  через определенный интервал  времени результаты обоих тестирований  существенно не различаются между  собой.

2) Действия случайных  посторонних факторов не оказывают  существенного влияния на результаты  тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное  состояние и утомление, если они  не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения  и др. Такие посторонние случайные  факторы еще называют факторами  нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении  метода к тем же самым испытуемым  через определенный интервал  времени в измененных условиях  результаты обоих тестирований  существенно не различаются между  собой. Под измененными имеется  в виду следующие условия: другой  экспериментатор, состояние респондента  и др.

За индекс надежности принимается  коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая  корреляция может быть результатом  тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших  изменений с испытуемым, а также  может свидетельствовать о ненадежности теста. Надежность взаимозаменяемых форм - повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой  ситуации необходима более точная валидизация  теста, как содержательная, так и  практическая.

3. Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ''максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1). Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного конструирования  теста можно обеспечить соответствующий  уровень дискриминативности, а это  именно то, в чем тесты значительно  выигрывают по сравнению с другими  формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может  быть использовано около девяти градаций, а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: ниже среднего, средний уровень и  выше среднего. Подобно этому, шкалы  ранжирования редко содержат более  девяти градаций. Это означает, что  испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опишите виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП)

 

 Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленное манипулирование факторами и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Факторы, участвующие в экспериментальном исследовании, называются переменными. Они подразделяются на два типа: независимая переменная и зависимая переменная. Переменная, которой манипулируют, подвергают изменению, называется независимой переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменения независимой переменной, называется зависимой переменной. Иными словами, эксперимент — это метод исследования, при котором исследователь изучает влияние одного класса переменных (независимых переменных) на другой класс переменных (зависимых переменных). При этом предполагается, что зависимая переменная должна изменяться как функция изменений независимой переменной. Измеряемые изменения зависимой переменной рассматриваются как «зависимые» от манипулирования независимой переменной. Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую  переменную можно рассматривать  как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в  психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и  дополнительные переменные, систематические  иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные  стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным  ошибкам. Таким образом, окончательное  схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

1. Независимая переменная 

2. Зависимая переменная 

3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость  между зависимой и независимой  переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую  вследствие воздействия иррелевантных  стимулов. Для уменьшения вероятности  воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится  проводить серию опытов.

Информация о работе Основные методы психологического исследования