Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа
Наиболее интенсивное развитие происходит у ребёнка в первые годы его жизни. В это время закладывается, так называемая основа для гармонически развитой личности. От того, в каких условиях она будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка.
Такая тема, как основные новообразования младенчества, очень важна для изучения развития ребёнка и разработки в дальнейшем методик, позволяющих это развитие сделать более совершенным.
1. Введение. стр. 2
2. Новорождённость. стр. 2
а. Развитие мозга младенца стр. 2
б. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. стр. 3
в. Образование условных рефлексов стр. 4
г. Особенности развития органов чувств. стр. 5
д. Развитие эмоций. «Комплекс оживления». стр. 5
3. Младенчество. стр. 6
а. Важность общения со взрослыми для развития ребёнка. стр. 7
б. Предпосылки усвоения речи. стр. 8
в. Мимика младенца. стр. 9
г. Развитие движений и действий. стр. 9
д. Развитие ориентировки в окружающем мире. стр. 11
е. Развитие памяти. стр. 12
ж. Мышление младенца. стр. 13
4. Выводы стр. 13
5. Заключение. стр. 14
6. Список используемой литературы. стр. 15
Содержание
1. Введение.
2. Новорождённость.
а. Развитие мозга младенца
б. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. стр. 3
в. Образование условных рефлексов стр. 4
г. Особенности развития органов
чувств.
д. Развитие эмоций. «Комплекс
оживления».
3. Младенчество.
а. Важность общения со взрослыми для развития ребёнка. стр. 7
б. Предпосылки усвоения речи.
в. Мимика младенца.
г. Развитие движений и действий.
д. Развитие ориентировки
в окружающем мире.
е. Развитие памяти.
ж. Мышление младенца.
4. Выводы
5. Заключение.
6. Список используемой
литературы.
1. Введение.
Наиболее интенсивное развитие происходит у ребёнка в первые годы его жизни. В это время закладывается, так называемая основа для гармонически развитой личности. От того, в каких условиях она будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка.
Такая тема, как основные новообразования младенчества, очень важна для изучения развития ребёнка и разработки в дальнейшем методик, позволяющих это развитие сделать более совершенным.
Цель курсовой работы — определение основных новообразований младенчества.
В младенческом периоде очень важно вовремя создать условия для формирования психологических качеств ребёнка. Каждый возрастной период детства имеет свои неповторимые достоинства, которые характерны только определённому этапу развития.
В младенческом возрасте очень важно заложить основу доверчивых отношений между ребёнком и взрослым, обеспечить психологически и эмоционально благоприятные условия для гармоничного развития ребёнка.
Действия, которыми ребёнок овладевает с помощью и под руководством взрослого, это «фундамент» для психического развития. Уже в младенческом возрасте решающим влиянием для развития психических процессов и качеств являются условия жизни ребёнка, его воспитания и обучения.
2. Новорождённость.
Младенчество начинается с периода новорождённости, длящегося около месяца. Этот период имеет огромное значение для всей последующей жизни ребёнка, а в дальнейшем и взрослого, так как его основным новообразованием является психическая жизнь, индивидуальная для каждого новорождённого, а в последующем и взрослого. Ребёнок рождается слабым, нуждающимся в ежеминутной помощи. Он мало двигается, почти всё время спит. У ребёнка ещё очень мало врождённых форм поведения. Все они ещё только должны сложиться. Ребёнок усваивает их уже при жизни. Но у него есть группа врождённых рефлексов, которые способствуют самосохранению и развитию организма. Эти процессы связаны с дыханием, кровообращением, температурой тела, пищеварением. Врождёнными являются такие рефлексы, как сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно — двигательные и другие рефлексы, проявляющиеся на втором месяце жизни ребёнка.
а. Развитие мозга младенца.
К моменту появления ребёнка на свет, мозг уже сформирован, но он ещё не развит в структурном и функциональном отношении. К четвёртому — пятому месяцу вес мозга у ребёнка удваивается, а к трём годам — утраивается (по сравнению с весом мозга новорождённого ребёнка). Но этот вес ещё мало говорит о внутреннем развитии центральной нервной системы. В первые годы жизни происходит интенсивный рост и развитие мозга ребёнка. При активном познавании мира ребёнком, межнейронные связи умножаются, создавая при этом разветвленную сеть нейронов в мозгу. Благодаря созданию этой сети, ребёнок становится способен расширять свои познания. Чем больше активизируется мозг, тем больше вступает в работу нервных клеток и, соответственно, больше образуется связей между ними.
Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорождённого почти такое же, как у взрослого человека, но они ещё незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и превращение его в мозг взрослого, заканчивается только с поступлением ребёнка в школу. Развитие и созревание мозга находится под мощнейшим влиянием различных внешних воздействий и впечатлений, получаемых ребёнком от окружающей его действительности.
б. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка.
Для того, чтобы увидеть, как развивается ребёнок, необходимо знать то, с чем ребёнок рождается на свет, понимать процессы его естественного развития по законам природы.
Рождение является для организма ребёнка большим потрясением. От существования в организме матери, т.е. в постоянной среде, ребёнок переходит в существование в воздушной среде, с огромным количеством различных раздражителей. [3]
Жизнь ребёнка в этих новых условиях обеспечивают врождённые механизмы. При рождении ребёнка нервная система уже готова к приспосабливанию организма к внешним условиям окружающей среды. Сразу после рождения включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Раздражение кожи — вызывает защитное отдергивание, мелькание какого — либо предмета перед лицом — зажмуривание, увеличение яркости света ведёт к сужению зрачка. Эти реакции — защитные рефлексы.
Так же у новорождённых обнаруживаются реакции, которые направленны на контакт с раздражителем. Это, так называемые, ориентировочные рефлексы. Наблюдениями установлено, что уже в период первого — третьего дня жизни ребёнка, источник света вызывает поворот головы к нему: в детской комнате роддома в солнечный день головки большинства новорождённых детей, повёрнуты в сторону света. Легко можно вызвать у ребёнка и ориентировочно – пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ и к щекам вызывает у голодного ребёнка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме того, у ребёнка обнаруживается несколько врождённых реакций: сосательный рефлекс — ребёнок начинает сосать вложенную ему в рот соску или палец; цеплятельный рефлекс — прикосновение к ладони вызывает у ребёнка реакцию схватывания; при прикосновении к подошвам ног начинает работать рефлекс отталкивания и некоторые другие рефлексы. [№ 5, стр. 98 — 99]
Новорождённый, ощущая запахи, реагирует на них поворотом головы, у него изменяются частота биения сердца и ритм дыхания. Такие же двигательные и физиологические реакции наблюдаются и у взрослых людей, при повышенном внимании и особом интересе к чему — либо.
Таким образом, ребёнок имеет определённое количество безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.
Большинство врождённых реакций необходимы ребёнку для жизни. Они помогают ему
приспосабливаться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам, для новорождённого становится возможным новый тип питания и дыхания. Если до рождения ребёнок развивается только за счет организма матери, то после рождения организм ребёнка переходит к самостоятельному оральному питанию (через рот и желудочно — кишечный тракт) и лёгочному дыханию. Это происходит рефлекторно. После того, как лёгкие наполняются воздухом, вся система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание начинает осуществляться самостоятельно, легко и свободно. Питание ребёнка происходит с помощью сосательного рефлекса. Очень большое значение имеет также установление автоматизма терморегуляции на рефлекторном уровне: организм ребёнка начинает всё лучше приспосабливаться к температурным перепадам.
Новорождённость — это единственный и уникальный период в жизни человека, когда наблюдается, в чистом виде, проявление врождённых, инстинктивных форм поведения, которые направленны на удовлетворение органических потребностей ребёнка(в кислороде, тепле и пище). [№ 5, стр. 99]. Эти органические потребности обеспечивают выживание ребёнка.
в. Образование условных рефлексов.
При созревании, кора головного мозга ребёнка активно участвует в регуляции поведения и развитии моторики. Из этого следует, что у ребёнка начинает развиваться высшая нервная деятельность, т.е. сложная система условных рефлексов. Основными закономерностями развития этой системы в младенческом возрасте является то, что:
Рефлексы | |
безусловные |
условные |
Врождённые |
Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма |
Относительно постоянны в течение всей жизни человека |
Образуются, изменяются или отменяются, когда становятся несоответствующими условиям жизни |
Реализуются по анатомическим путям, определённым генетически |
Реализуются по временным связям |
Свойственны определённым уровням ЦНС и преимущественно осуществляются её низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) |
Для образования и реализации в процессе жизни, требуют целостности коры большого мозга |
Каждый безусловный рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле, специфические раздражители |
Условные рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители |
Реагируют на действие раздражителя, которое уже нельзя избежать |
Приспосабливают организм к действию стимула, который ещё предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение. |
В начале второго месяца жизни ребёнка, условные рефлексы образуются на раздражения светом, начинают формироваться условные пищевые и защитные рефлексы на кожно — тактильные раздражители, а также условные защитные рефлексы на вкусовые вещества. Ранние условные рефлексы пока ещё очень слабо выражены. При равных условиях развития, раньше других становятся прочнее слуховой и вестибулярный анализаторы, затем зрительный, вкусовой, обонятельный, а позже всего развивается кожно — тактильный и проприоцептивный анализаторы.
Таким образом, главной чертой условно — рефлекторной деятельности ребёнка, необходимо считать, действующие на него, комплексные раздражители: например, «положение для кормления», при котором одновременно начинают возбуждаться такие рецепторы, как тактильные, проприоцептивные и вестибулярные.
г. Особенности развития органов чувств.
Основной особенностью новорождённого ребёнка, являются огромные возможности для усвоения нового опыта. Так как его органические потребности, в достаточной мере, удовлетворяются, то они теряют свое первостепенное значение, и постепенно начинают формироваться новые потребности (в получении впечатлений, в общении со взрослыми, в движении).
Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами, она начинает развиваться тогда, когда органы чувств ребёнка становятся готовы получать эти впечатления. Слуховой и зрительный аппараты у новорождённого ребёнка начинают работать с первого дня, но их работа несовершенна. Слуховые реакции вызывают только резкие звуки, зрительные же реакции вызывает только яркий свет, который находится вблизи. Но слух и зрение очень быстро совершенствуются. Постепенно ребёнок начинает следить глазами за предметами, которые движутся; потом останавливает свой взгляд и на неподвижных предметах. Он начинает постепенно реагировать на не очень резкие звуки (на голос взрослого). В ответ на эти раздражители возникает, пока ещё кратковременная, задержка импульсивных движений головы, ручек, ножек; прекращение плача ребёнка свидетельствует о слуховом и зрительном сосредоточении.
Особенность новорождённого в том, что развитие слуховых и зрительных рефлексов происходит у него быстрее, чем развитие движений. Уже в период новорождённости оказывается, что вполне возможно образование условных рефлексов. И это значит, что в установление связей ребёнка с внешним миром включаются высшие отделы мозга — кора больших полушарий. С первых дней жизни увеличивается вес мозга ребёнка, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки мозга, которые связаны с получением внешних впечатлений: за первые две недели жизни ребёнка площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в более чем в полтора раза.