Основные новообразования младенчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Наиболее интенсивное развитие происходит у ребёнка в первые годы его жизни. В это время закладывается, так называемая основа для гармонически развитой личности. От того, в каких условиях она будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка.
Такая тема, как основные новообразования младенчества, очень важна для изучения развития ребёнка и разработки в дальнейшем методик, позволяющих это развитие сделать более совершенным.

Содержание

1. Введение. стр. 2
2. Новорождённость. стр. 2
а. Развитие мозга младенца стр. 2
б. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. стр. 3
в. Образование условных рефлексов стр. 4
г. Особенности развития органов чувств. стр. 5
д. Развитие эмоций. «Комплекс оживления». стр. 5
3. Младенчество. стр. 6
а. Важность общения со взрослыми для развития ребёнка. стр. 7
б. Предпосылки усвоения речи. стр. 8
в. Мимика младенца. стр. 9
г. Развитие движений и действий. стр. 9
д. Развитие ориентировки в окружающем мире. стр. 11
е. Развитие памяти. стр. 12
ж. Мышление младенца. стр. 13
4. Выводы стр. 13
5. Заключение. стр. 14
6. Список используемой литературы. стр. 15

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Основные новообразования младенчества.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

     Особое выражение обретает лицо младенца, когда ребёнок наблюдая за действиями взрослого, вдруг останавливает взгляд на глазах смотрящего на него взрослого. Возникает впечатление неожиданно мудрого младенца. Это впечатление тут же снимает беззубая младенческая открытая улыбка. [№ 5, стр. 108 — 109]

 

 

г. Развитие движений и действий

     На протяжении первого года жизни, ребёнок достигает больших успехов, овладевая навыками передвижения в пространстве, и простейшими действиями с предметами. Он научается держать голову, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; сначала он пытается тянуться к предметам, схватывать и удерживать их; затем, действовать с предметами — размахивать, бросать, стучать о кроватку. Все эти движения и действия ведут к постепенному овладению разными формами поведения. При неблагоприятных условиях воспитания, у ребёнка  складываются и закрепляются виды движений, которые тормозят дальнейшее развитие. Это рассматривание руки, поднесённой к лицу, сосание пальцев,  раскачивание на четвереньках.

     Для того, чтобы движения и действия ребёнка развивались успешно, необходимо постоянное непрекращающееся внимание со стороны взрослых.[3]

     Важную роль в жизни ребёнка, играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем и ходьбой), хватанием предметов и манипулированием с ними.

     Ползание — это первый вид самостоятельного передвижения ребёнка. У большинства детей оно возникает к концу первого — началу второго полугодия жизни, когда дети пытаются достать игрушку, привлекающую их внимание. Ребёнок тянется к игрушке то одной, то другой рукой и, пытаясь её захватить, немного продвигается вперёд. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально низкое ползание на животе, постепенно сменяется высоким ползанием на четвереньках.

     Самостоятельной ходьбе — предшествует долгий период времени, в течение которого ребёнок учится вставать на ножки, стоять, держась за что — либо, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой на руку взрослого. Так как ребёнок уже владеет ползанием, он не нуждается в ходьбе, чтобы передвигаться с места на место. В побуждении ребёнка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений большую роль играет взрослый.

     К девяти месяцам ребёнок становится на ножки, начинает самостоятельно делать первые шаги. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребёнка, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздвоение социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведёт ребёнка, а он ведёт маму, куда хочет. Ходьба –  это также основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

     Хватание. Развитие хватания начинается на третьем — четвёртом месяце жизни. Ребёнок, лёжа в кроватке или манеже, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками попавший в руку угол пелёнки. Если взрослый вкладывает в руку ребёнка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребёнок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он часто промахивается, а если и достаёт игрушку, то лишь задевает её, а захватить не может. Только к концу четвёртого месяца, дети  начинают свободно доставать, захватывать и удерживать висящую игрушку, а к шести месяцам уже могут спокойно достать её одной рукой. Но это не значит, что ребёнок полностью овладел хватанием. Хватание ещё очень несовершенно. Все предметы, до которых достаёт ребёнок, он пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.

     Во втором полугодии первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: во — первых, у ребёнка происходит уточнение движения руки к предмету и, во — вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребёнок постепенно переходит к удерживанию предмета пальцами. Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к восьми месяцам, но прямым, без отклонений, оно становится только к концу года. Схватывание и удерживание предмета пальцами формируется на седьмом — восьмом  месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете всё больше зависит от того, какой предмет берёт ребёнок: мяч берёт растопыренными пальцами, при удерживании кубика пальцы располагаются по его граням, шнурок — кончиками большого, указательного и среднего пальцев.

     Манипулирование. Как только ребёнок научается удерживать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень примитивны. Младенец схватывает предмет и, немного подержав его, выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Этому предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке, ребёнок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций ребёнка является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребёнка.

     Но вскоре манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают тот или иной результат — перемещение игрушки в пространстве, её приближение и удаление, бренчание погремушкой. Ребёнок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить.

     Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Пример такого действия — постукивание  одной погремушкой о другую. Направленность ребёнка на результат при этом становится  явной: малыш упорно старается приблизить один предмет к другому, положить, поставить  один на другой, всунуть или вложить один в другой. Таким образом, результатом, к которому ведёт действие, теперь становится попадание предмета в определённое место необходимое ребёнку. Добившись результата, ребёнок, повторяя действие, получает его вновь и вновь.

    К концу первого года жизни в манипуляциях ребёнка с предметами появляется новая важная особенность. Действия в основном остаются такими же, как и раньше, только выполняются они более точно. Но теперь ребёнок пытается повторить действие, которое ему знакомо, на всех предметах, иногда изменяя само действие в зависимости от особенностей этих предметов.

     Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении достигаемых результатов. [№ 5, стр. 112]

      С того момента, когда у младенца возникает направленность на результат действия, манипулирование включает в себя непрерывное открытие в предметах всё новых и новых свойств.

 

 

д. Развитие ориентировки в окружающем мире.

     По мере того, как ребёнок овладевает новыми видами движений, происходит формирование ориентировки ребёнка в окружающем пространстве.  Ориентировка ребёнка носит цельный характер — в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, память. восприятие, мышление.

      Ребёнок ещё не может воспринимать предметы и их свойства, представлять их себе, думать о них, предвидеть результаты своих действий с ними. Это возникает постепенно, в ходе знакомства с окружающим миром. И главным средством такого ознакомления служат сами движения и действия младенца.

     Во втором полугодии происходит постепенное появление действий, направленных на обследование окружающего пространства и находящихся в нём предметов.

     К началу младенчества возникает слуховое и зрительное сосредоточение, совершенствование зрения и слуха продолжается. К трём — четырём месяцам это совершенствование в основном заканчивается. Ребёнок уже может свободно следить за предметами, которые движутся в любом направлении с различной скоростью и на любом расстоянии. Он уже может сосредотачивать взгляд на предмете. Возникают инициативные движения глаз — перевод взгляда с одного предмета на другой, без всякой причины.

     Слуховое сосредоточение тоже становится более длительным. Его вызывают любые негромкие звуки, которые привлекают младенца. Слух и зрение начинают выполнять координационную функцию: ребёнок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаётся звук, ищет глазами его источник.

     Ребёнок стремится к слуховым и зрительным впечатлениям, получает от них удовольствие. Его взгляд привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, а слух — звуки музыки, человеческой речи, различные шумы. Разные цвета привлекают младенцев в разной степени, предпочтительными оказываются яркие и светлые. Дети этого возраста чувствительны ко всему новому: если рядом с предметами, на которые ребёнок часто смотрит, поместить новый, который отличается от них по цвету или форме, ребёнок, заметив его, переключается на новый предмет, надолго сосредоточивая на нём взгляд.

     Следовательно, зрительный мир ребёнка состоит из сменяющихся впечатлений, которые различаются между собой. Эти впечатления младенец сначала не связывает с расположенными в пространстве предметами: предмет, показанный с необычного места или в необычном положении (например, перевёрнутым), кажется ему новым.

     Когда у младенца начинают совершенствоваться различные виды движений и действий, перед зрением встаёт новая задача: оно должно направлять и регулировать поведение — передвижение в пространстве, хватание, манипулирование предметами. Но, оказывается, что зрение к этому не готово. Оно может только побуждать ребёнка к действию, вызывать стремление приблизить к себе привлекательный предмет (или приблизиться к нему). Но оно пока ещё ничего не может сказать о том, как это сделать.

     Чтобы успешно подползти к предмету, схватить его, передвинуть с места на место, нужно учитывать очень многое — направление, форму предмета, расстояние, их величину, вес, и многое другое. Глаз ребёнка этого ещё не улавливает. Ребёнок получает разные впечатления от предметов, но в чем состоит разница и что она означает, ребёнку ещё только предстоит выяснить. Такое выяснение идёт на протяжении всего детства. В младенчестве оно только начинается.

     С разнообразными свойствами предметов — их формой, величиной, весом, устойчивостью и другими, младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. Изменение расположения пальцев в то время, когда рука ребёнка тянется к предмету и берёт его, служит показателем ориентировки ребёнка. Пальцы начинают постепенно приспосабливаться к форме и величине, уже на самом предмете: на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Возникает зрительное восприятие формы и величины, которое уже само может направлять практическое действие с предметом.

     Но к восьми — девяти месяцам ребёнка начинают привлекать не только действия и их результаты, но и сами по себе свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Это видно по тому, как ребёнок начинает относится к новым предметам. Всё новое вызывает у ребёнка интерес на протяжении младенчества. Как правило, он производит манипуляции с новой игрушкой охотнее, чем со старой. Однако до известного момента незнакомый предмет — только новый предмет для выполнения с ним привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребёнок, как бы, «исследует» его: ощупывает поверхность, переворачивает предмет, медленно его двигает, а затем уже применяет привычные формы манипулирования.

     Наиболее явно внимание ребёнка к свойствам предметов, обнаруживается к концу года, когда он пытается применять усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим сходные свойства (толкает палочкой шарик, колёсико).

 

 

е. Развитие памяти младенца.

     В течении всего первого года жизни ребёнка, активно развиваются не только движения и восприятие, но и различные виды памяти – эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. Для новорождённого ребёнка этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные, в эмоциональном отношении, объекты. В полтора — два месяца появляется и моторная память, ребёнок уже может запомнить, повторить какое — то движение, у него начинают появляться определённые привычные жесты, начало будущих двигательных операций. В четыре месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых ему предметов, а в восемь — девять месяцев и воспроизведение того, что ребёнок видел ранее. Как появление моторной памяти влияет на организацию движений, на локомоции детей, так появление образной памяти имеет огромное значение для его общения и формирования мотивационной сферы. По мере развития узнавания, ребёнок начинает различать и окружающих его взрослых людей. Становится разнообразной и его реакция на них – оживление на знакомых для ребёнка взрослых, сменяется переменой настроения и даже плачем, при появлении незнакомых людей. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше зависит от наличной ситуации, так как у него появляются и устойчивые желания, которые связаны с объектами или ситуациями, сохранившимися в его памяти. Так и появляются постоянные побуждения и мотивы, направляющие деятельность ребенка.

 

 

ж. Мышление младенца.

     При постоянно меняющихся впечатлениях, для ребёнка  предметы начинают выступать, как что — то постоянно существующее в окружающем его мире. Ребёнок начинает понимать, что они имеют определённые свойства.

     Первоначально, у детей отсутствуют представления о постоянных предметах: предмет, исчезнувший из поля зрения шести — семимесячного ребёнка, как бы перестаёт существовать для него, ребёнок даже не пытается его не искать.

     Позже, в девять — десять месяцев, дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимая, что эти предметы не перестали существовать, а просто находятся в другом месте. К этому же времени дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве: перевёрнутые предметы, предметы, показанные в необычном месте, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них.

Информация о работе Основные новообразования младенчества