Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, курсовая работа
Наиболее интенсивное развитие происходит у ребёнка в первые годы его жизни. В это время закладывается, так называемая основа для гармонически развитой личности. От того, в каких условиях она будет протекать, во многом зависит будущее ребёнка.
Такая тема, как основные новообразования младенчества, очень важна для изучения развития ребёнка и разработки в дальнейшем методик, позволяющих это развитие сделать более совершенным.
1. Введение. стр. 2
2. Новорождённость. стр. 2
а. Развитие мозга младенца стр. 2
б. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребёнка. стр. 3
в. Образование условных рефлексов стр. 4
г. Особенности развития органов чувств. стр. 5
д. Развитие эмоций. «Комплекс оживления». стр. 5
3. Младенчество. стр. 6
а. Важность общения со взрослыми для развития ребёнка. стр. 7
б. Предпосылки усвоения речи. стр. 8
в. Мимика младенца. стр. 9
г. Развитие движений и действий. стр. 9
д. Развитие ориентировки в окружающем мире. стр. 11
е. Развитие памяти. стр. 12
ж. Мышление младенца. стр. 13
4. Выводы стр. 13
5. Заключение. стр. 14
6. Список используемой литературы. стр. 15
Но созревание мозга не может обеспечить быстрое развитие органов чувств новорождённого. Это развитие должно происходить под влиянием внешних впечатлений. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорождённости — это упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Но развитие ребёнка резко замедляется, если у него в это время отсутствует достаточное количество внешних впечатлений. Если ребёнок получает достаточно впечатлений, то ориентировочные рефлексы быстро развиваются (появляется слуховое и зрительное сосредоточение), создается базис для овладения ребёнком движений и формирования у него психических качеств и процессов.
Источником слуховых и зрительных впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка, становится близкий ему взрослый. Поднося к лицу ребёнка различные предметы, наклоняя к нему своё лицо, разговаривая с ребёнком, взрослый тем самым, активизирует его ориентировочные реакции.
в. Развитие эмоций. «Комплекс оживления»
Новорождённый начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик — результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. [№ 5, стр. 102]В первые дни жизни, ребёнок криком отвечает на любые неприятные ощущения, которые связанны с его потребностями: основанием для крика служат голод, мокрые пелёнки и другие неприятные ощущения... Плач становится естественным выражением всякого рода страдания.
Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые проявления положительной эмоции, в виде улыбки, наблюдаются в конце первого — начале второго месяца жизни, причём улыбка возникает либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на ласковые слова — слуховое сосредоточение, которые обращены к ребёнку, и улыбку взрослого. Из этого становится понятно, что для того чтобы возникли положительные эмоции, недостаточно только удовлетворения органических потребностей маленького человека. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает такие условия, при которых ребёнок может испытать радостное возбуждение. Это возбуждение вызвано у ребёнка получением впечатлений, связанных со взрослым человеком.
Начало младенчества совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Этот переход находится между вторым и третьим месяцами жизни ребёнка, он проявляется в выделении взрослого человека, как главного элемента окружающей действительности.
Первая форма реагирования именно на взрослого человека (на его лицо или звук его голоса) появляется ко второму — третьему месяцу. В психологии она получила название «комплекс оживления». Он включает в себя три составляющих:
- улыбка: первые улыбки могут появиться на первой неделе второго месяца жизни. С возрастом улыбка ребёнка начинает меняться. Первые улыбки лёгкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Через некоторое время ребёнок начинает улыбаться спокойно, с серьёзной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживлённая, широкая, с открыванием рта и подвижной мимикой;
- вокализация : ребёнок вскрикивает навстречу взрослому, гулит, лепечет;
- двигательные реакции, оживление: вначале «комплекс оживления» выражается скашиванием глаз на взрослого, поворачиванием головки, слабыми движениями ручек и ножек. С развитием комплекса, ребёнок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок, выгибать спинку. В более развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.
Комплекс оживления — это выражение появившейся незаменимой потребности в общении со взрослым – первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. [№ 5, стр. 103]
Итак, основным новообразованием периода новорождённости является развитие индивидуальной психической жизни новорождённого. Набор поведенческих реакций ребёнка, с которым он входит в новый возрастной период, достаточно широк: на протяжении первых недель жизни ребёнок учится находить грудь матери, совершенствуется его способность сосать, он уже научается подносить ко рту и сосать собственный кулачок, фиксировать взглядом и прослеживать, медленно двигающиеся перед глазами, предметы, удерживать голову в положении лёжа на животе, а также улыбаться при виде человеческого лица. К концу периода новорождённости ребёнок поворачивает голову на человеческий голос, начинает прислушиваться к речи взрослого,.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребёнка — кормит, переворачивает его с одной стороны на другую, купает. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки, перемещают в пространстве, дают дотрагиваться до предметов, а затем и схватывать их. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
Уже в «комплексе оживления» обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребёнка ко взрослому, удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение со взрослым сказывается на хорошем настроении ребёнка. Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребёнка. К четырём – пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг и плач.
Младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. [№ 5, стр. 97]
а. Важность общения со взрослым для развития ребёнка.
При правильных методах воспитания непосредственное общение, общение ради общения, которое характерно для начала младенческого возраста, начинает постепенно уступать место общению по поводу игрушек, предметов, перерастающее в совместную деятельность взрослого и ребёнка. Взрослый вводит ребёнка в новый для него предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует различные способы действия с ними, часто помогает ребёнку выполнить действие, при этом направляя его движения.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка состоит: во — первых в том, что взрослый как бы руководит действиями младенца; и во — вторых в том, что младенец, если он не может сам выполнить какое — либо действие, начинает обращаться к помощи взрослого. [5]
Большое значение имеет и,развивающаяся на протяжении младенчества, способность подражать действиям взрослого. В восемь — девять месяцев ребёнок начинает внимательно следить за движениями и речью взрослого, пытаясь воспроизводить показанное ему действие.
Действия, которым ребёнок учится под руководством взрослого, создают основу для дальнейшего психического развития.
Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослым. В общении всегда происходит взаимодействие взрослого и ребёнка, когда действие одного предполагает ответное действие другого. В первое время, после рождения, потребность в общении с окружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает под воздействием двух условий:
- первое условие — нужда младенца в уходе и заботе окружающих (только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребёнок может выжить в тот период), но это ещё не является потребностью в общении. В первые дни после рождения, ребёнок научается использовать взрослых для устранения дискомфорта, а так же и для получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, движений, захватывающих всё его тело. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, ещё нет общения;
- второе условие — поведение взрослого, обращённое к ребенку. Взрослый, с первых дней появления ребёнка на свет, начинает общаться с ним. Он разговаривает с младенцем и ждёт любого ответного знака, по которому можно судить, что ребёнок включился в общение. [№ 5, стр. 105]
Важным средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные движения).
Но взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребёнка, учит его действовать с предметами. Он, определённым образом, оценивает поведение ребёнка, поощряет его улыбкой, начинает хмурить брови и грозить пальцем, если малыш поступает не так, как надо. Благодаря этому ребёнок постепенно, от раза к разу, усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. [№ 5, стр. 105]
Нарастающая потребность в общении со взрослым, начинает вступать в противоречие с возможностями общения. Это противоречие разрешается за счёт понимания человеческой речи, а затем и её овладением.
б. Предпосылки усвоения речи.
При, всё более увеличивающейся потребности ребёнка в общении, создаётся основа для возникновения у ребёнка подражания звукам человеческой речи. Ребёнок затихает, начинает прислушиваться, если взрослый начинает с ним говорить. После трёх месяцев, когда ребёнок находится в хорошем настроении, он постоянно издает звуки, лепечет, гулит. Часто гуление и лепет становятся намного сильнее, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец начинает и сам прислушиваться к ним. [№ 5, стр. 106]
Взрослые, подходя к младенцу, начинают общаться с ним, как бы стараясь вызвать ответную реакцию ребёнка. Очень рано малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи. Эмоциональное состояние поднимает общую активность ребёнка. Во втором полугодии первого года жизни нормально развивающийся здоровый ребёнок много и с удовольствием гулит и лепечет: подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам, произнесённым взрослым.
Через лепет малыш выражает готовность к общению, учится произносить и различать новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребёнку, поэтому его лепет может продолжаться иногда и всё время, пока он бодрствует. Значение лепета, для зачатка развития речи младенца, огромно. Лепету сопутствует постепенное совершенствование владения губами, языком, дыханием.
В первые месяцы жизни ребёнка взрослые используют речь, чтобы передать своё эмоциональное отношение к ребёнку; а с середины младенческого возраста, они стараются создавать специальные условия для развития понимания речи. Понимание ребёнком речи сначала возникает на основе зрительного восприятия. Процесс обучения детей пониманию речи обычно строится следующим образом. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где киска (мишка...)?» Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого. Обычно, предмет который назвали, сразу же показывают. В результате многочисленных повторений, возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на который он указывает. Формирование этой связи начинается с общей реакции на место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческом возрасте интонация вопроса, обращенного к ребёнку, определяет понимание речи.
К концу первого года жизни, у ребёнка возникает связь между названием предмета и самим предметом. Связь выражается в активном поиске предмета и нахождении его. Это начальная форма понимания речи.
Ребёнок ищет названный предмет не для того, чтобы взглянуть на него, а для того, чтобы продолжить общение со взрослым. Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого доставляет малышу большую радость.
Реакция на слово, которое обозначает предмет, зависит от развития возможностей ребёнка: вначале он просто смотрит на предмет, позднее — стремится к нему и, в конце концов, даёт требуемый предмет взрослому или указывает на предмет.
К концу первого года, в ответ на слово взрослого, у младенца может возникнуть и речевая реакция. С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов, ребёнок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий всё новых и новых предметов.
Таким образом, к концу младенческого возраста, усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребёнка со взрослым, что является одним из основных новообразований младенческого возраста.
Основные этапы развития речи в младенчестве
Средний возраст |
Наблюдаемое поведение ребёнка |
12 недель |
Улыбается, когда с ним разговаривают, гулит |
16 недель |
Поворачивает голову на звук человеческого голоса |
20 недель |
Издаёт во время гуления характерные гласные и согласные звуки |
6 месяцев |
Гуление переходит в лепет, в котором представлены все звуки человеческой речи |
8 месяцев |
Повторяет отдельные слоги (например: ма-ма) |
12 месяцев |
Понимает некоторые и может произносить отдельные слова |
18 месяцев |
Произносит до 50 слов |
в. Мимика младенца.
На протяжении всего младенческого возраста у ребёнка меняется подвижность лица. При рождении, лицо младенца отражает реакции его организма. Первые три месяца на лице отражается мимика неудовольствия. На третьем месяце появляется улыбка. С развитием ребёнка выразительность его лица становится более разнообразной и более определённой. Появляются не только фиксированные выражения удовольствия в виде улыбки и смеха, но и такие выражения: как настороженность, готовность к испугу, к капризу, к шалости и много других. Младенец обретает большую выразительность в мимических действиях, которые носят как врождённый, так и приобретённый сигнальный характер. [№ 5]