Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание

Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество – вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность. Внимательное изучение различных групп и коллективов, встречающихся человеку на этом пути, представляется очень важным для понимания того, какой личностью он вырастет.

Содержание

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ.
1.1 ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
1.2 КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2. Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов
3. Практическая реализация концепции воспитания в коллективе в современной школе
4. Включенность личности в коллектив
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Воспитание личности в коллективе (28 листов).docx

— 46.65 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ.
    1. ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
    2. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  2. Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов
  3. Практическая реализация концепции воспитания в коллективе в современной школе
  4. Включенность личности в коллектив

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно  добавить: «Посеешь коллектив –  пожнешь личность». Каким станет наше общество завтра – зависит  от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ребенок находится в течение  значительной части своей жизни, является школьный класс. Знание его  психологии, механизмов  влияния на личность имеет поэтому очень важное значение. Чем глубже учитель поймет психологию классного коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей.

Становление личности школьника происходит в  его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество – вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность. Внимательное изучение различных групп и коллективов, встречающихся человеку на этом пути, представляется очень важным для понимания того, какой личностью он вырастет.

 

 

 

 

 

 

 

              1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ.

 

Ученический коллектив наряду с педагогикой  изучает социальная психология. Его основные проблемы достаточно сложны, разнообразны и охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов : от сравнительно элементарных форм совместного поведения – согласованных действий людей в их совместной деятельности и единообразных реакций на находящиеся вне коллектива различные «социальные стимулы» - до сложных форм общественного, собственно коллективного поведения – разработки планов и программ, которые людям приходится вместе выполнять. Несмотря на насчитывающий десятилетия опыт научных исследований, немногие из этих проблем можно считать удовлетворительно решенными.

Время, однако, не ждет. Школьной практике крайне необходимы сведения об ученическом коллективе, его психологии. Они могут быть почерпнуты из социальной психологии малых групп и коллективов, представляющей сейчас одно из активно развивающихся  направлений научных и прикладных знаний.

Социальная  психология – сравнительно молодая  наука, заявившая о себе во второй половине прошлого века. Сначала объектом её исследования были психологические  особенности больших объединений  людей: народов, наций и классов. Затем пристальное внимание к  себе привлекли так называемые массовидные психологические явления: слухи, паника, коллективные эмоции, поведение толпы. Потом возник интерес к сравнительно небольшим по численности общностям людей – малым группам – и, наконец, к коллективу как малой группе особого рода, которой свойственны высокий уровень развития человеческих отношений и полезность  для общества ее деятельности.

Направление «современная психология коллектива»  активно развивается начиная со второй половины 1960 – х гг. Она вобрала в себя достижения советской педагогики коллектива, связанные с трудами А.С.Макаренко,

С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского и многих других советских педагогов. От них пришло в психологию понимание первичного коллектива как особого рода социально – психологической общности.

Школьный  коллектив представляет собой организацию, целесообразно устроенную и выполняющую  важные социальные функции. В школе  подрастающее поколение не только получает необходимые знания, но и готовится к производительному труду, к общественной деятельности. Сегодняшний день жизни школы всегда направлен на будущее – ученикам предстоит активное участие в общественной жизни. Однако было бы неправомерно, заглядывая в день завтрашний, упускать из виду сегодняшний, забывать, что школьники уже живут интересами не только школы, но и общества. В их повседневной детской жизни рождается то новое, с чем они войдут в завтрашнюю, взрослую жизнь.

К общей социально  – психологической характеристике школьного коллектива имеют одновременное отношение два определения: основной и вторичный. Основным школьный коллектив называют потому, что он является главной организационной единицей в системе школьного образования. Этот же коллектив именуют вторичным, поскольку он состоит из нескольких, более малочисленных по составу первичных коллективов учителей и учащихся. В общешкольном коллективе как вторичном отсутствуют характерные для первичных коллективов непосредственные тесные личные взаимоотношения между всеми его членами.

Педагогический  и ученический коллективы, если их рассматривать сквозь призму главной  задачи школьного коллектива – подготовки детей к жизни в обществе, выступают  как субъект и объект обучения и воспитания. А.С.Макаренко писал  «Коллектив учителей и коллектив  детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический»*1

В этой емкой  формуле заключен глубокий смысл, если принять во внимание вторую функцию  школы – организацию коллективной, совместной жизни детей. Педагогический и ученический коллективы взаимодействуют, оказывают обоюдное влияние друг на друга и объединяют свои усилия, направленные на достижение общих целей. Пожалуй, лучше С.Т.Шацкого об этом не скажешь: «Мы…не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно выполняющих общие обязанности, тем лучше».


Особого внимания заслуживают распространившиеся в  последние годы и привлекшие к  себе повышенный интерес широкой  общественности неформальные, или неофициальные, социальные объединения молодежи. Взрослые смотрят на них с любопытством или нескрываемой тревогой, а подростки  и юноши – с надеждой. Любопытство и тревога взрослых вызваны странностями во внешнем виде и поведении молодых людей, составляющих эти объединения. Собственные же их надежды чаще всего связаны с желанием получить в этих объединениях то, чего им не хватает в коллективах официальных.

Основные  характеристики таких групп следующие: преимущественно разновозрастной  состав, высокий уровень организованности. Большинство подростков объединяются в неофициальные группы по месту  жительства. Территориальный признак  для старшеклассников особенного значения не имеет. У них круг друзей и знакомых социально и пространственно  более широк.

В подавляющем  большинстве случаев лидерами таких  групп становятся старшие по возрасту дети. Степень влияния, которой обладают участники внутри своей группы, зачастую не совпадает с их авторитетом  в классе – среди сверстников и учителей

Что же ищут подростки и юноши в своих  неформальных объединениях? Почему они  так стремятся туда и  так дорожат  своим участием в них? Думается, что в таких объединениях ценится прежде всего независимость, искренность и открытость отношений, свобода самовыражения. Там каждый привлекает к себе внимание, получает возможность ощущать значительность своей личности, пользуется вниманием со стороны сверстников. Среди членов этих неформальных объединений существуют столь ценимые и необходимые молодым людям доверительные отношения.

Однако для  взрослеющей, но ещё не созревшей  личности участие в неформальных объединениях несет и немалую опасность, так как деятельность этих групп иногда принимает асоциальный характер. Происходит это, как правило, в условиях полной потери контактов взрослых, педагогов с группами юношей и подростков.

В каникулы школьники становятся участниками  разнообразных временных объединений: детские лагеря, санатории.

Временные коллективы решают большой круг учебно -  воспитательных

Задач. Для  каждого школьника такой коллектив  – это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь в отличие  от других коллективов он почти круглосуточно находится в окружении своих друзей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.

Временный коллектив  оказывает комплексное воздействие  на психологию школьника. Наблюдения показали, что пребывание во временных коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности школьника, но также влияет на деятельность того постоянного, основного ученического коллектива, членом которого он является. Психологами описано явление «переноса личностных приобретений» из временного коллектива в постоянный, хотя отмечено одновременно, что результаты при этом могут быть разными.

 

 

 

 

Таким образом, основным первичным ученическим  коллективом является школьный класс. Он – сосредоточие потребностей, стремлений, интересов и склонностей каждого  школьника. Кроме того, такие формы  коллективов, как неформальные и  временные объединения, также играют значительную роль в развитии личности школьника. И все эти группы изучает  социальная психология . Выработано общее представление о психологической структуре коллектива, созданы и в опытных работах проверены отдельные методы научного и практического изучения коллектива, получены эксперименталь-

ные  факты, позволяющие понять происходящие в нём процессы. Но нерешенных проблем осталось больше, чем решенных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

 

Человеческие  отношения в развитом коллективе образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой аналитически, то есть в исследовательских целях, можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо то остальных, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее они качественно различаются, и далее будет показано, в чём состоит своеобразие каждого вида отношений.

Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами,

положениями, утвержденными правилами и т.п. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений.

Отношения по вертикали – это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом – между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной (или неофициальной) должностной иерархии разное положение.

Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают  с совместной работой людей или по ее поводу, а личные –

как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой ими работы. В развитом коллективе формируется система  деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга  и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они не всегда основаны на объективной, действительной информации о человеке.

Опосредованными содержанием деятельности называют такие отношения, которые построены на базе основной деятельности. Все остальные отношения непосредственно с этой деятельностью не связаны. Поэтому они называются отношениями, не опосредованными содержанием основной деятельности.

Методы, применяемые  для изучения разных отношений на практике, дают, как правило, информацию, содержащую в себе одновременно сведения о нескольких подсистемах отношений. Однако, сколько бы людей не было в общности, объединенной трудом, они никогда не смогут образовать социально-психологическое единство, именуемое коллективом,  пока не станут относиться друг к другу по-коллективистски, сблизив свои позиции, соотнеся их с целями собственного прогресса. Изучая разные отношения, характеризующие развитый коллектив, надо помнить, что их основой выступает совместная, общественно значимая и организованное внутри ее общение и взаимодействие участников.

Тот или иной ученический коллектив создается  для достижения необходимых ему целей образования и воспитания. Эти цели определяют основные виды деятельности ученических коллективов: учебно-познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественную  и т.д. Совместная деятельность предполагает разделение обязанностей. Каждый человек в коллективе связан с другими разветвленной системой отношений, как их назвал А.С.Макаренко, отношений «ответственной зависимости».

Информация о работе Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов