Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа
Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество – вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность. Внимательное изучение различных групп и коллективов, встречающихся человеку на этом пути, представляется очень важным для понимания того, какой личностью он вырастет.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ.
1.1 ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
1.2 КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2. Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов
3. Практическая реализация концепции воспитания в коллективе в современной школе
4. Включенность личности в коллектив
Заключение
Список литературы
Как деловые,
так и личные взаимоотношения
качественно различаются у
Таким образом, в обсуждении отношений, характерных для ученического коллектива, мы подошли к понятию коллективистских отношений. Они определяются через понятия ответственности, сплоченности, коллективизма, контактности, открытости, организованности и информированности.
Ответственность членов ученического коллектива проявляется в том, что его участники свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают успехи и неудачи своего класса, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, обязательной для всех учеников.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу учеников об успехах класса, стремление хорошо учиться и дружить, противостоять тому, что разобщает и разрушает коллектив, нарушает его единство. Коллективизм – это развитие добрых традиций в классе, вера каждого ученика в свой кол-
лектив и его возможности. Чувство коллективизма не позволяет ученикам остаться равнодушными, если задеты интересы класса или школы. Все важные вопросы ученической жизни решаются сообща и при общем согла -сии.
В чем выражается сплоченность настоящего коллектива? Прежде всего, это – единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство действий в совместной деятельности.
Для подлинно коллективистских отношений важна контактность. Под нею по сути дела подразумеваются хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, тактичные и уважительные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты. Контактность проявляется также в том, что школьники радуются успехам друг друга, огорчаются при неудачах, делают то и другое вполне открыто и искренне. Такие взаимоотношения называются контактностью потому, что они обеспечивают благоприятный нравственный климат в коллективе, спокойную и дружелюбную обстановку.
Контактность включает и дружбу. Педагоги, воспитатели, родители
Обращают
особое внимание на дружеские взаимоотношения
школьников, справедливо считают
их одной из главных особенностей
межличностных отношений в
Под открытостью коллектива с точки зрения социальной психологии понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Частным, но весьма важным для характеристики ученического коллектива примером таких отношений может служить то, как класс принимает новичков и как быстро они привыкают к новым условиям.
На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам и их представителям. Такой коллектив активно обменивается опытом с другими коллективами, учитывает их интересы, справедливо и тактично относится к членам своего и других коллективов, объективно оценивает деятельность и поступки своего и других коллективов, старых членов коллектива и новичков, старается не подчеркивать свои преимущества перед членами других коллективов, активно сотрудничает с ними, радуется по поводу успехов и столь же искренне огорчается в связи с неудачами других коллективов. Открытость является одной из важнейших социально-психологических характеристик, по которой мы можем отличить настоящий коллектив от внешне похожих на него объединений школьников. Такие объединения, не обладающие открытостью, в свою очередь называют корпорациями. Социальная психология так определяет это понятие: корпорация – это группа, интересы которой замкнуты только внутри ее и не распространяются на других людей, иные общности и коллективы. Корпорации бывают двух основных типов: с антиобщественной или общественно нейтральной направленностью основной деятельности; их цели противоположны или безразличны интересам других людей, общества в целом. В принципе содержание и результаты деятельности корпоративного объединения могут быть и полезными для некоторого числа людей, но в конечном счете деятельность корпорации не приносит обществу той пользы, которую способен дать коллектив. К корпоративным объединениям школьников относятся различные группировки учащихся, противопоставляющие себя коллективу, антиобщественные уличные объединения детей.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива. В бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возникающие противоречия и конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык. От организованности непосредственным образом зависят результаты деятельности коллектива, что позволяет отнести эту характеристику к важнейшим при оценке успешной работе коллектива.
Одним из условий успешной работы ученического коллектива и установления между ребятами доверительных отношений является хорошее знание ими друг друга и состояния дел в классе. Это знание называется информированностью.
Все вышеперечисленные характеристики являются необходимым условием существования развитого ученического коллектива. Их отсутствие – признак недостаточной социально-психологической развитости соответствующей общности.
Для полноценной характеристики группы школьников как сформирован- ного ученического коллектива необходимы все описанные выше признаки, свойства и качества.
1.2
КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР
«Воспитание - это преднамеренно и сознательно организованный целе-
направленный
процесс социального
Такой институт воспитания, как школа, охватывает своим влиянием фактически всех детей школьного возраста, другие – лишь часть детей.
В целом система институтов воспитания направлена на воспроизводство социально необходимого типа личности человека. При этом каждый из них имеет специфические воспитательные возможности и ведущие воспитательные функции, определяемые этими возможностями. Например, для внешкольных учреждений главным является развитие индивидуальных задатков детей и удовлетворение их специфических интересов. В связи с этим влияние, который оказывает каждый институт воспитания на формирование, развитие и воспитание личности школьника, имеет нечто общее и особенное.
Особенное определяется задачами, возможностями и функциями каждого института. Общее состоит в том, что во всех институтах воспитания школьники получают для решения своих возрастных задач те или иные возможности, которые целенаправленно создаются взрослыми. Таким образом, развитие личности происходит в них под определенным педагогическим воздействием и в определенной мере регулируется педагогами. В связи с этим все институты воспитания оказывают формирующее воздействие на школьников.
Выдвигая перед собой цели в процессе решения задач, школьник сообразуется в том числе и с содержанием, формами организации, нормами и ценностями, которые характерны для жизнедеятельности того или иного института воспитания. Вследствие всего этого формирование у школьника отношений к миру и с миром, к себе и с собой в рамках каждого института воспитания идет несколькими способами.
В педагогике в качестве одного из ведущих принят принцип коллективного воспитания. Коллектив представляет собой единство организации и социально-психологической группы и функционирует в рамках того или иного института воспитания.
В коллективе каждого института воспитания организуется целенаправ-
ленное педагогическое воздействие на формирование школьника, т.е. собственно процесс воспитания личности. При этом личность становится доступной эффективному педагогическому воздействию в той мере, в какой она реализует свою активность в процессе жизнедеятельности коллектива.
Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, которые создают педагоги при организации взаимодействия в процессе этой жизнедеятельности, личность школьника становится объектом воспитания.
Другими словами, ребенок становится объектом воспитания в той мере, в какой он становится субъектом процесса воспитания.
Педагоги
рассматривают детский
Детский воспитательный коллектив – ячейка общества, созданная для выполнения определенной социальной функции – воспитания подрастающих поколений.
Воспитательный
коллектив – сложное социально-
При этом не следует забывать, что современный ребенок является одновременно членом нескольких коллективов. Членом одних коллективов он является параллельно, других – последовательно. Каждый из этих коллективов имеет специфические функции и содержание жизнедеятельности, в каждом из них школьник занимает несколько иную позицию в системе внутриколлективных отношений. Все это определяет неидентичное влияние различных коллективов на воспитание личности. В чем-то оно совпадает, в чем-то одно дополняет другое, в чем-то противоречит, а в чем-то влияние одного коллектива может даже отрицать влияние другого.*
Изучение того, на какие стороны личности влияет коллектив, имеет в педагогике давнюю традицию. В ее русле выдвигалось и разрабатывалось немало продуктивных идей. В общем виде они сводились к тому, что коллектив: а) влияет на различные стороны личности неодинаково, и это влияние может быть как положительным так и отрицательным (В.М.Бехтерев; С.М.Риверс) ; б) развивает и обогащает природные задатки ребенка (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий); в) формирует социально необходимые качества: коллективизм, трудолюбие, ответственность (А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский); г) влияет на нравственность подрастающего человека (Т.Е. Конникова, М.Г.Казанкина); д) дис-
циплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества (А.С. Макаренко, В.М.Коротов); е) приобщает школьника к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность (Е.А. Аркин, Л.И.Новикова). Этот
перечень далеко не полон, ибо за долгое время проведено огромное количество исследований, посвященных влиянию коллектива на формирование тех или иных конкретных качеств школьников.
Параллельно
с этой традицией в педагогике
интенсивно разрабатывался принцип
индивидуального подхода в
В общем виде индивидуальный подход предполагает следующие пути : «…Изучая ребенка, использовать все потенциальные силы индивидуальности
- ее запросы,
стремления, интересы, ее творческие,
организаторские,
Реализация в теории и практике принципов коллективного воспитания и индивидуального подхода создала предпосылки для того, чтобы сделать попытку разработать личностный подход в коллективном воспитании.
Ставить вопрос о разработке личностного подхода позволяет нам педагогическая концепция личности школьника.
Личностный
подход в коллективном воспитании предполагает
наличие у педагогов осознанной
цели – последовательно и целостно
формировать и развивать
Информация о работе Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов