Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа
Становление личности школьника происходит в его общении с окружающими людьми. Ребенок и семья, учащийся и школьный класс, работник и коллектив, личность и общество – вот основные стадии постепенно расширяющихся человеческих отношений, в которые втягивается личность. Внимательное изучение различных групп и коллективов, встречающихся человеку на этом пути, представляется очень важным для понимания того, какой личностью он вырастет.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛЛЕКТИВЕ.
1.1 ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.
1.2 КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2. Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов
3. Практическая реализация концепции воспитания в коллективе в современной школе
4. Включенность личности в коллектив
Заключение
Список литературы
ников (институциональный, традиционный, стилизованный, межличностный,рефлексивный), а при необходимости корректировать влияние одних способов и компенсировать недостаточность других.
Личностный подход требует организации в коллективе целостного процесса воспитания личности. Целостным он становится в том случае, если содержание, формы и методы организации жизнедеятельности коллектива: а) создают условия для решения школьниками возрастных задач и стимулируют выдвижение ими перед собой адекватных целей; б) способствуют развитию у школьников рефлексии и навыков саморегуляции; в) позволяют школьникам проявлять и развивать свои интеллектуальные, социальные, инструментальные и художественные задатки и способности и приобретать соответствующие умения; г) определяют доминирующие социальные установки учащихся, - а в целом формируют у школьника социально ценную систему отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Имеющиеся позволили определить пути реализации личностного подхода в коллективе. Общий вывод звучит несколько банально: вся организация и содержание жизнедеятельности коллектива в целом есть магистральный путь личностного подхода. Но в рамках этого магистрального подхода удалось определить некоторые, наиболее эффективные пути. Так, развитие рефлексии у школьников наиболее связано не только с содержанием и организацией жизнедеятельности, но и с демократическим стилем преподавания со стороны педагогов. Навыки саморегуляции приобретаются школьниками в большей мере в зависимости от позиции, которую занимает педагог в работе с коллективом. Развитие у школьников интеллектуальных, социальных, инструментальных и художественных задатков и способностей и приобретение соответствующих умений во многом связано с осуществлением возрастного подхода в работе с коллективом учащихся.
Личностный подход становится эффективным при следующих условиях.
Во-первых, если педагог в каждом школьнике видит социальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; если педагог последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой; если педагог учит школьников видеть личность в каждом из окружающих людей.
Во-вторых, если жизнедеятельность коллектива предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению объективных социальных потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе).
В-третьих, если организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета процессов самоорганизации в коллективе. (Тогда организация жизнедеятельности коллектива позволяет школьнику стать ее субъектом, что дает педагогам возможность реализовать личностный подход).
В-четвертых, если педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих учениках. В таком случае он смело и убежденно ведет с ними диалог (а не монологически поучает и воспитывает), утверждая в нем идеи нашего общества; не боится возражений учащихся, не опасается стать объектом их критики, идеализации, оценки вообще; последовательно ведет линию на превращение своих учеников в субъектов жизнедеятельности коллектива, то есть в субъектов процесса воспитания.
Таким образом,
воспитание в коллективе и через
коллектив является
Школьник не может полноценно развиваться вне коллектива сверстников, а так же коллективов, в которые включаются дети других возрастов.
2. Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов
С первых лет создания отечественной школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование
преимуществ коллективного
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.
Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного раз-вития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
В последние десятилетия
3. Практическая реализация концепции воспитания в коллективе в современной школе
Начиная с первого класса детей объединяют в группы: сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр: «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».
Игры «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.
Во II классе основная задача педагога - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.
Основное в работе с третьеклассниками - создавать и поддерживать проблемными вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут главное - уметь держать паузу.
С помощью делового общения дети
могут организовать работу между
классами, группами дошкольников во время
совместных праздников, соревнований,
уроков, олимпиад; могут выступить
учащими детей младших классов
и дошкольников, что свидетельствует
о становлении учебной
Игры в III классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организовывают и четко контролируют выполнение правил.
В старших классах детей можно объединять в группы для выполнения различных заданий: написаний совместных докладов, выполнения проектов, создания поделок и т.д. кроме того со старшеклассниками проводятся различные КТД (коллективно-творческие дела): КВНы, школьные инсценировки, концерты и т.д.
4. Включенность личности в коллектив
Организованность коллектива во многом
определяется тем, какую позицию
занимает в нем каждый из учащихся,
и какова его активность в общих
делах. Способность личности действовать
так, чтобы укреплять
Термин «включенность личности
в организацию» сходен с рядом
социально-психологических
Включенность следует понимать
как адекватное или неадекватное
участие личности в жизнедеятельности
коллектива, в реализации его целей.
В случае адекватного участия
у учащегося проявляются
Включенность как участие в делах коллектива определяет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуждает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характеризует его включенность.
Включенность - это не просто принадлежность человека к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов положительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен быть творческим, самоуправляемым коллективом, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе.
Информация о работе Основные положения теории воспитания личности в коллективе в трудах педагогов